Эксперт проекта:
ОЛЬГА НЭЛТ
Психолог, гештальт-терапевт
АРХЕТИП "БУНТАРЬ/ИЗГОЙ"
И у нас очередной «родственник» Трикстера: я бы даже сказала, из самых близких:)
Кстати, если интересно, про самого Трикстера можно глянуть
ТУТ.
Итак, как обычно, смотрим сначала, что же вкладывали в понятие Бунтаря авторы концепции.
«Бунтарь/Разрушитель сосредоточивает задавленную агрессию в отношении структур, которые больше не служат жизни даже в тех случаях, когда эти структуры поддерживаются обществом или нашим сознательным выбором.
Этот архетип позволяет расти новому. Конечно, мы говорим о Бунтаре в его самых позитивных проявлениях, о таких фигурах, как Робин Гуд или Зорро. Эти Бунтари, обнаружившие, что их характерная индивидуальность выходит за пределы существующей социальной структуры, преданы более глубоким и истинным ценностям, чем те, которые господствуют в обществе.
Такие Бунтари являются романтическими фигурами, готовыми разрушить общество, которое разъедают тирания, репрессии, конформизм и цинизм.
Конечно, мы знаем Бунтарей, лишенных подобных принципов - они проявляют враждебность и гнев, склонны приносить в жертву окружающих и ни перед чем не останавливаются только для того, чтобы получить желаемое. Люди, которые не смогли получить желаемое нормальным и социально приемлемым способом, могут обратиться к противоправным или неэтичным стратегиям, чтобы одержать верх. Они могут быть аморальными, но, по крайней мере, они воспринимаются как сильные.
Если Герой хочет, чтобы им восхищались, Бунтарю достаточно, если его будут просто бояться. По крайней мере, страх подразумевает какую-то власть. Бунтари могут различаться по стилю. Каждый из них выбирает свой собственный путь: анархист, революционер, бритоголовый или подросток с многочисленными татуировками и пирсингом могут ощущать собственную силу, вызывая замешательство или дискомфорт у окружающих.
И Герой, и Бунтарь испытывают гнев. Герой начинает действовать, когда несправедливость приводит его в ярость. Гнев Бунтаря провоцирует то, что им пренебрегают как личностью. Если Герой идентифицирует себя со своей общиной, то Бунтарь чувствует себя абсолютно чуждым ей». (с) Марк и Пирсон
Вслед за Юнгом и его описанием Трикстера Марк и Пирсон также связывают Бунтаря с архетипом Тени - отвергаемой человеком части своего существа, тех своих эмоций и особенностей, которые человек или общество считают неприемлемыми и недопустимыми.
«Бунтарь является сосредоточением теневых черт культуры - т. е. тех качеств, которые общество презирает и отрицает.
В этом качестве Бунтарь может высвобождать накопившиеся страсти общества, - в давние времена в праздники дозволялось очень многое (например, в Англии во время кельтского праздника Бельтайн - 1 мая (Вальпургиева ночь), все сексуальные ограничения отменяли на одну ночь) - и служит в обществе своего рода предохранительным клапаном, что лишь помогает стабилизировать культуру». (c) Марк и Пирсон
Авторы считают, что «шестидесятые годы XX в. можно считать эпохой Бунтарей, с ее героями контркультуры и ковбоями, которая окончательно изменила ценности свободы для целой культуры - и это при условии того, что их понятия свободы сильно отличались от устоявшихся. Когда поколение, родившееся во времена «бэби бума» пришло к власти, оно привнесло в жизнь общества многие из этих альтернативных ценностей».
Впрочем, как мне кажется, что это верно для любого слома эпох, ведь одна из основных задач Трикстера
- привнести новое в ситуацию, когда привычное мироустройство по-прежнему функционировать уже не может, а новому в его пределах взяться неоткуда. Тогда и появляется на арене Трикстер во всем своем блеске и великолепии. И мало того, что указывает на прорехи, так еще и отправляется в Хаос за тем новым и ранее не существовавшим, что запустит новый виток нашего бытия - уже на другом уровне.
В чем же авторы видят разницу между Искателем и Бунтарем, этими порождениями Трикстера?
«Когда архетип Бунтаря активизируется в людях, они могут чувствовать свою отчужденность от господствующей культуры и презирать ее правление. Их может привлекать саморазрушительное поведение (употребление наркотиков, пирсинг, одежда, которая выводит их за пределы нормального общества) или действия, попирающие общие нормы этики, здоровья или приличий. Хотя Искатель также ходит по краю, он просто хочет быть свободным. Напротив, Бунтарь на самом деле желает нарушить привычный ход вещей, шокировать людей, вызвать революцию, избавиться от чего-либо или просто почувствовать возбуждение от того, что он является «плохим парнем». И тот, и другой могут чувствовать свое отчуждение, но Искатель воспринимает разрыв с чувством печали и одиночества, тогда как Бунтарь испытывает гнев, ярость или радость от нарушения норм общества.
Большинство молодых людей испытывают некоторое чувство отчуждения от культуры просто потому, что на определенной стадии развития должны найти себя. Если отчуждение незначительное, они могут идентифицировать себя с Искателем. Если же оно выражено сильнее, то они идентифицируют себя с Бунтарями или, по крайней мере, с повстанцами. Термин «мятежник» (rebel) в нашем обществе имеет неоднозначный смысл, которым могут обладать оба архетипа. Если мятежник осуществляет свою деятельность на индивидуальном уровне, мы видим Искателя за работой. Однако если повстанец готов нарушить соглашение или закон, тогда он несет архетип Бунтаря.
В повседневной жизни бренды с архетипом Бунтаря могут привлекать ответственных, тяжело работающих людей не потому, что они хотят разрушить что-либо или шокировать кого-либо, а просто потому, что им хочется выпустить пар. Искатель одинок и находится в поисках своей характерной индивидуальности. Бунтарь страдает от беспомощности и ищет чувства власти, даже если она сводится лишь к способности шокировать окружающих или пренебрегать ими».
Бунтарские бренды обожают идентифицироваться с теми вещами, которые вы считаете плохими.
Само собой разумеется, что все продукты с ограниченной продажей - вроде сигарет и алкогольных напитков - обладают для молодежи привлекательностью Бунтаря.
История Адама и Евы в райском саду гласит, что человечество лишилось милости, поскольку эта пара съела яблоко с древа познания добра и зла. Изгнание из сада означало, что люди никогда более не будут жить в раю (который мы можем рассматривать как «благословенное невежество»), но это подразумевало также, что отныне у них будет свобода воли. Это одна из причин, почему теологи называют этот эпизод «счастливой ошибкой».
Логотип Apple - надкушенное яблоко - вызывает в памяти все эти ассоциации. Девиз этой фирмы призывает клиентов: «Думай иначе» (Think different).
В общественном сознании Apple ассоциируется с компьютерными хакерами и, в общем, с новаторами, которые сделали необычное своим бизнесом, делают компьютеры более дружественными пользователю и, таким образом, позволяют людям стать сильнее». (с) Марк и Пирсон
Бунтарь
Основное желание: месть или революция.
Цель: разрушить то, что не работает (для Бунтаря или для Общества).
Страх: оказаться бессильным, заурядным, непоследовательным.
Стратегия: ломать, разрушать или шокировать.
Ловушка: перейти на темную сторону.
Награда: неистовость, радикальная свобода.
Уровни Бунтаря
Вызов: чувство беспомощности, гнева, несправедливости, безысходности.
Первый уровень: идентификация с аутсайдером, отрыв от ценностей группы или общества, отказ от принятого поведения и морали.
Второй уровень: шокирующее или разрушительное поведение.
Третий уровень: превращение в мятежника или революционера.
Тень: криминальное или злое поведение.
Что до меня, то я парадоксальным образом «люблю» Трикстера, а вот Бунтаря скорее сторонюсь. Интересно, а как у вас?
По-моему, в этой теме у нас просто нет выбора: придется оторваться на всю катушку: мы же Бунтаря в себе ищем или куда? Ну ладно, не на всю: на ма-а-аленькую катушечку:) Да, и не забывайте, пожалуйста, дышать, пока делаете первый блок!
БЛОК 1.
1. Что в вашей жизни вызывает у вас гнев, ярость - и одновременно беспомощность от того, что с этим сложно или невозможно бороться? Ощущаете ли вы что-то в теле, когда думаете об этом? В руках, в ногах? Что за движение хочется сделать?
2. Уррраааа, ррреволюцияяяя! Марсельеза, баррикады, Свобода со знаменем, «вставай, проклятьем заклейменный», «мы наш, мы новый мир построим»… А против чего вы бы сейчас вышли на баррикады? Что должно быть разрушено? Что вы ощущаете в теле, когда об этом думаете?
3. А что произойдет, если вы взбунтуетесь? Готовы ли вы к этому?
4. Для тех, кому очень хочется побунтовать, но нет опыта и вообще это страшно или опасно. А можно ли найти способ взбунтоваться против какой-то давно раздражающей вас мелочи? Такой, чтобы денек побунтовать и не особенно за это огрести? Просто попробовать свой крохотный бунт на вкус.
5. Подумайте о ком-то, кого вы не любите, выпишите пять качеств, которые вам в нем (в них) не нравятся. Например, «он злой». А потом напишите рядом с каждым: «Иногда я бываю злым» или «Иногда я хочу быть злым». Перечитайте этот столбик. Что чувствуете, о чем подумалось, какие, может быть, появились образы или ассоциации?
И блок стандартных вопросов под катом.
БЛОК 2.
Для тех, кого привлекает образ Бунтаря
I. Вот он какооой…
1. Какими вы сами видите основные черты, характеристики Бунтаря? (Они могут и отличаться от тех, что приведены мной или авторами концепции: важно, чтобы это были именно ваши представления об архетипе: что вы чувствуете и думаете, когда представляете его себе). Выпишите столько черт, сколько придет в голову.
2. Что означает для вас каждая черта/характеристика, чем она важна, что в ней ценного для вас?
3. Как это ценное и важное отражено в вашей жизни?
4. Смотрим, насколько эта ценность/потребность проявлена в вашей жизни или нужно за нее побороться.
5. Если потребность не очень-то удовлетворяется, смотрим, какие вы можете найти способы ее удовлетворить.
II. Если б я был султан…
1. «Если бы я был Бунтарем, я бы…»
Записываем все, что угодно, что первым приходит в голову. Составляем список из пяти позиций. Если понравилось, можно больше.
2. Рассматриваем каждую позицию по схеме:
- Чем это важно для меня, зачем мне это, чем меня это привлекает?
- Есть ли в моей жизни что-то, дающее мне похожие ощущения?
- Где бы я мог эти ощущения найти, если сейчас в моей жизни их недостаточно?
Для тех, кому неприятен образ Бунтаря
I. Вот он какооой…
1. Какими вы сами видите основные черты, характеристики Бунтаря? (Они могут и отличаться от тех, что приведены мной или авторами концепции: важно, чтобы это были именно ваши представления об архетипе: что вы чувствуете и думаете, когда представляете его себе). Выпишите столько черт, сколько придет в голову.
2. Что означает для вас каждая черта/характеристика, чем она неприятна, что в ней вас отталкивает, пугает?
3. На что это похоже в вашей жизни?
4. Смотрим, какая ценность/потребность скрыта за этим страхом.
5. Смотрим, насколько эта ценность/потребность проявлена в вашей жизни или нужно за нее побороться, и как это можно сделать?
II. Если б я был султан…
1. «Если бы я был Бунтарем, я бы…»
Записываем все, что угодно, что первым приходит в голову. Составляем список из пяти позиций. Если понравилось, можно больше.
2. Рассматриваем каждую позицию по схеме:
- Чем это плохо для меня, почему меня это пугает, чем мне это не нравится?
- Есть ли в моей жизни что-то, дающее мне похожие ощущения?
- Смотрим, какая потребность скрыта за этим.
- Смотрим, насколько эта потребность удовлетворяется.
- Если удовлетворяется недостаточно, то смотрим, есть ли в моей жизни возможности для реализации этой потребности?
Для всех:
- Как вы думаете, много ли в вас Бунтаря?
- Хотелось бы больше? Почему? Для чего? (Это разные вопросы! :)) Сознательно ли вы ограничиваете в себе Бунтаря? Есть ли что-то внешнее, ограничивающее в вас Бунтаря?
- Хотелось бы меньше? Почему? Для чего? Сознательно ли вы культивируете в себе больше Бунтаря, чем вам хочется/нужно? Есть ли какие-то внешние факторы, заставляющие вас это делать?
- Хочется ли как-то это изменить? Как вы думаете, как скажутся на вашей жизни такие перемены?
А теперь снова закройте глаза, подумайте о своем Бунтаре и найдите картинку, отражающую для вас этот образ. Абсолютно любую: пейзаж, натюрморт, одежду, человека, абстракцию. И отложите туда же, куда спрятали все предыдущие образы.