В рубрике "Классическая колеекция" ж-ла Classic Rock, который я, как вы, вероятно, догадались, иногда почитываю, поместили следующий материал о Queen
Queen
Музыка Queen уверенно и безапелляционно возводит рок в ранг высокого и большого искусства. Подчас даже кажется, что участники этого британского коллектива выглядят слегка неуместно среди брутальной и отвязной рок-н-ролльной братии.
Вы с легкостью найдете Queen в какой-нибудь хэви-метал-энциклопедии. Но вам ни на секунду не придет в голову мысль отнести эту группу к лагерю металлистов. Вы можете наслаждаться безупречным поп-материалом, вышедшим из-под их пера, но у вас язык не повернется назвать Queen поп-группой. К некоторым их произведениям легко прилаживается ярлык «прог-рок», но, перечисляя команды, работающие в этом стиле, о Queen вы вспомните в последнюю очередь. Говоря о творчестве этой группы, подобными парадоксальными пассажами можно жонглировать еще довольно долго. Именно этим Queen и уникальны. «Мы были словно дети в кондитерской лавке, у которых разбегались глаза: хотелось попробовать и то, и другое, и третье», - вспоминал Брайан Мэй. Наследие группы действительно слишком многогранно, оно не вписывается ни в какие стилистические рамки - в этой связи несложно понять, почему их обожали поклонники и недолюбливали (по крайней мере, когда еще был жив Фредди Меркьюри) представители масс-медиа. Исполняя самую разную музыку, - от кантри до фанка и от мюзик-холла до хэви-метал, - Queen постоянно словно выскальзывали из-под журналистского пера: последним никак не удавалось заклеймить группу каким-нибудь определением, и многих из них это, видимо, не могло не раздражать.
Многие упрекали (и, возможно, не без оснований) Queen в излишней манерности и интеллигентности, с которыми - так уж традиционно сложилось - у истинного рок-н-ролла мало общего. Действительно, Фредди Меркьюри не Бон Скотт, а Брайан Мэй - не Закк Уайлд. Но это же и подкупает и очаровывает в наших героях, ставших рокерами в последний момент: каждый из них, имея за плечами диплом о высшем образовании, мог запросто обустроить свою жизнь в иных сферах человеческой деятельности.
Queen, бесспорно, самая образованная, в академическом смысле этого слова, группа - одна ученая степень Брайана Мэя и опубликованная им недавно научная работа чего стоят! И переизбыток интеллекта на единицу площади не мог не сказаться на произведениях Queen: их многослойные вокальные партии, хитроумные гитарные полотна, вкуснейшие аранжировки - одного лишь музыкального таланта для создания иных квиновских шедевров было бы, наверное, недостаточно.
Поэтому зачастую упреки Queen в чрезмерной помпезности и заумности сродни непониманию или даже банальной зависти: ведь такие восхитительные (в основе своей) записи оставили обыкновенные, в общем-то, люди.
АЛЬБОМЫ
НЕОБХОДИМЫЕ. КЛАССИКА
A Night At The Opera
EMI
Известно, что когда пленка с окончательным вариантом альбома была готова, ее боязно было взять в руки: испещренная бесконечными наложениями и «галилеями», она буквально просвечивала и в любой момент могла рассыпаться в руках. Все это неспроста, ибо тот «осязательно-визуальный» эффект 33-летней давности со временем превратился в непреходящий аудио-эффект: при внимательном прослушивании A Night At The Opera вы будете каждый раз находить в нем все новые, неслыханные ранее, оттенки и нюансы, даже если вам казалось, что эту запись вы знаете наизусть. В бриллиантовой короне Queen эта пластинка, несомненно, самый ценный экземпляр.
Sheer Heart Attack
Parlophone
Музыканты группы признавались впоследствии, что этот альбом отнял столько сил, энергии и нервов, что его название выглядит не таким уж и преувеличением. Желание продемонстрировать максимум своих способностей и возможностей, стремление шокировать, сразить наповал сквозит практически в каждой ноте пластинки. И, как всегда, альбом полистилистичен чуть ли не до абсурда: мощная, развернутая Brighton Roc, с мэевскими «полетами по грифу», ставшими впоследствии его фирменным знаком, незатейливая Misfire, игривая помп-роковая Killer Queen, предметаллическая Stone Cold Crazy, виртуозная диксилендовая Bring Back That Leroy Brown… Фантастика!
ПРЕВОСХОДНЫЕ АЛЬБОМЫ, СТАВШИЕ ЭТОЛОНОМ ЗВУЧАНИЯ
Queen II
EMI
Крупномасштабное квиновское шествие по умонастроениям меломанов началось именно с этого альбома. Здесь, в отличие от дебютной пластинки, Queen уже прочно заняли свою нишу: по крайней мере, две основные составляющие фирменного «королевского» саунда - изысканные и богатые вокальные гармонии и «гитара-оркестр» были найдены и доведены до совершенства именно на Queen II. Здесь же музыканты нащупали примерную хит-формулу (песня Seven Seas Of Rhye стала их первой вещью, попавшей в британский Тор 10), однако таким развернутым пафосным композициям, как Father To Son, White Queen (As It Began), The March Of The Black Queen они пока уделяют больше внимания.
Innuendo
EMI
Без грусти этот альбом слушать невозможно, ведь уже через полгода после его релиза Фредди Меркьюри не будет в живых. Но эта грусть почти всегда уступает место восхищению, когда осознаешь, что феноменальные вокальные партии исполнены человеком, который знает, что смертельно болен. Меркьюри, при всем его и без того недосягаемом величии, на Innuendo превосходит сам себя: его вокал, исполненный боли, страсти, красоты и неувядающей, несмотря ни на что, мощи - действительно самый трогательный и важный момент этого альбома. Хотя, конечно же, вклада и заслуг Брайана (кстати, именно он, вопреки расхожему мнению, автор душераздирающей The Show Must Go On), Джона и Роджера никто не умаляет.
Jazz
EMI
Кем надо быть, чтобы записать альбом, открывающийся вычурной композицией Mustapha, исполненной на языке псевдоарабской тарабарщины? Или приглашать для съемок видеоклипа к песне Bicycle Race, обнаженных моделей (сиречь fat bottomed girls), раздать им по велосипеду и пустить кататься вокруг стадиона? Кем надо быть, чтобы в разгар громогласной и нигилистичной панк-вакханалии петь об уколах ревности (Jealousy), сладких грезах (Dreamer’s Ball) и трогательных уикендах (In Only Seven Days)? И ухитриться в итоге выдать три мощнейших хит-сингла, а с самим альбомом, с легкостью вошедшим в национальный Top 3, пополнить собственную коллекцию платиновых дисков?
Надо быть группой Queen.
A Kind Of Magic
EMI
Альбом, записывавшийся параллельно с работой над саундтреком к замечательному фильму «Горец», стал, возможно, самым ярким аудиофолиантом, созданным Queen в 80-х. в этом десятилетии стремление к эклектичности в стане группы, в целом, несколько поугасло, что, однако, не помешало, им поместить на A Kind Of Magic столь «полярные» опусы, как Pain Is So Close To Pleasure и Gimme The Prize: непосвященный человек ни за что не догадается, что эти две композиции исполняются одной и той же группой и поются одним и тем же человеком.
Изумительные произведения - Friends Will Be Friends, Who Wants To Live Forever, Princes Of The Universe и One Year Of Love - довершают картину общего великолепия.
ХОРОШИЕ. ЗАСЛУЖИВАЮТ ВНИМАНИЯ
A Day At The Races
EMI
Этому альбому не посчастливилось стать преемником фантастической «Ночи в опере», однако он - не без помощи суперхита Somebody to Love - с честью вышел из щекотливого положения. самая декадентская пластика Queen, как обычно, начинена всякой всячиной, однако, в отличие от большинства релизов, производит впечатление относительно спокойной, без резких кренов в стороны, работы. И хард-роковые(Tie Your Mother Down, White Man), и более умеренные (You Take My Breath Away, You and I) номера здесь тяготеют к некой общей середине. Впечатление такое, что после двух пластинок невообразимо разношерстного материала квины решили взять небольшой тайм-аут.
The Miracle
EMI
Уникальный случай: квинов угораздило открыть альбом двумя наименее впечатляющими треками из всех возможных. Решение, самоубийственное для любой другой команды, ничуть не повредило Queen - напротив, начиная с идущей третьей по счету титульной композиции, жемчужины сыплются, как из рога изобилия: I Want It All, The Invisible Man, Breakthru, Rain Must Fall, Scandal…
Впервые после выпуска нового альбома музыканты не предприняли крупное турне в его поддержку: объясняя журналистам свое решение усталостью от рутинной схемы «альбом-турне-альбом», парни явно что-то не договаривали. Увы, через два года стало ясно, что именно.
News Of The World
EMI
Два спортивных гимна(We Will Rock You, We Are The Champions), два едких оскала Роджера Тэйлора в сторону заполонивших чуть ли не все медиа-пространство панков (Sheer Heart Attack и Fight From The Inside), две симпатичнейших - и едва ли не лучших на всем альбоме - песни Джона Дикона (Spread Your Wings и Who Needs You), две вещи, демонстрирующие две противоположные композиторские грани Брайна Мэя (All Dead, All Dead и It’s Late) и два разных - романтик и циник - Фредди… неплохой и весьма любопытный результат для 1977 года - года, в котором, казалось, нет места такой группе, как Queen.
ИЗБЕГАЙТЕ
Hot Space
EMI
Один раз квинам все-таки изменило чувство меры. Увлекшись новомодными диско-, фанк- и нью-уэйв ритмами, музыканты сварганили пластинку, напичканную этими ритмами под завязку. Гордо избегая синтезаторов на протяжении всего предыдущего десятилетия, здесь они как будто старались наверстать упущенное. В итоге получился альбом, где каждая отдельно взятая песня вроде бы не так уж и плоха, а общей внятной картины не получается. Надуманные аранжировки, отстраненные мелодии и какой-то странный, словно высушенный звук… Из общего, довольно унылого ряда выпадают разве лишь Life Is Real, Back Chat и сделанная в содружестве с Дэвидом Боуи Under Pressure.
+ Небольшой опрос общественного мнения.
Должна признаться, что я несколько не согласна с позицией Classic Rock относительно ранжира альбомов. Уверена, впрочем, что многие из тех, кто почитывает этот ЖЖ, в свою очередь будут не согласны со мной, но вот какой «чарт» предложила бы я:
1. необходимые: Queen II, A Night In The Opera, Innuendo
2. отличные: Sheer Heart Attack, A Day At The Races, Jazz, The Game, A Kind Of Magic
3. хорошие: Queen, News Of The World, The Works, The Miracle
4. чуть слабее других (ни один из альбомов Queen не заслуживает, чтобы его «избегали» :-)): Hot Space, Made In Heaven
А что бы предложили Вы?