Гуру-йога

Sep 30, 2015 08:40

В Махамудре и Дзогчен неотъемлемым элементом пути является так называемая практика гуру-йоги. Цель её в том чтобы получить то, что в англоязычных источниках называется "empowerment", что на русский можно перевести как "инспирация". Это - своего рода духовное влияние, исходящее от гуру, и приводящее к перемене состояния сознания, которая характеризуется резким "облагораживанием" личности и бОльшим её сосредоточением на следовании пути.

Говоря широкими мазками, человек в ходе этой практики как бы отождествляется с внутренними качествами гуру, который намеренно почитается как совершенное просветлённое существо. В результате эти качества перенимаются и становятся "своими". Помимо чисто-медитативных средств, гуру-йога подразумевает безусловную и полную преданность гуру. Когда практикующий не видит его, он постоянно памятует о нём. Когда же видит, сидит у его, гуру, ног.

Вариантов психопрактики гуру-йоги довольно много, но все они более или менее следуют одной схеме. Кроме того, для всех этих практик характерна визуализация и через это - непосредственное, эмоциональное, "правополушарное" воздействие на психику практикующего, что вообще характерно для тантрических методов (а гуру-йога это тантрический метод). В качестве примера приведу старое (и оттого немного невнятное) описание практики гуру-йоги от Вангчуга Дорже, из которого можно вынести её основные принципы и схему:

[1. Визуализация порождения]
Гуру йога быстро помогает вам проникнуться инспирацией. Чтобы получить высочайшее благословение, [порождайте образ] себя в виде божества-охранителя. В чистом небе на макушке своей головы располагается образ вашего коренного ламы, ваш благодетельный учитель, который возникает в золотом и чёрном головном уборе и держит ваджру и колокольчик. Он возник там для того чтобы принести вам осознание, что мудрость и искусные средства это не разное. … Молитесь драгоценному ламе, чтобы быстро получить посвящение четырёх влияний, а также плоды их после того как они созреют в вашем сознании. В частности, если вы не получили прямого опыта и понимания, то нужно установить условия для этого высокого состояния и порождать его [прямо] в своём сознании, думая: "Теперь пусть оно будет передано [прямо] от этих существ." Молитесь так и в короткое время оно придёт в полной мере и будет познано со всей определённостью.

[2. Визуализация поглощения]
Слив собрание линии лам, будд, бодхисаттв, дакинь и защитников Дхармы в одном образе вашего коренного ламы, вы [теперь] имеете в себе лучший из трёх внутренних и внешних секретов. Поэтому медитируйте на [наитончайшем] теле, связывающем вас с ламой, на Трёх драгоценностях и на всём остальном. [Затем] совершите семичленное поклонение. Молитесь так: "Я молюсь всем чувствующим существам равно во всём космосе, ламам и драгоценным буддам [о благословении]. Я молюсь о всеведающем теле Дхармы, о совершенном, великом благословенном теле блаженства, и о сострадательном теле эманации." Эти молитвы производятся с почтительным преклонением и размышлением об [наитончайшем] теле, которое связывает [три тела] с Тремя Драгоценностями [и с вами].

[3. Молитва и визуализация инспирации]
Когда четыре влияния, которые лама дарует, проявляются как белый, красный и синий свет, излучающийся из лба, горла и сердца ламы соответственно, эти лучи света затем ударяют в соответствующие места на вашем теле. Они вычищают [dag pa] грехи и помрачения из трёх областей - тела, речи и ума - соответственно. После этого вы получаете четыре влияния: (1) сосуд, (2) тайну, (3) особое прозрения (випашьяна) и (4) мудрость. Первое влияние помогает вам со стадией порождения в медитации [bskyed rim]; второе со стадией совершенства [rdzags rim], используя токи энергии; третье с медитацией не-двойственности [snyom 'jug] мудрости и средств и четырёх радостей; последнее - с прямой перестройкой [вашего сознания] в соответствии с базовым просветлением, которое затем приносит плоды [а именно реализацию тел эманации, блаженства и Дхармы]. Теперь каждая из этих разновидностей окрашенного света излучается из соответствующих мест тела ламы и когда они ударяют ваше собственное тело, они вычищают все загрязнения и препятствия, которые ещё могут иметь место в трёх вратах [тела, речи и ума]. Затем вы получаете три влияния [которые устанавливают фундамент для реализации трёх моментов просветления: основу, в которой бодрствование-как-таковое и пустотность - не-двойственны; путь, сила которого проявляет тело истинной сущности кажущейся субстанции или тело великого благословения; и плод [просветление]].

[4. Медитация растворения]
Затем растворите ламу в сиянии и впитайте его в себя. [Ум] остаётся в не-искусственности, оставаясь в осознавании что "тело , речь и ум ламы и ваши собственные тело, речь и ум - неразличимы."

[5. Посвящение]
Поскольку эта [медитация] так важна, медитируйте с горячей преданностью, посвящая свои заслуги, полученные в результате неё, всем живым существам. (WD, pp.83-84)

Пришло на ум, что в некоторых традициях, тоже опирающихся на поклонение Мастеру, практики, подобные гуру-йоге, оказались бы весьма к месту.

буддизм, психопрактика

Previous post Next post
Up