Трудный пост, но я напишу всё-таки.
Вокруг бурные обсуждения "пенсионного закона", и на волне их - какое-то невероятное количество агрессии: "Так им и надо", "Почему наши солдаты за них гибнут", "Весь этот Лугандон надо отдать на откуп террористам - сами заслужили".
Честно говоря, я закон этот не могу осудить. Трудно осуждать позицию "Платим соцвыплаты только на той территории, которую контролируем", учитывая, что в Украине нет накопительной пенсионной системы, а пенсии платятся с налогов, и количество разграбленных инкассаторских машин на Донбассе.
Но вот чего я не понимаю - так этого злорадства: "За что боролись", "Давайте теперь сами, без Украины", "Да пусть наконец почувствуют"… Я вместо "Так им и надо" - думаю о том, как помочь людям, которые оказались там фактически брошены своим государством. Пусть вынужденно, пусть "нет других вариантов" - но брошены.
Мне, может, легче не злорадствовать. Мне есть за кого цепляться мыслями - там, по ту сторону новообразовавшейся границы. Я думаю про своих крымчан, которые выбираются к нам "на материк, подышать вольным воздухом". Про Даньку, который сейчас у нас в Киеве со своей крымской пропиской превратился в нерезидента. Про своих луганчан: "Ну куда мы уедем, у нас тут вся улица проукраинская, пока мы вместе - мы держимся… Вот, в Харьков выехали, денег с карточек сняли, отвезём, соседям раздадим. А по пути завезём немножко разного нацгвардии на блок-посты". Думаю о том, как всё вокруг, даже газетные киоски и рекламные доски в лифте, украсилось желто-голубой ленточкой с надписью "Единая страна" - и о том, что лично для меня эти слова значат. Единая страна. Єдина Країна.
"Единая страна" - это же, наверное, про то, что, невзирая на очень тяжелые решения, которые наше государство вынуждено принимать, мы, люди, всё равно остаёмся людьми. Это про Лесю Литвинову, которая слушает, как беженцы в очереди на Фроловской поливают грязью Украину, а потом выдаёт им тёплую одежду и еду, потому что они всё равно украинцы. Это про женщину, которая на Фроловскую принесла тёплую одежду: "Возьмите, это вещи моего мужа. Он погиб в АТО, и я вот вам принесла". И знаете, я думаю, что это единственный путь к настоящему объединению.
"Единая страна" - это про то, что война закончится. Обязательно закончится. И нам во что бы то ни стало нужно будет слышать друг друга. Протягивать руки друг другу навстречу. Прекратить обвинять друг друга. Остаться людьми, несмотря на войну.
"Единая страна" - это про Донецк и Львов, которые поют одну и ту же песню. Посмотрите видео "Стена" "Океана Эльзы" - оно снималось на двух стадионах, во Львове и Донецке.
Ким ми з тобою будем, коли закінчиться їхня війна?
Чи вистачить нам сили зробити так, щоби впала стіна,
Стіна, стіна... Впала між нами стіна, стіна, стіна...
Я понимаю, как странно звучит этот мой призыв сейчас. И отдаю себе отчёт в том, что кто-то, у кого друг или родственник погиб во время боевых действий, ненавидит сейчас весь Донбасс скопом, и меня, проповедующую с дивана это всё, тоже ненавидит.
Но мне очень хочется, чтобы слова "Единая страна" были больше чем лозунгом. В конце концов, просто даже в память о погибших - если мы делим украинцев на "наших" и "не наших", значит, они погибли зря.
Я начинаю с себя. Трачу много сил на то, чтобы не дать этой стене вырасти - хотя бы внутри меня. И коплю силы для того, чтобы в будущем, когда война закончится, бить в эту стену, пробивать её, разбивать, разбирать по камушку. Чтобы она обязательно упала.
Click to view