Познавательное, если кто родитель

Dec 15, 2018 13:44

Обещанного три года ждут - вот я и решила написать о вальдорфской школе, ведь как раз три года прошло с тех пор, как младшенькая моя туда пришла.

Те, кто меня давно по ЖЖ (и не только) знает, возможно, вспомнят мои стенания три года тому назад. Собственно, и вальдорфскую школу я нашла ребенку с легкой подачи пользователя victoria_riepi, за что ей, конечно, неизбывное спасибо.

Для остальных напомню.

Когда самая младшая моя дочь, Проект А, пошел - пошла - в школу (нормальную государственную начальную), никаких дурных предчувствий у меня не было, ту же школу успешно прошел старший братец Проекта А, который Проект Ф (путеводитель по проектам все не дойдут руки написать). Первый класс был закончен относительно безболезненно, но со второго начались разнообразные проблемы, которые к концу учебного года усугубились настолько, что ребенка моего оставили на второй год. Никакие разговоры с учительницей и директором делу не помогали, даже напротив - дитя приходило из школы все более мрачным, "ненавижу школу" я слышала от нее почти каждый день, начались болезни и саботаж, регулярные звонки из школы "заберите вашего ребенка, у нее болит живот". Апофеозом стала госпитализация на сутки из-за острых болей в животе совершенно неясной этиологии, другими словами - психосоматика оказалась в чистом виде. Незадолго до того я случайно зашла в ее класс и увидела картину, которая до сих пор перед глазами - у доски стоит одна-единственная парта, за ней сидит мой ребенок, один, спиной к классу, лицом к стене. Учительница воспитывала в ней "концентрацию внимания", иначе, понимаете ли, она смотрит в окно или болтает с соседками и ничего не слушает!


Сначала мы пытались просто сменить школу, но не тут-то было. Все начальные школы нашего округа имеют, оказывается, негласную договоренность - проблемных детей из других школ не брать. А ребенок мой считался уже проблемным, как мы вскоре выяснили. В общем, когда Вика написала - посмотри вальдорфские, я тут же посмотрела и сразу нашла. Позвонили, сходили, посмотрели - и нам с мужем понравилось.

Про Штайнера и антропософию я, конечно, слышала и читала, но никогда сильно не интересовалась. Меня больше волновал вопрос - как отнесутся там к моему "проблемному" ребенку, и понравится ли ей самой. Сначала нас пригласили на собеседование. Школа частная, вопрос оплаты был тоже важным, но на собеседовании сказали так: мы посмотрим, насколько подходит наша школа вашему ребенку, и только если мы посчитаем, что да - тогда и только тогда будут обсуждаться вопросы финансирования.

Привели мы дитя в школу, дитя посмотрело вокруг, покрутило носом и выразило желание остаться на подольше. В самом деле, контраст с ее "нормальной" школой был разительным. Здание огромное, безуглое (особенности постройки всех вальдорфских школ), выкрашено веселенькими теплыми цветами, внутри пахнет свежей стружкой и почему-то хвоей. Все из натуральных материалов - дерево, камень, мозаика, яркие цвета, везде растения и картины, дети всех возрастов, от первоклашек до солидных дяденек с усами. Для нас, уроженцев бывшего Союза, это нормально, а для моей дочери был шок - немецкая начальная школа территориально отделена от школ для старших детей, там не увидишь никого старше 9-10 лет, кроме персонала, конечно.

Так вот, пособеседовали детку и вынесли вердикт: хм. В принципе, сказали, попробовать можно. Но вторые классы у нас переполнены, если брать - только в третий (где ей, в общем, самое место, но она ж второгодницв). Взяли на пробные десять дней, как раз на срок моей командировки в Африку. С большими сомнениями взяли, надо сказать. Дескать, тяжело ей будет - вот так сразу и на полный день, с продленкой.

Вернувшись из Африки, ребенка я узнала с трудом. Ребенок взахлеб вещал о новых подружках, учителях, продленке и ни за что не хотел возвращаться в старую школу. Как видим, ее желания исполнились, в старую школу она не вернулась и сейчас ходит уже в шестой класс - все с тем же энтузиазмом.

Вкратце расскажу об основным отличиях вальдорфской и немецкой государственной, хотя особо интересующиеся могут просто сходить вот сюда по ссылке http://www.rudolf-steiner.ru/50000381/1599.html

Самое главное отличие, конечно - школа платная. Но оплата привязана к доходам родителей - предоставляется справка из налоговой о доходах за последние несколько лет, и каждые пять лет сумма помесячной родительской оплаты перерасчитывается. При низких доходах есть возможность бесплатного обучения, у нас так учатся дети беженцев. Помимо собственно оплаты за обучение, ежемесячно взимается 40 евро за пользование школьным автобусом (расстояния неблизкие, школа имеет пять или шесть маршрутов, хотя в нашем случае мне все равно нужно ехать забирать ее в соседний город, даже если она едет на автобусе). Еще мы платим 15 евро в месяц в кассу класса, эти деньги идут на всяческие текущие нужды, а также экскурсии и праздники. Еще каждая семья должна отработать в пользу школы обязательные 150 трудочасов. Можно и не отрабатывать, но тогда придется их платить, в расчете 25 евро за неотработанный час. С какой скоростью будут отработаны часы неважно, но в среднем на это уходит года три, плюс-минус. Отработать можно по-разному: кто-то регулярно приходит помогать в кухню, кто-то моет полы, окна, делает мелкий и крупный ремонт, несколько раз в год устраиваются субботники, когда родители обустраивают территорию, а она немаленькая - у школы есть сад, огород, небольшая ферма, где содержатся овцы, куры, кролики, лошадки и проч живность. Каждые летние каникулы делается ремонт - родители сами красят стены, перетаскивают мебель (каждый класс ежегодно переезжает со всем скарбом в другой кабинет, передвижение идет снизу вверх, малыши на первом, средняя школа на втором, старшие классы на третьем этаже), обновляют полы, занавески и прочее разное. Я, к примеру, уже и мебель таскала, и стулья с партами отмывала, и деревянные поверхности наващивала (?), и в библиотеке еженедельно книжки выдаю. Муж мой, самовыдвиженец, заседает в школьном совете два раза в месяц, это, кстати, не засчитывается никуда, но дает ему иллюзию активного участия в жизни дочери. Ах да, чтоб покончить с финансовой темой: школа взимает две с половиной тыщи евро одноразово на свои нужды - хочешь, сразу заплати, хочешь - годами выплачивай.

Теперь об обучении и почему дети там почти все из тех, кого "нормальные" школы клеймят "проблемными". Обучение зиждется на принципе "сохрани у ребенка интерес к учебе", что означает - до восьмого, кажется, класса оценок не ставят, детей, соответственно, друг с другом не сравнивают, на второй-третий и тд год не оставляют. Учебников как таковых нет, а само обучение циклическое, так называемые "эпохи". В год сменяются по нескольку "эпох" - математическая эпоха означает, понятно, математику бОльшую часть времени, "языковая" - иностранные языки, в нашей их два с первого класса, английский и русский, да. Еще бывают эпохи исторические или естественнонаучные. Эпохи повторяются, материал изучается "по спирали". Параллельно есть постоянные предметы - музыка с обязательным изучением флейты и желательным еще одного-двух инструментов, эвритмия - самый что ни на есть предмет насмешек для всех, кто вальдорфские школы считает пристанищем идиотов ("Müsli essen, Namen tanzen" - чему там, дескать, их учат - мюсли кушать, да свое имя танцевать). Я, честно сказать, не большой поклонник этого предмета, дочь моя тоже не в восторге, но меня утешает, что ребенок хотя бы с классикой фортепианной знакомится в процессе, ведь все эти танцы сопровождаются живым исполнением классической музыки на рояле. Еще обязательный предмет - рукоделие, причем, в отличие от моих ненавистных когда-то "уроков труда", у них нет деления на девичьи и мужские занятия. Больше всего мой ребенок полюбил строгать деревяшки, а вот с вязанием плохо дело, еще ни один вязальный проект не увенчался видимым результатом. Носки недовязаны, сумочка недовышита, но зато вот ложку мне дитя к рождеству выстругало. Еще они много копаются в земле - в пятом классе, кажется, выращивали картошку. Сажали, пололи, выкапывали, каждый принес домой мешок самостоятельно выращенной биологически правильной картошки. В этом году (шестой класс) основное занятие на весь год - уход за животными. Дочь обожает выводить овечек пастись, кормить кроликов и кур, вот это вот все. Крестьянские корни, очевидно. А летом, перед каникулами еще, мне из школы выдали мешок свежестриженой овечьей шерсти - в сентябре я должна была вернуть вымытое чистое руно. Это нехитрое занятие меня практически спасло после аварии - я стирала и вычесывала эту шерсть целыми днями, сидя в саду.

Хотя отметки не ставятся, степень вовлеченнности ребенка в, гм, обучающие процессы можно оценить другими способами. Во-первых, с первого по восьмой класс у каждого класса есть классная дама, которая поначалу ведет почти все предметы. Потом, конечно, не все, но знает она своих детей как облупленных. Благо их не очень много в классе, максимум 25. Есть родительские собрания - ежемесячно, есть родительские дни - пару раз в год, и есть еженедельные "письма от учительницы" и от школы. А в конце учебного года на руки выдается увесистая папка с отчетом об успехах дитя по всем предметам - и каждый такой отчет написан ОТ РУКИ учителем лично, будь то классная или предметник. Что уже хорошо получается, над чем можно поработать, я каждый год поражаюсь - как учителя умудряются такое писать каждому, каждому ученику? Причем вручную? Чернилами по бумаге! Хогвартс какой-то прям. И каждый год дитя получает в качестве итоговой оценки (талмуды предназначены родителям, кстати, детям читать не дают) - стихотворение. У каждого свое. Каждый год разное. Аллегорический портрет, такскать. Это стихотворение может быть коротким, а может быть и восемь строф. Его надлежит за время летних каникул заучить наизусть, и каждый школьный день начинается с того, что все дети, родившиеся в данный день недели, декламируют "свое" стихотворение. Моя, например, по вторникам.

Что еще? Каждое утро школьников впускают в школу через дверь, где их встречают и здороваются за руку учителя. Старшеклассники освобождены от обязанности жать руку учителю, кстати. Очень часто в школе организуются всякие тематические и не очень праздники, ежегодно - день открытых дверей, рождественский базар, карнавал, спектакли, концерты, выставки. С первого класса дети приучены выступать на большую аудиторию, есть школьный оркестр, хор, театр, всяческие поездки, кажется, есть что-то вроде месяца практики на ферме. Это все нам еще предстоит, а поездки уже были, в прошлом учебном году они ездили на целую неделю на Юст, остров в Северном море. Старшеклассники катались, например, в Москву, для языковой практики.

Но самое-то для меня главное - дитя обожает школу, а ведь прошло три года и не за горами ужасный зверь пубертет.
Ссылка на нашу школу тут: https://www.fws-oberberg.de/

Вроде все важное рассказала. Спрашивайте ваши вопросы, если хотите, а я картинок навтыкаю - в библиотеке я торчу не без дела, там у меня чрезмерно живая натура, которая нипочем не позирует, но иногда сидит и листает книжечки. А еще с рождественского базара наброски есть.

https://instagram.com/p/BrIQXxXDoU-

https://instagram.com/p/Bq7EjADhdo2

прекрасное, жизнь, Кому тут культурный уровень повысить?, воспитание - опыт отдельно взятой матери

Previous post Next post
Up