Существует гипотеза, что суфии, будучи первыми учениками Христа, перебрались впоследствии в Центральную Азию, спасаясь от гонений укрепившейся Христианской Церкви.
С возникновением ислама, суфии внешне восприняли его идейную сторону, внутренне оставаясь адептами практики сакрального духовного восхождения.
Сам термин "суфий", происходит от санскритского корня "саф" - чистый.
ДУХ - ДЫХАНИЕ
Как и первые христиане, суфии воспринимали Святой Дух непосредственно и соответственно обозначали Его терминами:
- "Дыхание Бога" / "Дыхание Аллаха",
- "Дыхание Мессии",
- просто "Дыхание" и т.д.
При этом, суфии традиционно представляли Бога в образе Возлюбленной, подчёркивая Женскую Ипостась Святого Духа, и символически сравнивая духовное томление с любовной страстью:
Мир - Дыхание.
Любовная страсть влюблённых,
Сама Возлюбленная -
Просто Дыхание.
-- Ираки
Поговори с усладой сердца моего -
С Той, что подобна утреннему ветерку.
Наша любовь вспыхнула, как утренняя заря -
На одном вздохе.
-- Саади
НАФАС
Для обозначения Дыхания в арабском языке используется термин "НАФАС".
Он образован от арабского корня "н-ф-с" (утешать, утолять, облегчать, распространяться).
Это тот самый "Дух Утешитель", о котором говорил Христос!
Поясняет Кошайри:
"Как специальный суфийский термин 'Дыхание' - это дарование утешения сердцу посредством тонких частиц из сферы Незримого (латаиф гхойюб).
Характер того, кто "обладает" этим Дыханием, доброжелательнее и покладистее, чем у того, кто является "обладателем" лишь мистических состояний.
Суфии полагают, что:
- "обладатель времени" (сахиб-э вакт) - начинающий,
- "обладатель Дыхания" (сахиб-э нафас) - это продвинутый адепт,
- "обладатель состояний" (сахиб-э хал) занимает промежуточное положение между ними.
Люди сердца имеют дело с метафизическим временем,
посвящённые в тайны духа - с мистическими состояниями,
Дыхание же - это занятие адептов глубинного "я" (ахл-и сараир)"
ДЫХАНИЕ МЕССИИ
это метафора того животворного воздействия Дыхания Мастера, которое Оно способно оказать на души, умирающие и порабощённые своими страстями.
Приободрись, моё сердце,
Я чувствую Его в воздухе -
Чью-то вдохновенность на пути,
Благословенное Дыхание,
Вдохновенность Мессии.
-- Хафиз
ДЫХАНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ МИЛОСТИ (нафас-и рахман)
Этот термин в суфизме наделяется особой значимостью.
Абд-ар-Раззак Кашани пишет:
"Дыхание Божественной Милости или Милосердия (нафас-и рахмани) есть сродственное бытиё (воджуд-и идхафи), единосущное, но множественное по проявлению в архетипных формах (совар-и маани), то есть в неизменных архетипах (айан) и их конкретных аспектах (ахкам) на плане Божественного единства (вахидият)."
Всё Бытиё явилось в виде выдоха,
Выказав себя как распростирание истинного рассвета,
Pаспахивающего врата
Этого вселенского пристанища.
-- Кашани
В "Наставительном трактате" (Рисала-йе хедайат) Шаха Ниматуллы Вали
о "Дыхании Божественной Милости" сказано так:
"это экзистенциональное самопроявление (таджалли-йе воджуди), видимое на уровне Божественности, поскольку оно вбирает в себя все конкретные аспекты Божественных Имён, которые являются всеобщими архетипами (сурат-и коллийя) уровня Божественности.
Первый зримый эффект Дыхания Божественной Милости появляется по милости Всеобъемлющего Имени "Аллах".
Последующие эффекты определяются универсальными именами, такими как Аль-Рахман (Милостивый), затем подчинёнными именами (асма-и таллийя), которые порождают архетипические сущности (айан) индивидуальных существ".
В "Зеркале влюблённых" (Мират-и ошак), недатированном справочнике неизвестного автора по суфийской мистической терминологии, об этом термине говорится следующее:
"Это непрестанное излияние, или истечение (фаидх), Бытия на сотворённые сущности.
Такое излияние едино и целостно - если смотреть на Него из Его истока в Божественном Единстве, откуда Оно напоминает то самое распространение дыхания, которое при вдохе и выдохе человека служит для облегчения "животного духа" (рух-и хаивани).
И Оно же множественно, если расматривается в его связи с относительными существами (воджудат-и идхафи), отчего Оно и сближается с множественностью человеческих дыханий, облечённых в звуки, или "буквы" (хоруф)".
Ещё один термин -
НЕПРЕРЫВНОСТЬ ДЫХАНИЯ БОЖЕСТВЕННОЙ МИЛОСТИ (имтидад-и нафас рахмани).
"...обозначает непрестанное излияние (таджали) Божественной Сущности на все развёрнутые аспекты (макхаредж) уровней (маратеб) трансцендентных конфигураций (хоруф-и алийя), совершенства Бытия, и "совершенных носителей" (маракебат-и тамма) феноменов.
Это излияние включает в себя проявление велений ипостасей Бытия (шоунат), явление Божественной Милости, и всех возможных существ."
/Тасаввуф ва адабийят-и тасаввуф (включая Мерат-э ошак), с.172/
СЛОВА МАСТЕРОВ о ДЫХАНИИ
Суфии считают, что сперва Бог сотворил сердца, сделав их фонтаном Своего Духовного Знания. Затем Он сотворил скрытые центры сверхсознания (асрар), как средоточие Божественного Единства (таухид).
Рузбихан о Дыхании:
"Дыхания - это благоуханные дуновения, рождённые на Бореях любовной близости и распространяющие откровение Божественной Сущности и Свойств, благоухающие ароматом садов Незримых сфер и сфер Незримого среди Незримого, передавая наиболее драгоценное и сокровенное знание, и преисполненные экстатического видения времени без начала и конца.
Бог возглашает: "Клянусь зарёй, когда она дышит" (Коран 81:18)
По словам арифа, "Дыхание - это воскурение Божественного из курильниц Святого Духа, которое разносит мягкие ветерки Божественного Единения, приносящие благоухание Божественной Красоты".
"Дыхание - это то, что поднимается от сердца в сопровождении взываний к Богу (зикр), его истина пламенеет Божественным проявлением (таджалли), исходящим через уста Духа."
Согласно описанию Абд-ар-Раззака Кашани:
"Дыхание даёт утешение сердцу посредством [оживотворения] реальностей тонкого мира. Дыхание - это близость любящего и Любимой".
Шах Ниматулла даёт поэтический комментарий к этой фразе:
Если Реальный Объект согласия
Влюблённого и Любимой - дыхание,
Пусть их дыхание объединится в любви,
Сольётся воедино -
Пока Любимая не станет Дыханием влюблённого.
И в завершение - строки Джами:
"Единственная моя ценность - Дыхание",
Сказал ариф, твёрдый в вере.
"Не оглядываясь назад, не забегая вперёд,
Я занимаюсь одним делом - Дыханием".
ДАМ
Наряду с арабским термином "НАФАС", суфиями используется и персидский термин "ДАМ", тоже означающий "ДЫХАНИЕ", но на персидском языке.
Чаще всего "ДАМ" синонимичен выражению "Ласковое Божественное Дуновение" (нафха-йе илахи),
которое в свою очередь близко к "Дыханию Божественной Милости",
о котором шла речь выше.
"ДАМ", как синоним "НАФАСУ":
Врачеватель Любовной страсти сочувствует,
Одарённый Дыханием (дам) Иисуса,
Но чего стоят его смягчающие средства,
Если у тебя нет боли?
-- Хафиз
"ДАМ" используется в отношении духа мастеров, святых или суфиев
чья внутренняя природа очищена, чьё "Дыхание" даёт жизнь тем душам,
которые мертвы из-за потакания своим эгоистическим страстям (нафс),
и совершенствует тех, кто несовершенен.
Имея это в виду, Аттар говорит:
Слова Аттара даруют жизнь душе.
Поистине и у него - дыхание Иисуса.
"ДАМ", как "ДЫХАНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ МИЛОСТИ" или "БОЖЕСТВЕНОЕ ДУНОВЕНИЕ":
это дополнительное значение термина "ДАМ" происходит от высказывания пророка Мухаммеда:
"Божественные Дуновения от твоего Господа веют сквозь дни твоей жизни. Внемли!"
Руми пишет:
Пророк сказал: "Ароматные Духовные Дуновения
Веют от твоего Господа сквозь течение твоих дней"
Почувствуй эти моменты и улови их,
Когда они приходят.
Лёгкий Ветерок возникает, видит тебя и ускользает,
Дарует свою милость кому пожелает и несётся дальше.
Будь начеку, чтобы в следующий раз
Он не застал тебя в небрежении и не оставил тебя стоять.
Душа на огне закаливается этим Ветерком;
Умирающая душа приходит в движение -
Ниспосланное небом движение, тонкое и возвышенное,
Ничуть не похожее на движение сотворённых вещей.
Если бы этот Ветер сошёл на небо и землю,
Они уклонились бы от несения его ноши.
Сквозь трепет этого самосущего,
Беспредельного Дуновения услышь:
"Они отказались понести" залог,
Ибо "устрашились его".
Как мучительна кровь горы,
Обратившаяся в воду от ужаса перед столь великой ношей.
Аттар пишет:
Если бы исток всех вещей
Не находился в этом дыхании,
Не было бы ни человека, ни мира.
Магриби пишет:
Утренней порою Твои рубиновые уста вздохнули.
Дыхание над царством небытия.
В одном дыхании Ты дала этому миру рождение.
Санаи пишет:
Отцом Адама на земле было Дыхание,
Которое несла в себе Мария.
Плоть - пропитана цветом Адама,
Душа - сформирована ароматом Дыхания.
Все потомки от этого Дыхания - Адамы, люди.
Все чуждые этому Дыханию - "белое полотно",
Пустые люди.
-- Хадикат ал-хакикат
БЛАГОСЛОВЕННОЕ ДЫХАНИЕ (мубарак дам)
Это выражение обозначает Боговдохновенное Дыхание Божьих Святых.
Есть некий человек в этом городе,
Чьё Дыхание благословенно.
Немногие обладают таким же благочестием.
-- Аноним
"ДЫХАНИЕ БОГА" и "НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ ДРАГОЦЕНЕН" (дам гханимат аст).
Дорожи, мой друг, Дыханием рассвета,
Вдохновлённым Христом.
Быть может, этот Ветерок, ниспосланный Господом,
Сможет оживить твоё сердце, в котором умерла любовь.
-- Саади
Храни момент как сокровище, о сердце!
Всё наследие жизни - знай об этом - дыхание.
_______________________________________________
Источники:
Дух Святой в Суфизме -
http://www.holyspirit.ru/sufism.htmМоррис Венден, "ВАШ ДРУГ - СВЯТОЙ ДУХ":
-
http://otkrovenie1.narod.ru/kn/svduh/nnn.htm-
http://hojja-nusreddin.livejournal.com/972613.html Bonus:
"Jesus Christ in Rumi’s Poetry and Parables" -
http://hojja-nusreddin.livejournal.com/2279109.html"THE HOLY SPIRIT IN THE QURAN, AN ASSESSMENT FROM A CHRISTIAN PERSPECTIVE"
-
http://hojja-nusreddin.livejournal.com/2289888.html