ОКОНЧАНИЕ. К НАЧАЛУ:
http://hojja-nusreddin.livejournal.com/2422370.html_________________________________
Навафил, ед. ч. нафила - дополнительные обязательства, добровольно принимаемые к исполнению сверх положенных по обряду.
Назар бар кадам (перс.) - наблюдение за своими поступками, осмотрительность во время прохождения мистического Пути. Седьмой постулат ордена накшбандийа.
Наиб - заместитель главы ордена, его представитель в регионе.
Накиб, см. нукаба.
Накис - человек с недостатками.
Насаб - родословная; происхождение (духовное).
Насик - подвижник.
Насут - естественное состояние человека, в котором он живет, следуя предписаниям шари’а.
Нафи ва исбат - формула «отрицания и подтверждения» - первая часть шахады: ла илаха илла-ллах («Нет божества, кроме Аллаха»).
Нафс - низменное «Я», ан-нафс ал-аммара - нечестивая, «упорствующая» душа; ан-нафс ал-камила - «совершенная душа»; ан-нафс ал-лаввама - «душа, заслуживающая осуждения»; ан-нафс ал-мардийа - душа, угодная Богу; ан-нафс ал-мутмаинна - успокоенная душа; ан-нафс ал-мулхима - вдохновенная Богом душа; ан-нафс ар-радийа - «ублаготворенная душа»; ан-нафс ас-сафиййа - «просветленная душа»; нафс натика - «эго», то, на что указывает человек, говоря «я» (см. Мактубат имама Раббани). «Непокорность других не причинит тебе столько вреда, сколько непокорность нафса» (имам Газали).
Нигахдашт (перс.) - самоконтроль над мыслями во время повторения установленного числа раз формулы зикра. Третий постулат ордена накшбандийа.
Нисба - определение, указывающее на происхождение; приобщение к ордену.
Нисбат ал-хирка - цепь посвящения.
Нихая - достижение последнего уровня.
Ният - намерение. Это основа для действия, чтобы оно стало благом, намерение же само по себе остается благом, даже если что-то помешает совершить доброе дело. По словам Газали, «Бог смотрит на сердца людей, т.к. они являются носителями намерения».
Нуджаба («превосходящие»), ед. ч. наджиб - ранг в суфийской иерархии святых.
Нукаба, ед. ч. накиб - ранг в суфийской иерархии святых.
Нуксан - недостаток.
Пир - «старец», глава ордена дервишей, духовный наставник.
Рабита - уединенное убежище, «скит»; психологическая практика суфиев: духовная связь с наставником посредством воссоздания в сердце его образа (вплоть до растворения в нем).
Раджа’ - надежда. Раджа есть надежда на милость Аллаха посредством улучшения поступков, ибо надежда без стремления - это обман.
Ратиб, мн. ч. раватиб - точная регламентация поведений; предписание, данное главой ордена ученику; обязательная молитва тарики.
Рида - «удовлетворение», суфийский термин, обозначающий одну из «стоянок» (макам) мистического пути суфии (тарик). Согласно суфийским авторам, смысл рида заключается в полной покорности божественной воле и пренебрежении собственными невзгодами. Понятие рида тесно связывали с другой мистической «стоянкой» - таваккул, предписывающей отказ от добывания средств к существованию в уповании на Аллаха.
Риядат (риязат) - борьба с собой, нацеленная на неисполнение дурных желаний.
Рузан-и дил (перс.) - «окошечко» связи с духовным миром, существующее в сердце.
Руйа - сон; ‘илм та’бир ар-руйа - наука о толковании сновидений.
Руханият - духовный мир.
Рухса, мн. ч. рухас - отпущение; разрешение.
Рушд - правильное наставничество.
Сабр - терпение, перенесение страданий, неудобств. Одна из стоянок (макам) на пути.
Саджжада - молитвенный коврик или подстилка; молитвенный коврик основателя ордена - символ власти его преемников - саджжада-нишин (перс.); саджжадат ал-иршад - место и право мистического наставничества.
Саих - странствующий (дервиш).
Салик - путник, идущий по мистическому Пути.
Салима - здравие, очищение от всех недостатков.
Салих - праведный, благовоспитанный.
Санад, мн. ч. аснад - авторитет, опора; терминологически - звенья генеалогической цепи.
Сафар дар ватан (перс.) - «путешествие по родине» духовная эволюция (от порицаемых качеств к похвальным). Шестой постулат ордена накшбандийа.
Сахв - трезвость.
Сахр - бдение, бодрствование.
Сидк (сыдк)- правдивость. Правдивость в речи, правдивость в намерениях и стремлениях, правдивость в решительности, правдивость в поступках и правдивость в поисках ступеней религии. Тот, кто владеет правдивостью во всех перечисленных свойствах - тот сыддик.
Силсила - цепь; цепь духовной преемственности, духовная родословная; силсилат ал-барака - цепь благословения; силсилат ал-вирд (ирада) - цепь посвящения; силсилат аз-захаб - духовная и физическая преемственность в ордене накшбандийа; силсилат ат-тарбийа - цепь воспитательного наставничества.
Сирр - тайна. Центр сознания индивида (личности). Это таинственная точка соприкосновения с тем, что Свято.
Сукр - духовное опьянение любовью к Богу.
Сулук - процесс прохождения мистического Пути, часто понимаемый как собственно Путь; сулук ат-тарик - прохождение Пути; мистическая лестница совершенства.
Суф («шерсть») - грубый шерстяной плащ, власяница, отличительный атрибут верхней одежды суфия.
Суфизм - мистико-аскетическое движение в Исламе. В разные эпохи суфизм был распространен от территорий на северо-западе Африки до северных окраин Китая и Индонезии. В целом для суфизма характерны сочетание идеалистической метафизики с особой аскетической практикой, учение о постепенном приближении прозелита (мурид) через мистическую любовь к познанию Бога, важная роль духовного наставника (шейх, муршид, пир), ведущего адепта по мистическому пути (тарикат). Отсюда стремление суфиев к интуитивному познанию, «озарениям», экстазу. В суфизме существует практика самонаблюдения над соотношением поступка человека и его сокровенных намерений с целью достижения высшей искренности перед Богом, что противопоставлялось лицемерию и показному благочестию. В IX веке н.э. суфийское учение о тарикате приобретает законченную форму, появляются положения об «остановках» на мистическом пути. Суфийская символика, образы пронизывают классическую поэзию (Руми, Хафиз, Джами, Ансари и др.)
Сухба - братство, товарищество, сообщество, содружество учеников; в суфийских текстах может означать также «товарищ» или «ученик»; сухбат ат-табаррук - ученичество (в раннем суфизме). Сухбат имеет глубокое воздействие на личность человека, его нрав и поведение. Друг приобретает от своего друга его качества путем душевного воздействия и практического следования.
Та’аббуд - служение (Богу).
Табакат («разряды») - категории; табакат ал-авлийа - жития святых.
Табаррук - наличие святости как неотъемлемого качества.
Та’бир ар-руйа - толкование снов мурида с целью выявления его прогресса на мистическом Пути.
Таваджжуд - нарочито вызванный посредством зикра экстаз.
Таваджжух - созерцание путем концентрации мысли на каком-либо субъекте.
Таваккуль - упование на Аллаха и предание себя божественной воле; широко распространенный элемент религиозной практики аскетов, посвятивших свою жизнь служению Богу и размышлениям о Нем. В суфийской литературе слово таваккуль встречается как наименование одной из начальных «стоянок» (макам) мистического пути суфия; смысл этой ступени заключается, по мнению суфийских авторов, в полном отрешении от собственной воли и обращении к Богу как единственному источнику человеческого бытия.
Тавхид (таухид) - единобожие; единение.
Таджалли (мн. ч. таджаллийат) - «богоявление», манифестация Божества в мире. В Коране встречается только глагольная форма таджалла («явился») в эпизоде, повествующем о явлении Бога горе, в результате чего она «обратилась в прах» (7:143/139). Согласно традиции, термин таджалли для обозначения блаженного видения, ожидающего людей в День воскресения (йаум ал-кийама), впервые ввел басрийский аскет Рабах б. Амр ал-Кайси (ум. в 796 г.). Такое понимание таджалли получило развитие в учении известного суфийского экзегета Сахла ат-Тустари (ум. в 896 г.). Он, в частности, различал три вида таджалли: а) явление божественной сущности (таджалли аз-зат), или божественное озарение (мукашафа); б) явление божественной сущности в своих атрибутах (таджалли сифат аз-зат), или озарение (мауди аннур); в) явление божественного повеления (таджалли хукм аз-зат), или будущая жизнь (ал-ахира ва ма фи-ха). В первом и во втором случаях речь, по-видимому, шла о различных аспектах «богоявления», когда Бог предстанет перед людьми в День воскресения и «озарит» их сердца «подобно солнцу». Это блаженное видение уготовано избранным «друзьям Бога» (аулийа Аллах) в награду за признание его единственности (таухид). Явление божественного повеления есть окончательное осуществление предвечного божественного замысла в отношении творения и всеобщее воздаяние. Согласно ал-Халладжу, Бог постоянно является (йатаджалли) людям в предметах и событиях окружающего мира, но «узнают Его» только немногие избранные.
Таджарруд - отречение от мира сего, уединение.
Тазкиятун-нафс - очищение нафса.
Таифа, мн. ч. таваиф («часть», «доля») - сообщество, группа, организация; терминологически употребляется здесь как синоним суфийского ордена.
Таква - богобоязненность, страх перед Аллахом, стремление к благочестию, внимание по отношению к Богу. Однажды у халифа Умара (р.а.) спросили, что означает таква. Он сказал, что когда человек идет по дороге, по обе стороны которой растут колючие кусты, он очень внимателен к тому, чтобы его одежда не зацепилась за кусты. Вести жизнь подобным образом означает таква.
Такмил ас-сулук - завершение подготовительного этапа обучения суфия.
Тамкин - укрепление.
Тарбийа - наставничество, воспитание. Одна из важнейших функций муршида.
Тарик и тарика, мн. ч. турук - путь; название суфийского Пути; мистический метод, система или школа обучения; способ следования по мистическому Пути; тарик ал-муджахада - Путь очищения; тарик ал-мушахада - Путь озарения.
Тарикат ал-хваджаган - название мистического Пути ордена накшбандийа.
Тасаввур - представление, воображение; тасаввур аш-шайх - мысленное воссоздание образа наставника.
Тасарруф - управление самого муршида.
Тасфийат ал-калб - очищение сердца от скверны мирского.
Тауба - раскаяние. Покаяние в грехах - одно из условий вступления в тарикат. Говорят о наличии стоянки (макам) раскаяния, различают раскаяние простых людей и избранных.
Тафаккур - размышление.
‘Уббад, ед. ч. ‘абид - поклоняющиеся, верующие.
‘Убудиййа - истинное поклонение Богу.
‘Узла («уход») - уединение, отшельничество.
Укда («узел») - узы, связывающие мурида с шейхом.
Улюль-азм - те, кто достиг наивысших уровней, обладатели абсолютного таваккуля (упования)
Файд (файз), мн. ч. фуйуд, фуйудат - переполнение; эманация; проявление божественного милосердия.
Факих, мн. ч. фукаха - обученный фикху, знаток религиозного права, законовед.
Факр - добровольная бедность.
Фард, мн. ч. афрад («воинство») - низший ранг в суфийской иерархии святых.
Фасль - разрыв духовных связей со всем, кроме Бога, при устремлении к Нему своей «тайны» (души).
Фатх - откровение как результат мистических бдений.
Хабс-и дам (перс.) - контроль над дыханием во время отправления зикра.
Хаватат - женщины-дервиши.
Хадра («присутствие») - собрание суфиев для песнопений, отправления зикра и радений; ал-хадрат ар-рубубийа - божественное присутствие.
Хазз - мистическое предчувствие.
Хакика - Истина, истинная Реальность; состояние истинности.
Хаким - мудрец.
Халь - состояние, о котором говорят как о Божественном даре. По словам Худжвири, этот термин указывает на милость и благодать, которые Бог дарует сердцу у своего слуги, вне зависимости от духовного борения, в котором может подвизаться преданный. Бывают состояния наблюдения, близости, страха, надежды и др.
Халва («уединение», «одиночество») - уход; место уединения или отшельничества; келья.
Халват дар анджуман (перс.) - «отшельничество среди людей» - находясь в обществе, суфий должен думать только о Боге. Восьмой постулат ордена накшбандийа.
Халифа, мн. ч. хулафа - заместитель, представитель, доверенное лицо главы ордена на местах, глава филиала ордена, имеющий право посвящать в орден.
Халка - круг, цепь, которую составляют дервиши во время радения, усаживаясь в кружок.
Ханака, мн. ч. хаваник (перс.) - суфийская обитель; религиозный странноприимный дом. Исторически на базе ханака формировались отношения муршид-мурид.
Хасс - особая элита, избранные.
Хатм - доведение до конца.
Хауф - страх. Суть страха заключается в переживаниях сердца и огорчениях от вероятности попадания в нежелательное или запретное. Иногда бывает страх перед грехами, а иногда от Аллаха через познание Его сыфатов, которые непременно приводят к страху. Второй страх совершеннее, так как тот, кто познает Аллаха, непременно боится Его.
Хикма - мудрость; хикма илахийа - божественная мудрость.
Химма - сила, мощь сердца.
Хирка («тряпка») - рубище дервиша, символ его клятвы во всем подчиняться правилам ордена; употребляется также в значении силсила или тарика.
Хузур - повсеместное поминание того, что ты всегда перед Аллахом Всевышним.
Хуш дар дам (перс.) - осознанное дыхание, т. е. контроль над дыханием во время отправления зикра. Пятый постулат ордена накшбандийа.
Шатх, шатхийат - экстатические, парадоксальные восклицания.
Шахават - бренные мысли и желания обычного человека, житейские «страсти».
Шейх - суфийский наставник. Адабом предписывается подчинение шейху наподобие того, как больной слушается своего врача.
Шугур - чувство.
Шуйух ат-тарбийа - звенья «цепи воспитания».
Шуттар, ед. ч. шатир - степень духовного постижения; ранг в суфийской иерархии святых.
Шухуди - сторонник учения вахдат аш-шухуд.
_________________________________________
http://naqshband.narod.ru/slovar.htmhttp://imancentre.ru/slovnik.htmОКОНЧАНИЕ. К НАЧАЛУ:
http://hojja-nusreddin.livejournal.com/2422370.html ______________________ Бонус _________________________________
Айдын Ариф оглы Али-заде, "Философия, история и терминология суфизма"
http://hojja-nusreddin.livejournal.com/561995.htmlhttp://www.sufism.ru/webmag/public_html/article.php3?mode=print&story=20050426015952225 СЛОВАРИ братства НИМАТУЛЛАХИЯ:
1. Подробный: (АХТУНГ!!! НЕ КЛИКАТЬ!!! ТОЛЬКО copy-paste!)
http://www.sufism.spb.ru/wiki/Slovar'SufijjskixTerminov
2. Краткий:
http://www.sufism.ru/orden/diction.htm- Копия краткого словаря Ниматуллахия:
http://tarikat.narod.ru/dict.html СЛОВАРЬ терминов "Большой книги музыки" аль-ФАРАБИ:
арабские термины по отраслям: философия, этика, эстетика, лингвистика, литературоведение, логика, математика, музыка
(АХТУНГ!!! Файл в формате pdf 1.6 МБ, грузиццо долго)
http://www.iph.ras.ru/~orient/local/farabi_d.pdf А.В.СМИРНОВ, "Словарь средневековой арабской философской лексики"
1. Введение в словарь:
http://www.iph.ras.ru/~orient/win/publictn/ardict/vved.htm2. Арабско-русский, формат HTML -
http://www.iph.ras.ru/~orient/win/publictn/ardict/slov_i.htm3. Арабско-русский, формат PDF (380 КБ)-
http://www.iph.ras.ru/~orient/win/publictn/ardict/slov.pdf4. Русско-арабский, формат PDF (419 КБ) -
http://www.iph.ras.ru/~orient/win/publictn/ardict/slov_r_a.pdf Словари символов
Franz Holzer, "Символизм в суфизме":
http://hojja-nusreddin.livejournal.com/562192.html Джавад Нурбахш, "Суфийская символика вина, винопития и пира":
http://hojja-nusreddin.livejournal.com/1941048.html Аннемария Шиммель, "Распознавание символов Бога":
http://hojja-nusreddin.livejournal.com/1048359.html русский:
http://www.slovarik.ru/slovari/sim/?first_liter=192английский:
http://www.symbols.comпопулярные символы (вики):
http://www.answers.com/topic/list-of-common-symbols Словарик перевода Омара Хайама
http://www.geocities.com/CapeCanaveral/Hall/1436/dict.htm#А-017 Словарик перевода Руми из БВЛ
В конце
http://www.lib.ru/POEEAST/RUMI/stihi.txt Артур Арберри, "Персидский суфизм", глава из книги "Мистики Ислама"
Персидские поэты:
http://persian.sufism.ru/arberri.htmСловарь суфийских терминов:
http://hojja-nusreddin.livejournal.com/514747.html