Sep 30, 2011 22:15
При полёте к далёким звёздам ты должен будешь время от времени проверять состояние своего космического корабля и, разумеется, осматривать его снаружи, чтобы убедиться, всё ли в порядке, не нанесли ли ему, допустим, повреждения микрометеориты, с которыми он мог столкнуться. Так что тебе не раз придётся выходить в открытый космос. Необходимо заранее принять меры, чтобы ты чувствовал себя при этом не только в безопасности, но и комфортно, то есть чтобы тебе и там было «ни жарко ни холодно».
Несведущие люди, узнав об этой технической задаче, посоветуют тебе снабдить скафандр системой обогрева. Ещё бы, ведь все наслышаны о том, что в открытом космосе царит кошмарная космическая стужа! Некоторые даже назовут температуру: минус 270 градусов, то есть всего 3 градуса выше абсолютного нуля. Бррр... Даже подумать страшно!
Твои советчики очень удивятся, когда ты сообщишь им, что озабочен совсем другим, а именно: как бы предохранить свой организм от перегрева.
«От перегрева?! - ахнут советчики. - При температуре минус 270 градусов?! В Антарктиде самая низкая температура минус 88 градусов - и то у полярников одежда с электроподогревом, а тут...» - и они разведут руками в полном недоумении.
Насладившись их изумлением, ты объяснишь разницу между стужей у нас, на Земле, на дне воздушного океана, и в космическом пространстве, где почти пустота.
«Чтобы человек чувствовал себя хорошо, - скажешь ты, - от его тела нужно непрерывно отводить излишек тепла, которое вырабатывается организмом. На Земле тепло отводится от тела тремя путями: с помощью теплопроводности окружающего человека воздуха - это раз; излучением тела - это два; и, главное, конвекцией, то есть вместе с нагревшимся от тела воздухом, - это три.
Для того чтобы тепло переносилось с помощью конвекции и теплопроводности, нужно множество каких-нибудь частиц - атомов, молекул, электронов... На Земле, в атмосфере, таких частиц неисчислимое множество - миллиарды миллиардов. А в космическом пространстве их - раз-два и обчёлся... Частицы там, конечно, очень «холодные» - то есть их беспорядочное тепловое движение очень слабое. Но какой от этого толк, если самих частиц так мало, что отводить тепло от тела космонавта, можно сказать, почти некому?
Какой же способ отвода тепла остаётся? Только излучение. Но чтобы отвести от моего тела излишки тепла, одного излучения недостаточно, если не принять особых мер. А меры я приму такие: оборудую скафандр для выхода в открытый космос системой охлаждения. Перед выходом я надену специальное бельё, пронизанное трубочками. Маленький насос будет гнать по ним воду, которая и унесёт от моего тела излишки тепла».
«Но вода ведь в конце концов нагреется до температуры твоего тела и перестанет его охлаждать», - могут тебе возразить.
«А я укреплю снаружи скафандра радиатор - маленький, но с большой поверхностью, со множеством рёбер - и пропущу через него нагретую от моего тела воду. Вода быстро остынет, потому что радиатор с большой поверхностью будет излучать в космическое пространство много тепла!»
Услышав всё это, твои собеседники очень тебя зауважают. Особенно когда узнают, что такой же системой охлаждения тела пользуются при выходе в открытый космос твои коллеги - взрослые космонавты...
Не сомневаюсь, что не менее успешно ты справишься и с другими техническими задачами. А их ещё немало предстоит тебе решить, прежде чем твой космический корабль будет полностью готов лететь к братьям по разуму.
Но в конце концов наступит счастливый и тревожный час, когда лифт поднимет тебя к кабине, ты усядешься в кресло, доложишь о готовности...
Константиновский М. Холодно... Теплее... Горячо!
* Константиновский М.,
радиатор,
КОСМОНАВТИКА,
ЧЕЛОВЕК,
тепло,
передача тепла