В продолжение
этого поста. Первая дхьяна имеет много касательства до тела. Можно это выразить таким образом: обычно мы воспринимаем сосредоточение внимания как некий чисто ментальный акт. Вот есть сознание и оно сосредотачивается, а есть тело и оно там само по себе отдыхает. Но при переходе к первой дхьяне всё радикально меняется.
Ещё до того мы отслеживали некую зависимость состояния сознания от состояния тела: если мы например сидели в неудобной или наоборот в слишком удобной позе, сосредоточиться было трудно. Или когда сосредоточение становилось качественным, тело естественным образом затихало.
Постепенно мы доходим в сосредоточении до стадии кристальности и без-усильности, и вдруг на каком-то этапе в сосредоточение включается всё наше существо полностью, т.е. сознание вместе с телом. Оказывается, что сознание в принципе не есть что-то отдельное от тела. Это удивительное ощущение. Всё существо интегрируется и воспламеняется, становясь как бы линзой, сфокусированной на предмете сосредоточения. Поэтому первая дхьяна оказывается во многом физическим ощущением. Это буквально физическое наслаждение от сосредоточения.