Edanna... Edanna...
Я закрываю глаза и вижу ее небо, чувствую маленькие лучики солнца, плящущие безумный полуденный танец в зарослях ее листвы, крошечные пятнышки света, дрожащие на кончиках моих пальцев. Бабочка садится на плечо: раскрывает передо мной тайну своих узоров, словно живую книгу, потом передумывает и продолжает свой путь, плавный, тихий, таинственный.
Впереди лежит мир придуманной сказки, созданной несколькими десятками высококвалифицированных и безумно творческих специалистов, мир, накрепко застрявший в моей голове с детства - или же это я застрял в нем?..
И вот как я его вновь нашел.
Позавчера, когда все мои попытки позвать друзей на прогулку провалились, а время неуклонно двигалось вместе с солнцем на запад, я решил, что нельзя терять времени в такой чудесный солнечный день и надо сходить в Оранжерею «Palmenhaus», оранжерею, построенную еще при императрице и вплотную прилегающую ко Дворцу. Я не думал, что найду там что-то особенное: ну высокие тропические растения, ну да, атмосферу уединенного многоуровневого пространства, заставленного, заросшего, заполненного растениями всех видов, которые валятся и свисают на тебя со всех сторон.
По-другому эта оранжерея называется, как я увидел уже на входе, «Schmetterlinghaus» - т.е. Дом Бабочек. 4 евро за билет, и я уже в начале пути через заросли. Слева от тропинки в самом начале пути - большая стеклянная витрина, за которой висят сотни куколок бабочек. Тут же на картонке высоким научным языком, который показался мне очень смешной смесью подчас чересчур серьезных, а подчас излишне ироничных фраз рассказывалось о нелегких нелегкой жизни бабочек с первого момента появления на свет, то есть, с зарождения гусеницы…Зарождающаяся гусеница очень хочет есть, но ее хотят съесть тоже. Многие нехорошие личности. Таблички с разъяснениями поведения, устоев, привычек и милых примет гусениц, куколок и бабочек стояли справа и слева от тропинки, извивающейся под сенью кустов, пальм, гигантских лопухов и заросших лианами высоких пней.
Почти сразу я увидел порхающих бабочек.Они еще сидели везде…Не громадные, а среднего размера, очень красивые. Я прошел еще чуть дальше…
И вдруг, в середине оранжереи, под высоким куполом...
Оживший мир Эданны!...
…
Я теряю контроль, тут же начинаю снимать на камеру и тут же выключаю, потому что не хочу разделять с техническим устройством мгновения чуда, узнавания, теплого привета из прошлого, освещенного ярчайшим светом солнца, взорвавшегося где-то в глубине памяти от невыносимой тоски расставания, залившего все живое своим желтком, затопившего лестницы памяти, ведущие в миры детского воображения…
Я поясню, что такое Эданна.
В детстве моей любимой игрой была MYST. Бродилка) Вообще, первая игра из этой серии стала самой продаваемой игрой PC в 20-м веке, так что не я один увлекался их мирами. Их концепция миров - это настолько удивительное, настолько поразительное дело, что на некоторое время (да и потом тоже) оно захватило все мое детское воображение…особенно когда я, помню, в девятом классе за месяц прошел третью игру, MYST III Revelation.
Так вот, там один из миров, который назывался Эданна (с языка Д'Ни - жизнь, кажется)
представлял из себя гигантское дерево жизни, растущее прямо из океана (листвой внутрь -удивительное дело!). Этот мир был задуман Атрусом (и авторами игры) так, чтобы предельно выражать идею Природы, взаимосвязи и органичности…
Внутри этого дерева меня ждали умопомрачительной красоты лесные, тропические, внутри-дуплистые, цветочные и еще многие другие растительные дорожки, тропинки, загадки, приключения… Все технические устройства, механизмы, приспособления, которыми изобилует любая игра из серии MYST, были в этом мире сработаны из естественных материалов. И даже больше - они продолжали оставаться живыми существами, растениями, корнями и прочим, но в определенных момент и при определенных условиях могли осуществлять какую-нибудь нужную функцию - пропуска в потайное место, совершения каких-нибудь действий, нужных или ненужных по сюжету.
Самое удивительное, что сюжет этой игры построен по свободному принципу. Тебя запускают на остров - вернее, ты запускаешься сам, с помощью волшебной книги-портала - и начинаешь бродить по миру, не зная, что от тебя требуется, куда надо идти и где правильная дорога. От этого вместо узости, детерминированности и скуки игроком овладевает удивительное ощущение атмосферного пребывания в совершенно ином мире, чудесном мире самой беспредельной и самой красивой фантазии… Практически во все стороны разворачивается хитроумная сеть дорожек, тенистых аллей, кривых тропинок, зарослей… Иной раз ты выворачиваешь из этих хитросплетений на божий свет и видишь удивительной красоты, на пределе технических возможностей (это и правда так, MYST всегда была на передовом крае технологии Still-Image) прорисованные текстуры тропического океана… Постепенно до тебя начинают доходить части авторского замысла, стремление к разгадке которого к тому времени завладевает тобой полностью. Не знаю, как я умудрялся ориентироваться в этом безумно закрученном мире, но всего за неделю
я прошел его до конца.
…Ну вот, кстати, насчет приспособлений. Например, одним из этапов в игре была операция по спасению красивой большой птицы, которую схватила и не отпускала гигантская росянка. Эта миссия стала ясна примерно в середине путешествий и блужданий по острову, так как методом тыка я добрался до места, где росло гигантское плотоядное растение. Еще перед этим в нескольких местах пути разглядывание объектов прерывалось видиком, автоматически запускаемым программой, где показывался полет безумно красивой большой птицы, переливающейся всеми цветами радуги. Она порхала где-то над кронами и в зарослях, пролетая мимо меня в неизвестном направлении. Так вот, когда я добрался до росянки, то обнаружил, что та - зараза - успела слопать птицу, но не успела еще допереварить. Клюв несчастной высовывался поминутно сквозь щели между коварными ресничками росянки, она билась внутри ловушки, но не могла улететь… надо было думать, как ее освободить!..
В одном из миров, который был уже пройден, как бы невзначай демонстрировались (просто стояли на столиках, в кабинетах) как бы инженерные игрушки - а на самом деле важные намеки на способы разгадки будущих тайн. Эти игрушки можно было потрогать, тогда они вращались, запускались, отбрасывали тени… Все тонкие намеки ждали своего времени. В частности, там была любопытная игрушка, состоящая из динамо-машины, проводов и стеклянного конуса, в котором в растворе плавала небольшая росянка. Когда рука нажимала на машину, и ток пробегал по проводам к конусу и больно жалил росянку, она открывала пасть, из нее вылетала любопытная муха, делала пару кругов над столом и неизменно возвращалась внутрь росянки аккурат перед моментом, когда та вновь закрывалась…
В Эданне секрет освобождения птицы заключался, в общем и целом, в том же самом. Когда я догадался об этом, задача стала казаться более легкой. Дело в том, что недалеко, за несколькими десятками поворотов, в пруду скучала и старилась большая электрическая рыба… Она светилась изнутри красноватым и явно хотела какого-нибудь приключения, поэтому методом хитрых манипуляций мне удалось переправить ее по каналам, ручейкам и соединительным полым росткам прямо в водоем у корней росянки. Стоило рыбе прикоснуться к ее корням, и птица была свободна!
Ну и еще один пример. Развязка игры состояла в путешествии внутри гигантского цветка лотоса, который подхватила тропическая птица - старая знакомая - и отнесла вместе со мной в свое гнездо, из которого была тропинка к Символу и книге-порталу. До того, как это случилось, я, конечно, не знал, что прилетит птица, но догадывался, что дело в большом цветке, который рос на одном из нижних уровней Эданны… Различные знаки и еле видные намеки указывали на пыльцу и опыление как механизмы, которые надо было применить, чтобы добиться - пока что неизвестного - результата. Методом хитроумного манипулирования роем мошек, который надо было запустить в нужное место, солнечными лучами, многократно отраженными специальными растениями с подобием линз, спорами и грибами нужный результат был достигнут, цветок лотоса опылен, и на него тут же слетела с небес яркая птица, схватила цветок и меня и после головокружительного облета острова-дерева опустила в свое гнездо.
…
А теперь я был внутри огромной стеклянной оранжереи, чья форма еще снаружи, еще за два дня до посещения, когда я просто шел мимо и заглянул на ходу внутрь слегка запыленного стекла, показалась мне неуловимо похожей на изящные стеклянные теплицы и беседки в мирах MYST… На острове Джананин, на Томане, везде, где прикасалась рука Архитектора Атруса, стояли разнообразные сооружения, которые проектировала одна команда художников, дизайнеров игры. Во всем ощущался неподражаемый стиль и концепция MYST, даже учитывая тот факт, что каждая последующая игра создавалась отдельными командами. И вот сейчас я видел детали того дизайна, что навсегда запечатлелся в моем воображении.
И тогда я подошел к этому дереву…
Это было гигантское дерево, полое внутри, с винтовой лестницей, вырубленной прямо в древесине
…
потом выход на мост, представляющий из себя перекинутый ствол древесного великана
…потом еще пещера
везде прудики…
Сложно в это поверить, но я там, там… Внутри теплицы страшно жарко, пот течет рекой по лицу, но я не чувствую жары.
…
Я ждал, пока уйдут испанцы, которые громко говорили и рушили всю сказку. Я ждал тишины, чтобы несколько раз пройти одним и тем же путем, вверх по стволу, на древесный мост и через пещеру наружу, к подножию великого старого дерева…
Не знаю, какие материалы были использованы при конструировании гигантского дерева, и имеет ли оно под собой реальную основу? Внутри и со всех сторон пни и деревья смотрелись настолько органично, что казалось, что они настоящие. И подавляющее число их элементов действительно состояло из дерева - или настолько искусно покрашенного под дерево материала, что совершенно незаметно. В то же время чувствуешь, что это спроектировано человеком… И это вот удивительное сочетание, осознание человеческого творчества и удивительного, поразительного сходства с природой - застывшей в фантастических формах человеческого воображения, но не искаженной, остающейся собой, хоть и в преувеличенном качестве - именно это так напоминало мне ситуацию игры и связанные с компьютерной Эданной ассоциации…
Я долго еще потом ходил там один с сумасшедшим, видимо, лицом. Впрочем, свое лицо я заснял на камеру, если интересно)
Никто со мной не захотел пойти гулять, я пошел один и попал в страну чудес.
...
-Тебе нравятся бабочки?..
Я чуть с ума не сошел от радости)
Click to view
Click to view
Фотографии с Эданны:
https://picasaweb.google.com/103075387733493848496/Edanna?authkey=Gv1sRgCO-En_HMjsmJew# Ссылка на описание мира Эданны:
http://www.gamechronicles.com/guides/myst3/chapt5.htm