Сосредоточение на Будде

Sep 05, 2014 11:56

В буддийских текстах неоднократно упоминается, что одним из наиболее доступных и прямых объектов сосредоточения для достижения шаматхи является образ Будды. При этом необходимо прежде всего сосредоточиться на его внутренних качествах - беспредельной доброте и беспредельной мудрости-ясности сознания. И уже во вторую очередь сосредотачиваться на форме, которая будет в этом случае воплощением внутренних качеств. В некоторых источниках советуют представлять образ будды величиной с большой палец, прямо перед собой, либо в сердце, либо в ладонях (ладони складываются в виде "цветка лотоса" - эта практика показана в фильме "Дзэн", в самом конце, там где медитируют дети). В других - образ будды представляется обычного человеческого размера. Постепенно происходит совмещение образа будды с медитирующим. Необходимо почувствовать состояние будды и пребывать именно в этом состоянии.

Тут есть важный момент. Дело в том, что в древних магических практиках, в том числе и в некоторых течениях индуистской тантры, практиковалось своего рода "одержание" человека разного рода богами и богинями. В этот момент личность человека замещалась на определённый архетипический симулякр иной личности.

Так вот, в данной буддийской практике имеется в виду нечто иное: мы не замещаем свою личность чужой, а переходим в самих себе к качествам сознания, свойственным Будде. Согласно буддийским воззрениям, Будда (когда речь не идёт о конкретных исторических персонажах) это именно специфическое качество сознания, которое может быть описано теми самыми двумя качествами - добротой и мудростью. Иными словами, говоря упрощённо, если ты пришёл к совершенному воплощению этих состояний, то ты - Будда. Для этого никого в себя впускать не надо, нужно лишь осознать природу сознания и в том числе - природу собственно личности. Шаматха тут приходит естественным образом как абсолютно спокойное и нерассеянное сознание. Это состояние, опять же естественно, переходит в дхьяны и самадхи. И всё это происходит в свете осознавания природы Будды на всё более глубоком уровне. Наиболее грубый уровень называется в тибетской традиции Нирманакайей, более тонкий - Самбхогакайей, наиболее утончённый - Дхармакайей.

Здесь Нирманакайя познаётся когда мы созерцаем Будду как "другого" - как некий живой образ, имеющий "внешность" и личные качества. Это самый грубый этап медитации. Предел его достигается в шаматхе, когда сосредоточение на качествах и образе (который, повторюсь, является воплощением этих качеств) Будды становится чистым и не требующим усилий. Здесь качества будды перенимаются уже нами в виде этого чистого и спокойного состояния.

Познание Самбхогакайи наступает скачкообразно, когда образ будды уже не требуется, поскольку сами мы вдруг познаём его состояние изнутри. В этот момент нас охватывает радость и блаженство. Это - перва дхьяна, знаменующая вступление в познание Самбхогакайи.

(Надо сказать, повторюсь, не всякая шаматха является познанием Нирманакайи, и не всякие дхьяны и самадхи являются познанием Самбхогакайи или Дхармакайи, а именно те, которые связаны с познанием природы Будды.)

Далее дхьяны всё более утончаются.

Познание Дхармакайи приходит когда исчезают всякие следы того, кто познаёт буддовость. Мы вступаем в дхьяны не-формы и в самадхи.

шаматха и випашьяна, буддизм, дхьяны, психопрактика

Previous post Next post
Up