ПОДЗЕМНЫЕ РАБОТЫ. Фальковский Николай Иванович.

Apr 16, 2012 20:27

источник: Фальковский Н. И. - Москва в истории техники. - М.: Московский рабочий, 1950, Стр. 228-230.

Москва, как почти каждый древний русский город, имела подземные ходы, тайники к воде, упоминавшиеся нами ранее. Эти тайники нередко имели большие размеры в зависимости от типа водоисточника и расстояния до него. Даже в таком небольшом городе, как Алексин, где не было ни пушек, ни пищалей, ни самострелов, имелся тайник к реке Оке, в котором в 1472 году скрылось от татар и пожара более 1 тысячи человек со своим добром (1).

Обычно тайники устраивались в открытой траншее в начальный период постройки города и земляного вала, а затем засыпались землёй и замаскировывались(дёрном, кустарником). Вместе с тем москвичи успешно справлялись и с подземными работами.



Рисунок 122. Подземный ход подо рвом (Н. С. Щербатов).
Так, в 1894 году вблизи Никольской башни был обнаружен Н. С. Щербатовым на глубине около 11 метров подземный ход (рис. 122).

Такие сооружения могли выполняться для возможности тайного сообщения во время осады, для целей водоснабжения и т. п. Но подземные работы применяли и для военных целей. Как известно, в 1552 году царь Иван IV прибег к устройству подкопа при осаде Казани, которая считалась особенно неприступной из-за невозможности отвести воду реки Казанки (2). Летописец так повествует об этом событии: «И призывает государь к себе Каме-мурзу нововыезжаво из Казани, и расспрашивает, отколе воду емлют в городе; на Казань бо реку уже у них отняли, такожде и полонянников, которые в те дни выбегли к государю, и сказывали, что есть у них тайник от Казани от реки у Маралеевых ворот ключ в берегу; а ходят к нему по подземелью. Государь же повеле сторожевому полку воеводам... да возмогут испорушить их путь к воде.

Они же покушашеся, но не возмогоша; твердо бо землею путь их к воде утвержден; и государь послал к воеводам Алексея Адашева, а с ним размысла, а велел тот тайник Казанской подкопывати...

И в десять день подкопашеся под мост, куды с водою ходят; и сам князь Василий с товарищи известно видев, и гласы татарские услышав, что с водою уже через них ходят, и возвести государю.

Лета 7061 сентября месяца 4 повеле государь... под тайник зелия подставить 11 бочек.

...От подкопа взорвано тайник и с людьми казанскими, которые по воду ходили...»
________________________________________________________
1. Н. М. Карамзин. История государства Российского, т. VI, прим. 80. СПБ. 1842.
2. Я. Я. Стрейс. Три достопамятных и исполненных многих прегорестностей путешествия, стр. 186. Соцэкгиз, М. 1935.
________________________________________________________

Сопротивление татар продолжалось еще две-три недели (1), но без воды осаждённые всё же вынуждены были сдаться.

Заслуживающим нашего внимания является факт, что русские люди в давние времена пытались устраивать тоннели. В XVII веке последний строился под Москвой-рекой. Причиной этого являлось, по видимому, то, что во время ледохода сообщение с Замоскворечьем было весьма затруднено, так как постоянного моста через реку не существовало. Кроме того, наличие мостов затрудняло судоходство.

В 1657 году 2 ноября по приказу царя Алексея Михайловича смольянин Василий Азанчеев начал «подкопное дело делать по высмотру своему за Пречистенскими вороты в Земляном городе, позади Остожково двора, под Москву-реку против Крымского двора, от Москвы-реки за 35 саженей» (2).

К тоннелю был выкопан вход в виде погреба в длину 4 сажени, поперёк 2 сажени, вниз 15 ступеней, и до нижней ступени в глубину 2 сажени. Однако в этом месте снизу из-под стены появилась вода. Её отливали весь день, но ничего не убыло.

Василий Азанчеев сказал, что унять эту воду ничем нельзя, так как здесь «прошёл водяной ключь, а Москвы де реки тот ключь выше, а надобно де было в том месте для подкопу копать в глубину столькож, что выкопано и больши, и в том де месте подкопу ещё делать нельзя». Таким образом предполагалось проложить тоннель на глубине более 4 сажени.

После этого он начал делать подкопное дело выше того места на 35 саженей и отошёл от реки на 70 саженей. Был устроен по прежнему образцу вход, и из него стали делать тоннель. Прошли 1% сажени, когда снизу опять пошла вода. Её отливали из подкопа день и ночь, но воды нисколько не убыло.

Азанчеев решил, что и здесь подкоп делать нельзя. Он послал людей осматривать другие места, чтобы выбрать подходящее. Он остановился на месте против Новинского монастыря и теперь решил вести работы под Москву-реку с берега. Об этом докладывал царю князь
____________________________________________________________
1. Царственная книга, т. е. летописец царствования царя Иоанна Васильевича от 7042 году до 7061. СПБ. 1769.
2. "Московитянин", ч. II, №4, стр 465-466. М. 1841.
____________________________________________________________

Ю. А. Долгорукий. Государь указал Василию Азанчееву делать подкоп в третьем месте, против Саввинского монастыря, а в прежнем месте работы прекратить.

Документ на этом обрывается. На обороте по склейке листов подпись: «Дьяк Андрей Галкин».

Конечно, и в третьем месте Василия Азанчеева постигла неудача; теперь это каждому знакомому с гидрогеологией Москвы ясно.

Нельзя, однако, не поражаться предприимчивостью русских людей, решимостью в выполнении намеченного мероприятия. Ведь все эти работы были проведены в течение только одной недели.

К вопросу о производстве подземных работ Москва вернулась в связи с внесением инженером Балинским проекта постройки метрополитена. Это дело чрезвычайно взволновало духовенство. Архиепископ Сергий писал в 1903 году московскому митрополиту: «Возможно ли допустить сию греховную мечту! Не унизит ли себя человек, созданный по образу и подобию божию, спустившись в преисподнюю? А что там есть, то ведает один Бог, и грешному человеку ведать не надлежит».

Московская городская дума, как оказалось, в своем постановлении записала: «Признать проект о проведении метрополитена неудовлетворяющим современным нуждам города, нецелесообразным по своей трассировке и не соответствующим поставленным задачам, нарушающим городское благоустройство и благообразие и санитарное положение города».

Дело, однако, было не столько в недостатках проекта, сколько в консервативности гласных, из числа которых ни один не поддержал самой идеи; другие проекты также не были приняты.

Подземные работы получили широчайшее применение только в социалистической Москве, благодаря постройке лучшего в мире метрополитена имени Л. М. Кагановича.

Работа велась в чрезвычайно трудных грунтовых условиях, в плывунах, под речками и выполнена блестяще при необычайных темпах.

Вместе с тем широко внедрилась в строительство щитовая проходка при прокладке канализационных коллекторов.


москва в истории техники, фальковский, русские

Previous post Next post
Up