МЕЛЬНИЦЫ И ПРУДЫ. Фальковский Николай Иванович.

Apr 16, 2012 13:20

источник: Фальковский Н. И. - Москва в истории техники. - М.: Московский рабочий, 1950, Стр. 217-228.

Русские люди с незапамятных времён устраивали рвы вокруг своих городов, водяные мельницы, каналы. Ярославов устав о земских делах говорит о затоплении, причинённом мельницей. Он предоставляет каждому желающему возможность устроить мельницу. Если, однако, она вызовет затопление лугов и полей, то владелец был обязан «соблюдать беспакостное», т. е. не допускать ущерба соседям. Если же удержать воду нельзя, то по уставу «да упразднится мельница».

Понятно, что такие узаконения были мыслимы только при большом количестве мельниц и высоком уровне гидротехнических работ.

Естественно, что мельницы давно существовали и в Москве. Духовная грамота великого князя Дмитрия Ивановича Донского 1389 года упоминает московские села с мельницами - «Луциньское на Яузе» и «Семциньское село с Ходынскою мельницею» (1). Очевидно, в это время в самом городе уже имелось немало мельниц, т. е. также плотин и прудов. В XV веке очевидцы упоминают речку Неглинную, «приводящую в движение множество мельниц».
___________________________________________________________
1. Собрание государственных грамот и договоров, т.1, №34. М. 1813.
2. Библиотека иностранных писателей. т.1, стр.34. СПБ. 1836.
___________________________________________________________



Рисунок 116. Водяной ров на Красной площади (XVII в.).

При постройке укреплений Кремля в 1493 году Иваном III «повелением великого князя копаша ров от Боровицкие стрелницы и до Москвы до реки» (1). Благодаря этому течение реки Неглинной было приближено к кремлёвской стене.

В 1508 году было велено «вкруг града Москвы ров делати каменем и кирпичём и пруды чинити вокруг града» (2). Этот огромный каменный ров пересекал нынешнюю Красную плошадь и наполнялся водой из реки Неглинной. Он сохранился до начала XVIII века и, по описной книге 1701 года имел в длину 253 сажени. Вверху ров везде имел в ширину 17 саженей, а в по дошве до Никольского моста - 14 1/3 сажени, от него до Спасского моста - 15 саженей, у Константиновских ворот - 16 саженей. Стены рва подымались по обе его стороны зубцами, и глубина от подошвы до них была соответственно 4 1/4 сажк
ени, 4 сажени и 6 саженей (3).



Рисунок 116а. Водяной ров, профиль и разрезы (реконструкция).

На рисунке 116а представлена возможная реконструкция этого рва. В соответствии с отметками и указанными глубинами у Константиновской башни, невидимому, имелся шлюз; мог быть также второй у Беклемишевской башни. Нижняя часть рва наполнялась проточной водой через шлюзы или из реки Москвы. В последнем случае необходимо было углубить канал ниже горизонта воды в ней.

В 1516 году, по свидетельству летописца, «князь великий Василий Иванович пруды копал, да мелницу каменну доспел на Неглинне» (4). Более подробные указания по этому вопросу дает «Владимирский летописец». Оказывается, что первой была сделана каменная плотина на устье реки Неглинной у реки Москвы (в 1514 г.). В следующем году устроили вторую плотину от Боровицких ворот, и в 1516 году сделали третью плотину и мост против Ризположенской улицы (5).
________________________________________________________
1. ПСРЛ, VIII, 226.
2. Там же, VI, 247. n, м ,0„
3. «Цветущее состояние Всероссийского государства», кн. I, стр. 91. М. 1831.
4. ПСРЛ, III, 198. „ tnte
5. «Исторические записки», № 15, стр. 296, Академия наук СССР. М. 1945.
_______________________________________________________

Таким образом на реке Неглинной были созданы большие водоемы, которые представляли весьма серьезные водяные заграждения, усилившие неприступность Кремля с западной стороны. Вместе с тем появились мельницы в непосредственной близости от него.

Современник указывает, что запруженная река Неглинная разливается в виде пруда и «наполняет рвы крепости, на которых находятся мельницы» (1). На плане Кремля XVI века прудов и плотин нет, нет и водяного рва, но две двухколёсные мельницы на реке Неглинной изображены. Было также «очень много мельниц для общего пользования граждан» на реке Яузе. В это время также и речка Неглинная приводила в движение множество мельниц (2).

Пруды на Неглинной просуществовали до 1782 года, когда они были спущены в связи с устройством водопроводного канала (3).

В XVI веке водяная мельница вообще применяется на Руси не только для приведения в движение мукомольных жерновов, но в крупном хозяйстве и для некоторых других целей. Стоит хотя бы вспомнить Соловецкий монастырь, в котором москвич Филипп Колычев, выстроив мельницы, провёл воду каналами из 52 озер. Как говорит «Соловецкий летописец»: «и два источника сотвори и под монастырь вo озеро проведе, и толчею же и мельницу ко успокоению братскому сотвори». Кроме того, была «наряжена» телега, которая «сама насыпается, да и привезетца да и сама высыплет рожь на сушило»... Построили «севальню», в которой «десятью решеты один старец сеет». «Доспели» также решето, которое «само сеет и насыпает и разводит розно крупу и высейки». Были сделаны особые мехи для веяния ржи, приводившиеся в движение «ветром на мельницу» (4).
___________________________________________________________
1. С. Герберштейн. Записки о московитских делах, стр. ПО. СПБ. 1908.
2. Библиотека иностранных писателей о России. Павел Иовий, стр. 34. СПБ.
3. М. Гастев. Статистическое описание Москвы, стр. 83. М. 1841.
4. А. С. Савич. Соловецкая вотчина XV-XVII вв., стр. 50-51. Пермь. 1927.
___________________________________________________________

Как известно, Филипп затем был назначен, хотя ненадолго, Московским митрополитом. Позже ряд монахов Соловецкого монастыря был выслан в другие места, значит о работах монастыря во всяком случае широко знали и опыт его могли использовать.

Во второй половине XVI века в Москве создаются бумажные мельницы, из которых одна стояла на реке Уче. Но особенно развивается строительство водяных мельниц в XVII веке в связи с созданием тогда различных мануфактур.

Жалованная грамота 1632 года предоставляет право Авраму Денисьеву сыну Виниюсу «меж Серпухова и Тулы на трёх реках и впредь, где они места приищут, которые к железному делу будут годны, всякое железо мельнишным заводам и мельниц ставить и всякого железного дела мельнишным заводом делать» (1). Здесь была построена целая группа чугунолитейных и железоделательных заводов, действовавших водой.

В 1634 году ставится в Москве мельница для делания лосиных кож. Далее следуют различные, освещаемые в данной работе, другие мануфактуры.

В XVII веке мельниц в Москве вообще было множество. Современник говорит: «каждый для своей выгоды имеет собственную мельницу ветряную, водяную или ручную» (2).

Что касается типа мельниц, то в XVII веке они делались «большия колесчатые» и «мельницы мутовчатые» (с лопатками, похожими на мутовку), «меленки-колотовки» (небольшие мельницы). Мутовчатые мельницы имели диаметр около 1 1/2 сажени, редко 2 сажени. «Колесчатые» мельницы были диаметром 2-2 1/2 сажени и более.

Мельницы с большими водяными колесами обслуживали нередко 2 жернова, а иногда ещё толчею, сукнотёрку, как, например, под Ольшанском в 1693 году.

Насколько мельницы были распространены, видно хотя бы из того, что по одному Верхотурскому уезду в 1705 году числилось 435 мельниц (3).



Рисунок 117. Измайловский остров с плотинами (чертёж XVII в.).

Для обеспечения мельниц водой большие работы гидротехнического характера выполнены в Измайловском царском хозяйстве в 1665-1669 годах: выкопаны пруды, сделан Измайловский остров (рис. 117) (4), все речки и ручейки запружены плотинами, большей частью каменными. Их сооружали русские мастера и подмастерье Якуб Янов. Вода использовалась для приведения в движение различных, преимущественно сельскохозяйственных, машин. В 1665 году часовой мастер Андрей Крик поднес царю «образец, как хлеб водою молотить». Часовой мастер Моисей Терентьев делал «молотильный образец» (5).
_________________________________________________________
1. И. Гамель. Описание Тульского оружейного завода в историческом и техническом отношении. Прибавленияя. стр. 1-3, 1826.
2. Я. Рейтенфельс. ЖМНП, июль, №7, 1839, стр. 19. СПБ.
3. Описание документов и бумаг МАМЮ, кн.4, стр. 340-343. М. 1884.
4. Сборник чертежей Москвы XVII ст., чертёж XXXII. СПБ. 1861.
5. И. Забелин. Домашний быт русского народа, т. I. Материалы, стр. 39-40. М. 1872.
________________________________________________________

О размерах гидротехнических сооружений могут свидетельствовать следующие детали. У мельницы Виноградной «плотина каменная насыпана землей» и имела длину 87 саженей (185 м), ширину 12 саженей (25,6 м), вышину 3 сажени (6,4 м). Пруд был длиной 590 саженей (1 250 м), шириной 103 сажени (210 м). Измайловская каменная плотина при длине в 71 сажень, ширине в 11 саженей и высоте в 2 1/3 сажени создавала пруд длиной в 1 080 саженей (2,3 км).

Из земляных плотин упомянем Просянскую (длиной 290 саженей), Ивановскую (170 саженей), Лебедевскую (160 саженей), Меленскую (65 саженей), Пехорскую (60 саженей), Николаевскую (60 саженей), в Виноградном саду (73 сажени и 50 саженей) (1),Косинскую (50 саженей), Липитинские (49 саженей и 45 саженей), в Белевском долу (43 сажени), в Земляничнике (46 саженей), в Борзынке (25 саженей), четыре Соболевских (40-59 саженей), Софроновскую (60 саженей) и др.

Стоявшие на некоторых из них мельницы приводили в движение разнообразные устройства. Так, мельница Меленская на речке Измайловке обслуживала: 2 снасти, толчею о 10 пестах, окованных железом, с железными поддонками.

Мельница Виноградная имела 2 водяных колеса, 2 сухих колеса, 2 жернова; в другом амбаре было 2 постава: один «постав, жернов, другой постав со всякой мельничною снастью на ходу». Была «труба водяная, что на колёса».
__________________________________________________________
1. И. Забелин. Домашний быт русского народа, т.1. Материалы, стр. 79-85. М. 1872.
__________________________________________________________

На Измайловской мельнице были 2 снасти на ходу. На Просянской мельнице 2 жернова. На Николаевской мельнице - 2 жернова на ходу. На Пехорской мельнице 4 жернова на ходу «и в том числе 2 жернова шириною по 1 1/2 аршина, толщиною по чети аршина; одне жернова шириною в 2 аршина без 3 вершка, 4 жернова шириною по 1 1/4 аршина, толщиною 2 вершка». На малой Пехорской мельнице было 2 жернова.

Значит, здесь были такие крупные установки, как толчея о 10 пестах, мукомольная мельница о 4 поставах и т. д.

Ряд плотин служил для создания хозяйственных прудов. В этом случае иногда плотины делались деревянные. Например, под житным двором плотина «с исподи рублена дубником, поверх кладены дерном, плотина мерою в длину 60 саженей, в ширину 3 сажени, в вышину 1 сажень с полуаршин».

«В присёлке Ивановском 3 плотины; и в том числе 2 плотины рублены дубником, третья сосновыми бревны, поверх кладены дерном» (1). Высота их была до 2,5 метра.



Рисунок 118. Красный пруд в XVIII в. (ЦГАДА).

0 деталях можно отчасти судить по приказанию от 7 июля 1684 года построить плотину в Москве (2): «Велено на Красносельском пруде плотину сделать: обе стороны спуска срубить 40 прясл трех сажень, а рубить те обруба по шти (шести. - Н. Ф.) и по пяти венцов, в две стены избицами, а всякое прясло снавривать по две иглы да намостить переезжий мост и вытесать с перилами и с решетками, а обрубы срубя, хворостом выслать, где доведетца, и землею насыпать и плотину выровнять с землей по обе стороны переезжего мосту с мостом наровень и всё сделать против прежнего, как плотинных дел подмастерье укажет» (рис. 118). Текст, между прочим, свидетельствует о наличии у нас в то время специалистов по сооружению плотин. Было для этой цели и оборудование. Например, даже в хозяйстве Измайловского двора имелся для плотинного дела копер (3).

Устраивались также и рытые пруды. Так, в селе Измайловском был «Строкинский пруд копаной». Такой же имелся позади Запасного дворца. Копаный пруд между Запасным и Львиным дворцами был без воды (4). Пруды вообще рылись нередко в целях снабжения водой отдельных усадеб и участков даже в центральных частях города Москвы.

В конце XVII века устраиваются пильные мельницы.

В 1692 года была дана жалованная грамота переводчику Посольского приказа Андрею Крефту «на водяныя и на ветряныя хлебные и расти-рательныя брусья и досок пильныя мельницы, на которых водяных и ветряных мельницах молоть хлеб и ростирать брусья и доски». Разрешалось устраивать беспошлинно в течение 25 лет мельницы по новейшему образцу не только в Москве, но и в различных городах и государевых отчинах. В обязанность предпринимателя входило: «и на тех заводех при мастерах держать по записям русских людей, которые даны ему будут в науку, или сами кто охотники придут для учения, и от тех учеников того мастерства ни в чем не скрывать и во всем показать ему такое прилежное радение, чтоб то растирательное досчатое и брусяное дело и заводы мелничные и впредь в Российском царствии в городех и уездах русскими людьми и иноземцами завесть и умножить». В документе характерно внимание к подготовке кадров.
________________________________________________________
1. И. Забелин. Домашний быт русского народа, т. I. Материалы, стр. 84-85. М. 1872.
2. Там же, стр. 146.
3. Там же, стр. 96.
4. Там же, стр. 85.
________________________________________________________

За это заводчик получил монопольное право устраивать мельницы, пилить лес (кроме тёсаного плотничьей работы), нанимать рабочих и пр. (1). Начиная с Петра I, водяные мельницы получают весьма широкое применение в самых разнообразных производствах.



Рисунок 119. Цареборисовская плотина в с. Коломенском (ЦГАДА).

В качестве примера, характеризующего выполнение плагин, приведём старую Цареборисовскую плотину в селе Коломенском, которая исправлялась в 1768 году. Ремонт ветхостей стоил 5 507 руб. 50 коп. Составленный при этом прапорщиком Николаем Слядневым план (рис. 119) даёт представление вообще об её устройстве.

Берега пруда были укреплены шпунтовыми сваями (2-2-2), которые в рассматриваемое время сгнили и потому подлежали замене тарасами А. Здесь же находилась пристань-3. Под цифрами 4 и 5 обозначен «чекен», его намечено сделать по В. Затем изображены плотина-6, понурный мост-7, мост через плотину-8, шлюз о трех спусках-9, деревянные здания -10, 11, каменные быки - 12, мельница - 13, водяная труба (к мельничному колесу) - 14, речка - 15, проезжий мост - 16 (2).



Рисунок 120. Завод и плотина - профиль и план (ЦГАДА).

Для характеристики деталей гидротехнических сооружений этого времени вообще приведём план и отчасти профиль их (рис. 120) по чертежу 1750 году, Никиты Бахорева (Екатеринбург). Вода из пруда идёт по деревянному ларю и перепускным ларям к отдельным водяным колёсам. Отработанная вода стекает по каналу. Вдоль всего корпуса идёт широкий (около З 1/2 сажени) вешняк. Тело плотины по обе стороны его укреплено 6 свинками, или обрубами. Виден также понурный мост (3).

В связи с широким применением водяных двигателей в производстве возникает потребность и в соответствующей технической литературе, вследствие чего в 1782 году издаётся интересная книга «Совершенное описание строения мельниц» (4), в 1810-1811 годах - «Полное наставление, на гидростатических правилах основанное, о строении мельниц» В. Лёвшина.

В 1787 году в Московской губерний работают сотни водяных мельниц; в одном Можайском узде их было 90 (5).

В 1803 году в Московской губернии было 29 ветряных и 652 водяные мельницы. На последних имелось 1 559 поставов. Некоторые отличались крупными размерами: на реке Яузе было 4 мельницы с 17 поставами, на реке Наре в Серпухове работали 2 мельницы о 20 поставах (6).



Рисунок 121. Мельница (ЦГАДА).

В XIX веке мельницы (рис. 121) применяются в большом количестве. В 1842 году в московской (промышленности было 66 водяных двигателей (8); но в сельском хозяйстве на мельницах водяные колёса находили ещё более широкое употребление. В 1879 году в России, по официальным данным, имелось не менее 25 тысяч одних мукомольных мельниц. В действительности их количество предполагалось в 2-3 раза большее (9).

Вместе с тем в это время широко распространены уже и паровые вальцевые мельницы. Крупнейшая московская паровая вальцевая мельница имела 9 этажей. Здание по фасаду занимало 25 саженей, было высотой 15 саженей. Мельница имела паровую машину в 125 лошиных сил и размалывала 3 тысяч пудов муки в сутки (10).
______________________________________________________________
1. Доп. к АИ, т. VII, №74, стр. 371-372.
2. ЦГАДА. Фонд "Дворцовый архив", №69310. Дело о представлении описи и сметы разных ветхостей на Цареборисовскую плотину, л.11. 1768.
3. ЦГАДА. Фонд Берг-коллегии, кн. 1, л.88
4. Л. Х. Штурм. Совершенное описание строения мельниц. Без места. 1782.
5. "Историческое и топографическое описание городов Московской губернии", стр.297. М. 1787.
6. Я. Г. Любомиров. Очерки по истории русской промышленности, стр. 227, 1947.
7. ЦГАДА. Фонд "ворцовый архив", №46, без года.
8. "Сведения о мануфактурной деятельности в Москве", стр. 15. М. 1843.
9. Историко-статистический обзор промышленности России, т.1. СПБ. 1883.
10. ВХПВ, №12, стр. 75-78. СПБ. 1882.

москва в истории техники, фальковский, русские

Previous post Next post
Up