После рассказа о прототипе возвращаемся к постройке модели.
Как можно видеть, собран корпус и установлены машины. Половинки корпуса были склеены обычным модельным клеем от Revell и дополнительно проклеены термоклеем. Далее на термоклей был установлен деревянный фундамент для машин, на следующих двух фото он виден лучше:
У прототипа были 4 винта диаметром 3.28 м, вот здесь они хорошо видны:
В масштабе 1:350 это чуть больше 9 мм, причем, как видно на снимке, длина лопасти лишь чуть больше половины радиуса. В общем, было понятно, что настолько маленькие винты эффективны не будут. Кроме того, ставить 4 машины на модель - это неоправданно утяжелять ее, а водоизмещение-то ограничено, делать же две машины и зубчатую передачу на два винта - это еще более неоправданно усложнять схему. Поэтому здесь я отошел от копийности и установил два самодельных винта диаметром около 15 мм. Их валы выходят из корпуса в тех же точках, что и валы внешних (латеральных) винтов у прототипа:
Дедвуды сделаны из латунной трубки, внешний диаметр 2 мм, внутренний - 1.1 мм, валы - стальная проволока, 0.8 мм. Дедвуды вклеены в корпус эпоксидной смолой, для герметичности заполнены силиконовой смазкой. Валы винтов непосредственно связаны с валами моторов плотно насаженными трубками из ПВХ. Кстати, на фото видны места, где у прототипа из корпуса выходят (а на стендовой модели приклеиваются) валы внутренних (медиальных) винтов. Также хорошо видны отверстия для баллеров рулей.
Винты вырезаны из крышки консервной банки, производственный процесс показан на фото ниже:
Вначале вырезаем относительно ровный кружок, с помощью циркуля находим точки, отстоящие друг от друга на 120 градусов (напоминаем, что сторона вписанного 6-угольника равна радиусу окружности), делаем прорези по радиусам от этих точек, просверливаем отверстие для вала, отгибаем в нужную сторону лопасти, срезаем углы и стачиваем их, формируя округлую форму. Да, стоит заметить, что винты вращаются в противоположные стороны, чтобы не создавать крутящий момент для корабля, так что у двух винтов лопасти отгибаются в противоположные стороны..
Далее на вал насаживается и впаивается отрезок той же трубки, из которой сделан дедвуд, к нему прижимается винт, опять-таки припаивается, сверху насаживается еще один фрагмент трубки, снова прижимается и припаивается к винту и к валу.
После этого вал смазывается силиконовой смазкой и вставляется в дедвуд. Дальше тщательно протираем конец вала, который войдет в соединительную с мотором трубку (мы ведь не хотим, чтобы смазка позволила винту легко и просто вылететь из соединения), и присоединяем к мотору.
Тестирование в ванне в течение 2 часов показало герметичность всей системы.
Единственный тонкий момент во всей этой процедуре - это обеспечение соосности валов у моторов и у винтов. На практике это делается так. Сначала, до установки моторов, вставляются винты, потом на фундамент моторов наносится достаточно много горячего клея, после чего немного подогретые моторы ставятся на него и под визуальным контролем устанавливаются так, чтобы вал мотора был на продолжении вала винта. Ну а после этого надевается соединительная трубка.
Ах да, машины. Два мотора 8000RPM R130 Mini Micro DC Motor, напряжение до 6 V, ток до 0.4 A, что дает максимальную мощность 2.4 Вт, 4.8 Вт суммарно. Если принять КПД за 50%, что для электромоторов более-менее реалистично, то 2.4 "полезных" ватта. Впрочем, 6 вольт у меня не будет, а если 4.5 и 0.3, то это 1.35 Вт. У прототипа было 30.9 МВт, примерно в 23 млн раз больше. Ну да у меня и водоизмещение, при масштабе 1:350 должно быть в 3503=42.875 млн раз меньше, так что энерговооруженность будет почти в 2 раза больше, чем у прототипа.