2 проблемы составляли основную заботу римского народа (Populus Romanus) на протяжении почти всей его истории: армия и провинции.
Точнее, мощь армии и покорность провинций. Рим строил свою экономику "за счет эксплуатации племен, превращая их из "внешней периферии" во "внутреннюю"[14]. Основным средством этих "превращений" были завоевательные походы римских легионов.
Армия, сначала воплощавшая волю римлян к господству над периферией,
уже при Юлии Цезаре становится фактором внутренней политики.
В дальнейшем, на фоне разрыхления государственных структур Римской империи, армия оказалась наиболее консолидированной частью общества. Вследствие особой, военной, дисциплины, длительности совместной службы солдат, общности их судеб и корпоративных интересов - в отношении условий службы, размеров жалования и земельного вознаграждения ветеранам - римские армии, расквартированные на Западе и на Востоке, стали носителями собственных политических интересов. Выдвижение (назначение) императоров армиями стало характерной чертой римской политической жизни периода упадка. "Армейские императоры" - лишь крайний пример того, что мощь государственной власти в Риме дробилась и все более увязала в решении внутренних проблем. Постепенная утрата римской военной силой изначально присущей ей центробежной направленности отражала процесс разрушения в Риме всей системы, построенной по модели радиального миропредставления Древности.
То же можно видеть на примере римского гражданства.
Если в начале I в. до н.э. городу Риму пришлось "поделиться" гражданством с жителями Италии, тем самым лишь расширив "центр", противопоставленный внезапно распахнувшейся после Пунических войн периферии "римского мира", то предоставление в 212 году н.э. римского гражданства всем свободным жителям провинций формально закрепило уже завершившуюся романизацию провинций. В аспекте основного для Древности культурного противостояния "центр-периферия" этот эдикт Каракаллы означал признание того, что к III веку н.э. экономическая и политическая мощь и воля провинций уравновесила и превысила мощь италийского "центра". Следовательно, можно утверждать, что основная для Древности радиально-центробежная модель пространства потеряла свое реальное воплощение задолго до того, как прекратилось формальное существование Римской империи.
Возрастал хаос и в экономике империи - в отношениях к земле и к труду.
Полисное римское гражданство связывало свободу и землевладение воедино. Римская история разделила землевладение и земледельческий труд. Владение землей по традиции до самого конца Рима оставалось почетным, но по-настоящему крупные доходы поступали от торговли, особенно морской, от службы по сбору налогов в провинциях, от эксплуатации рудников благородных металлов, от ростовщичества.
Рабы, приток которых в годы высших военных успехов римлян достигал сотен тысяч пленников в год, и
рабское земледелие вытеснило свободных крестьян из хозяйственной жизни.
Снижение притока рабов в позднеримское время заставило римлян по-иному относиться к рабам и рабству, но не вернуло положение дел к исходному состоянию.
Земледелие становилось убыточным настолько, что:
- возник массовый уход крестьян с земли;
- производство хлеба в Италии падало;
- дело дошло до того, что римские власти были вынуждены взять на себя систематическое снабжение города египетским хлебом;
- но восполнить нищету сельского и городского плебса не мог никто.
Власти, дотациями искусственно поддерживавшие доступность цен на хлеб за счет налогов, уничтожили тем самым и торговлю, и частные хозяйства, и вынуждены были изобретать способы заставить свободных людей работать на земле против их воли. Это означало фактический конец свободного гражданства как раз тогда, когда формально оно стало доступно практически всем.
К закату Империи мы видим "римский мир", совершенно отличный от того, что было на том же месте и под тем же названием за 8, 5, даже за 3 века до того.
Можно понять отчаяние и гнев римлян, современников этой противоречивой ситуации:
- "радиальная" пространственно-временная схема, направлявшая умы и волю людей Древности к овладению миром на протяжение тысячелетий и потому казавшаяся вечной, как бы сама собой отменилась:
- утрата общих интересов лишала человека шансов прославиться на общественном поприще - военном, государственном, гражданском;
- умы и воли большинства направлялись уже не общими, а частными и ближайшими причинами и стимулами:
--- развлечениями и удовольствиями,
--- страстью к богатству,
--- заботой о здоровье, о семье и
--- о том, как в водовороте случайностей не обнищать внезапно;
--- даже вера в богов, отношения с ними, переходили в сферу личной заботы.
И это в стране, когда-то установившей себя в понятии res publica, что значит "дело народа", т.е. общее дело;
- теперь страна всем казалась чужой.
К концу своей истории Рим приобрел границы - тогда, когда пришлось переходить от завоеваний к обороне от все усиливавшегося натиска варваров (117-й - год последнего завоевательного похода в Месопотамии). Но римские границы никому не казались "священными".
А смысл перемен ускользал.
Казалось, что боги отвернулись от своего детища, и грядет конец света.
___________________________________________
Найдорф М.И. "Введение в теорию культуры. Историко-культурный процесс",
Глава I "Древние культурные революции", § 1.4.
Optimum: Одесса, 2004, - 254 с.
https://sites.google.com/site/marknaydorftexts/process/glava-i___________________________________________
Bonus - ГРИГОРИЙ ПОМЕРАНЦ, "ВЫБОР XXI ВЕКА"
Зерно кризиса несла в себе уже письменность:
- oна позволила культуре расползтись по тысячам частных дорог, и
- человек, блуждая по этим дорогам, терял целое, терял главное;
- письменность позволила создать имперскую администрацию и
- объединить десятки племен и народов под одним управлением;
- в имперских центрах и в торговых городах смешивались люди всех племен и расшатывались племенные нормы.
Торговый, административный и (в Индии) жреческий разум:
- поднялся до вопросов, на которые раньше отвечал только миф, и
- пытался создать системы, основанные на логике;
- таких философских систем оказались десятки;
- общим итогом был скептицизм.
Истина затерялась среди множества истин.
Общество держалось на привычках, сложившихся:
- до распространения письменности,
- до имперского права,
- до философии и логики.
Но шаг за шагом шел упадок нравов.
http://pomeranz.ru/p/pub_xxi_choice.htm~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
The original posting was made at
http://hojja-nusreddin.dreamwidth.org/114208.html