Сегодня в чудесном Плесе, где Господь, несмотря на мои грехи, сподобил уже второй раз побывать, шел шел и нашел чудесную выставку мастеров Палеха и Холуя.
Как я уже писал, Палех (Холуй я субъективно люблю меньше, за чрезмерную глянцевость, но признаю гениальность его мастеров) - это слабый отблеск того, каким стало бы русское национальное искусство, если бы оно и дальше развивалось из иконописи своими путями и не было насильственно переведено на рельсы масляной живописи.
Русская живопись должна была сохранить основные конструктивные моменты иконописи даже в светском варианте, а именно обратную перспективу, одновременность разновременного, подчинение размера объекта не иллюзии присутствия, а его значимости, принцип "клейм", символизм цветов и предметов, то есть всё то, что создает особый стиль иконописи как направления живописи (не культовое значение иконы, а именно живописное).
И вот чудесная выставка современных палехских и холуйских работ, разножанровых и разнотипных. Общее у них одно, восхищение и очарование, которое перед ними испытываешь.
Я, конечно, отобрал лишь малую часть того, что сфотографировал. Но, думаю, и она весьма показательна.
Палех
Карнавал в Венеции
Илья Муромец
Елизавета Петровна на охоте
Блаж. Ксения Петербуржская
Царевна-лягушка
Святые страстотерпцы Борис и Глеб
Слово о Полку Игореве
Полтавская битва
"Пиковая Дама" Пушкина
Костромские иконописцы
"Анчар" Пушкина
Палехские студенты
Дальше идут работы мастеров из Холуя
Единение Руси. Минин и Пожарский
Двенадцать месяцев
Нестор Летописец
Явление Пресвятой Богородицы св. прав. Андрею Боголюбскому