в интернете публикуется впервые
Представляю благосклонному читателю труд Андрея Георгиевича Жолондзя (16.11.1957-05.05.2005) - реставратора-технолога и искусствоведа, много сил отдавшего делу возрождения церковного искусства и сохранения памятников отечественной культуры - «Наставление для ризничих (инструкция) по приему, учету и хранению имущества храмов Русской Православной Церкви». Инструкция была рецензирована главными специалистами Музеев Московского Кремля, ГосНИИРеставрации и Свято-Тихоновского богословского института. Создание инструкции по приёму и хранению возвращаемых святынь было инициировано Патриархом в 1993 году. Но труд так и не стал пока официальным документом, как предполагалось.
НАСТАВЛЕНИЕ ДЛЯ РИЗНИЧИХ (ИНСТРУКЦИЯ )
ПО ПРИЁМУ, УЧЁТУ И ХРАНЕНИЮ ИМУЩЕСТВА
ХРАМОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
I. Имущество Церкви
Имущество Церкви подразделяется на недвижимое и движимое, имеющее литургическое (сакральное) назначение (храмы, иконы, колокола, богослужебные сосуды, книги, облачения и т.д.) или являющееся частью церковного обихода (церковные строения, утварь и пр.).
Имущество Церкви может иметь статус памятника истории и культуры республиканского или местного значения, являться выдающимся произведением церковной архитектуры и литургического искусства или быть предметом материальной культуры разной степени значимости.
Имущество Церкви создавалось на протяжении столетий молитвенным и жертвенным подвигом народа Божия. Оно является уникальным свидетельством русского народа о Творце мира и потому имеет непреходящее общенациональное и мировое значение.
Известными постановлениями советской власти имущество Церкви было отторгнуто от нее и подверглось неслыханному уничтожению и разграблению. Самоотверженными усилиями верующих, бескорыстным трудом мирян и работников культуры часть имущества Церкви удалось сохранить от разрушения. Однако, оставаясь в государственных хранилищах, оно по-прежнему лишается изначального места в культуре, преподносится в одностороннем; эстетическом аспекте, как только произведение искусства, и потому продолжает подвергаться - пусть и невольному - поношению. Храмы и иконы обретут свое изначальное значение, а потому и подлинный культурный статус только в единстве богослужения, которое одно определяет иерархию всех ценностей, сотворенных человеком о Боге.
Возвращение имущества Церкви становится насущной церковной и общекультурной задачей наших дней. Оно должно быть произведено объединенными силами верующих и мирян, работниками епархиальных, приходских и культурных государственных учреждений - согласованно, грамотно, с надежными гарантиями сохранности.
Возвращение имущества Церкви осуществляется на основании действующего законодательства и ведомственных актов государственными органами, общественными организациями и частными лицами по инициативе владеющей стороны или по заявкам церковных организаций, имеющих статус юридического лица.
Передача производится в собственность или в бессрочное и безвозмездное пользование, а также в совместное использование с государственными организациями.
Принимающей стороной является Священноначалие (Московская Патриархия, епархиальные управления). Для приема и хранения Священноначалием организуются епархиальные, монастырские и приходские ризницы и назначаются (на приходах избираются) штатные ризничие.
В обязанности ризничего входит учет и хранение всех недвижимых и движимых памятников, строений и предметов церковного обихода, а также подготовка историко-архивного материала, контроль за ремонтом и реставрацией церковного имущества.
При памятниках уникального церковного и художественного значения по благословению Священноначалия создаются Научно-Попечительские советы.
Научно-Попечительский совет является добровольной церковно-общественной организацией, призванной оказывать научную и финансовую помощь Церкви в деле хранения, изучения и реставрации памятников литургического искусства и осуществлять контроль за их содержанием.
Возглавляет и координирует учетно-хранительскую деятельность Русской Православной Церкви Отдел по культурному наследию Московской Патриархии.
Передача и прием имущества Церкви осуществляются полномочными представителями сторон, посредством актов и при обеспечении охраны силами соответствующих государственных органов.
Принимающая сторона обязуется обеспечить юридическую и физическую сохранность передаваемого имущества.
II. Юридическое хранение
Юридическое хранение предполагает регистрацию передаваемого объекта или предмета в учетных документах по единой схеме, принятой как в государственных, так и в конфессиональных учреждениях.
Первичным учетным документом является приёмо-сдаточный акт. В акте указывается: в присутствии кого, от кого и кому, на основании чего и когда передается памятник или предмет церковной культуры. Здесь же приводятся краткие сведения об объекте передачи: его название, место и дата изготовления (автор), материал, размеры, происхождение, общее состояние сохранности. Для храмов и церковных строений составляется акт технического состояния.
Основным учетным документом является опись храма (монастыря) и его имущества. Она ведется в амбарной книге, пронумерованной, прошнурованной и скрепленной печатью епархиального управления.
В описи приводятся краткие сведения о храме, его архитектурных особенностях, церковных строениях прихода (монастыря) и находящихся в них святынях и приходском (монастырском) имуществе по следующей схеме: сведения о храме, времени его сооружения, престолах с датами освящения; описание главного алтаря с престолом, иконами, богослужебными книгами, сосудами, облачениями и прочей утварью; описание в таком же порядке главной части храма с иконостасом, клиросами, киотами, трапезной с иконами местного ряда, притвора и колокольни с колоколами. Затем описываются приделы с их алтарями, имуществом, иконостасом, клиросами, трапезной, иконами, светильниками, утварью, в том же порядке, что и в главной части храма, и подсобные помещения с их содержимым. Также описываются церковные строения на прилегающей территории храма вплоть до ограды и содержащееся в них движимое имущество прихода (монастыря).
Новые поступления заносятся в опись в порядке очередности с указанием места их помещения. Выбытие или перемещение предметов отмечаются в описи в графе «примечания» с указанием времени и основания и скрепляются приходской (монастырской) печатью.
Такие натурально-поместные описи составлялись на протяжении XVIII -XIX столетий по всем приходам Русской Православной Церкви. При всем своем неформализованном характере они являются надежным хранительским документом, по которому должна производиться передача церковного имущества от одного состава приходского совета другому и сверка наличия имущества во время инспекционных проверок.
Доступ к описи имеют только члены приходского совета и ризничий. Содержится опись в сейфе на ответственном хранении.
Список является первичным документом научного учета. В него заносятся памятники истории и культуры, имеющие государственный охранный номер, а также вновь выявленные памятники, подлежащие регистрации. В списке указывается местонахождение памятника, согласно описи, его разновидность, наименование, категория учета, датировка, автор или школа, материал, техника, размеры (в сантиметрах).
Паспорт является основным документом научного учета. Он содержит развернутые сведения о памятнике (движимом и недвижимом), которые являются результатом его изучения светскими и церковными специалистами.
В паспорте указываются следующие сведения: типология, вид, автор, школа, название, дата, материал (для драгоценного металла и камней указание веса, количества и пробы), размеры, подробное описание, фотофиксация с лица и с оборота, датирующая надпись, историко-художественная характеристика, состояние сохранности, местонахождение в интерьере, использование, исторические сведения, происхождение, выставки, литература, система охраны, категория учета и охранный номер, форма владения. Данные паспорта скрепляются подписью составителя с указанием даты и печатью юридического лица.
III. Физическое хранение
Физическое хранение предмета предполагает его защиту от хищений, от неблагоприятного воздействия окружающей среды, в том числе и от антропогенных факторов, и соблюдение определенных правил ремонта и реставрации.
Преамбула
Защита церковного имущества от хищений предполагает, прежде всего, прекращение его бесхозного бытования в храме и на приходе. Поместная натуральная опись всего приходского (монастырского) достояния, его ответственное хранение, сопровождаемое контролем и проверками со стороны Священноначалия и полномочных органов, государства, создадут неблагоприятную обстановку для святотатцев.
Предметы, наиболее ценные в художественном и материальном отношении, находящиеся в удаленных сельских или плохо защищенных городских храмах, следует временно помещать в епархиальные ризницы, сопровождая это перемещение заменой аналогичными рядовыми предметами и составлением приемо-сдаточного акта с оставлением копии его на приходе.
Ценные предметы, подвергающиеся в храме в силу своего месторасположения наибольшему риску похищения, могут быть заменены ординарными аналогами и помещены временно в ризницу.
Все движимые памятники истории и культуры, находящиеся на приходе, и наиболее ценная утварь должны быть фотофиксированы. Подробное описание предметов с раскрытием содержания надписи и клейм, а также видеофиксация являются необходимым предупредительным мероприятием.
Упорядочение ключевого хозяйства, укрепление дверных, оконных, чердачных и подвальных проемов, установление дополнительного ночного дежурства, наличие автономной сигнализации с выводом ее на телефонизированные квартиры прихожан и в органы внутренних дел создают при незначительных затратах внушительные заслоны на пути грабителей.
Особенно высокой степенью защиты должны отличаться епархиальные и монастырские ризницы. Для их безопасности следует использовать современные высокоэффективные системы сигнализации с финансированием работ за счет государственного бюджета и пожертвований.
Необходимо поддерживать постоянный контакт с местными органами внутренних дел и при необходимости обращаться для консультаций в Экспертный межведомственный совет по проблемам безопасности объектов культуры Министерства культуры Российской Федерации.
Обеспечение сохранности самих памятников и предметов церковной старины сводится к двум основным вопросам: как обеспечить наилучшие условия содержания церковного имущества и как его ремонтировать и реставрировать.
Православный подход к памятникам
Прежде всего, необходимо утвердиться в православном подходе к памятникам и предметам церковной старины.
Древняя архитектура, живопись и прикладное искусство являются частью церковного Предания. Они составляют видимые образы и специально организованные пространства, порожденные духовным опытом наших предков: художников, ктиторов и наставлявших их подвижников благочестия. Это сохранившиеся Божиим Промыслом свидетельства древнего благочестия и богомыслия. Созданные народом Божиим в недрах Церкви, они являются неотъемлемой частью Божественной Литургии, на сокровенном языке которой Церковь молитвенно обращается к Богу, свидетельствует о Его реальности.
Из сказанного следует, что священный долг приходов - свято хранить произведения церковного искусства вплоть до самых мелких деталей, не надеясь, что допущенные утраты легко восполнимы, а переделки - несущественны.
Церковные памятники архитектуры, живописи и прикладного искусства являются частью всенародного культурного достояния, в качестве такового они находятся под охраной государства. Необходимо неукоснительно соблюдать государственные нормы охраны памятников, исходя из уважения к культурному наследию как таковому. Даже к тем его поздним элементам, которые не могут быть отнесены к церковному Преданию, но, тем не менее, являются признаваемыми обществом художественными произведениями, ценимыми как памятники истории.
Следование установленным правилам охраны памятников есть, кроме того, акт законопослушания, заповеданный нам Священным Писанием. В выполнении этих правил должна быть полная добросовестность, потому что через их нарушение «имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2:24).
1. Условия хранения недвижимого имущества Церкви
(храмы, росписи, иконостасы, киоты и т. п.)
Действующие правила охраны памятников
Вступая в права пользования храмом, являющимся памятником истории и культуры, приход подписывает Охранный Договор, в котором зафиксированы основные обязательства прихода по правильному содержанию памятника. Обязательными приложениями к Охранному Договору являются: составляемый при передаче памятника Акт его технического состояния, Опись памятников и предметов Церковной культуры данного храма и Список движимых памятников культуры в храме.
При вступлении в права пользования члены Приходского совета, ризничий и инспектор органов охраны памятников должны произвести полную Инвентаризацию (перепись) охраняемых элементов памятника. На основании паспорта на Памятник (или указаний специалистов) следует установить и зафиксировать, какие стены, участки росписей и декоративного убранства принадлежат к охраняемому наследию, а какие нет. Например, если иконостас признан охраняемым элементом памятника, то относится ли это к позолоте, или же позолота поздняя и допустима перепозолота.
В Акте технического состояния памятника указываются замеченные утраты и неисправности, намечаются возможные пути и сроки их устранения. Любые работы на охраняемых объектах могут производиться только с ведома и разрешения органов охраны памятников и по благословению Священноначалия.
В числе приложений к Охранному Договору приходу (монастырю) должен быть передан экземпляр утвержденного Проекта зон охраны памятника, в котором зафиксированы требования к застройке и благоустройству прилегающей территории.
Если Проект зон охраны не разработан, об этом надо упомянуть в перечне приложений к Охранному Договору и в число первоочередных работ включить его составление.
Обеспечение конструктивной прочности храмов
Конструктивная прочность храмов обеспечивается, прежде всего, хорошим состоянием фундаментов и кровель, а также ограждающих (стен, окон, дверей) и несущих (стен, столбов, сводов) конструкций.
Для сохранения фундаментов важно иметь снаружи у всех стен храма отмостку для отвода ливневых вод, всегда поддерживать ее в хорошем состоянии, т. е. без сквозных трещин, без отставания ее от основания стены. Вблизи храма нужно обеспечить водослив, чтобы не застаивались большие лужи.
Недопустимо без специального исследования и разрешения рытье ям для погреба и других нужд как в подцерковье, так и снаружи вблизи стен храма.
Любые земляные работы на территории храма, как и охранной зоны, должны производиться только с разрешения охранных органов. Нарушение правил может привести к нежелательным изменениям гидрогеологических условий существования памятника, повлечь осушение или переувлажнение его фундаментов и конструкций.
Следует постоянно следить за состоянием кровель, особенно в местах крутых переломов сложных поверхностей, регулярно проверять сухость чердаков, немедленно реагировать на появление сырых пятен на сводах и потолках. На чердаки зимой не должен попадать снег, который затем будет таять и давать протечки.
Ограждающие конструкции должны быть защищены от влаги. С кровель необходимо обеспечивать правильный водоотвод по желобам и трубам, чтобы потоки воды не падали на стены.
Для сохранения несущих конструкций надо следить, во-первых, за состоянием поверхностей кладки, и, во-вторых, за имеющимися и вновь возникающими трещинами. Для профилактики разрушения кладки на наружных стенах должно быть защитное покрытие. Самое простое и достаточно эффективное -известковая побелка, однако ее применение уместно лишь в тех случаях, когда не сохранилась первоначальная покраска храма. Особенно важно хорошее покрытие на наклонных поверхностях: на шатрах, кирпичных куполах.
Трещины угрожают прочности храма только в тех случаях, если они увеличиваются. Бывают давно возникшие, и затем стабилизировавшиеся трещины, неопасные для здания. Проверка характера трещин осуществляется с помощью т. н. «маяков» из гипсового раствора или бумажной ленты, наклеиваемой поперек трещины. На «маяке» пишется дата его установки, и в случае расширения трещины фиксируется на какой день происходит разрыв «маяка». Если же трещина стабилизировалась, «маяк» останется цел. Бумажный «маяк» на поверхности, не имеющей художественной обработки, можно поставить силами прихода, в остальных случаях следует обратиться к специалистам.
Для защиты известняковых полов от повреждений следует при их очистке от воска пользоваться деревянными шпателями. При мытье известняковых и металлических полов надо избегать горячей и обильной воды, вызывающей эрозию и коррозию. Можно рекомендовать использование древесных опилок. Это уменьшит попадание влаги и грязи в пористый известняк и песчаник пола. Уместна защита известняковых полов кремнеорганическими составами по согласованию с органами охраны. Замена, реставрация или покрытие известняковых полов современными материалами также может производиться только по согласованию со специалистами по охране памятников.
Защита художественно обработанных поверхностей от повреждений
От механических повреждений необходимо защищать, главным образом, фресковые росписи в нижней части стен, местный ряд иконостаса, особенно Царские врата, и отдельно стоящие киоты. Могут быть и другие места, требующие защиты. Они должны выявляться при первоначальном осмотре храма и при последующих за ним наблюдениях.
В тех редких случаях, когда сохранилась ценная фресковая живопись в нижней части стен, она должна быть ограждена от соприкосновения с молящимися. Способы ограждения могут быть различны и определяться в конкретной ситуации представителями прихода. Один из вариантов - установка вдоль стен лавок или стасидий со спинками, закрепленными так, чтобы ни в каких случаях не касаться росписи.
Большую ценность представляют сохранившиеся в храмах иконостасы, большинство из которых относится к концу XVII - началу XX веков. Более ранние, тябловые иконостасы, за небольшим исключением, были перестроены, зачастую использованием старых икон и Царских врат.
С конца XVII века иконостасы стали украшаться обильной золоченой резьбой. Материалы были разнообразны. Основа выполнялась из твердых пород древесины, обычно из сосны, устойчивой к возможным неблагоприятным условиям, накладные резные детали - из липы. Окраска иконостаса выполнялась темперой, клеевой и масляной красками. Применялись различные виды золочения, серебрения по левкасу, с цировками. Широко использовался т. н. «двойник» - прокат золота и серебра в качестве подложки. Со временем, когда верхний слой позолоты утоньшался, стирался, обнажившееся серебро, соприкасаясь с воздухом, окислялось, и на поверхности образовывались темные пятна. Подновление плохо сохранившейся позолоты иконостаса можно проводить только силами специалистов, имеющими свидетельство о допуске к выполнению этих операций. Это связано с тем, что при исследовании первоначальной отделки иконостаса может быть выявлен ее многоцветный характер, а, главное, следует стремиться к сохранению прежней позолоты без ее замены и избегать употребления бронзовых порошков и поталей, так как эти материалы очень скоро темнеют, особенно, в холодных храмах.
При наличии охраняемой живописи на Царских вратах важно добиться того, чтобы священнослужители не касались ее, закрывая и открывая врата. Иконки для прикладывания должны быть повешены так, чтобы их можно было не касаться руками. Оборотная сторона иконок обтягивается бархатом или фланелью. В некоторых случаях иконки лучше вешать не на врата, а на опорные столбы или примыкающий край иконостаса.
Удаление пыли с лицевой поверхности иконостаса производится сухими мягкими пуховками (из хвостовых петушиных оперений) или сухими мягкими тряпками посредством легких движений. С тыльной стороны иконостаса можно пользоваться пылесосом и слегка влажными тряпками.
При производстве ремонтных работ не разрешается вносить в храм для сооружения строительных лесов сырую и не ошкуренную древесину во избежание заражения биогенами сухой древесины иконостаса.
Необходимо систематически проводить в присутствии специалистов и реставраторов осмотр состояния сохранности иконостаса и киотов, чтобы вовремя предотвратить разрушительный процесс. Отпавшие фрагменты резьбы хранить до восстановления с указанием места их нахождения в резном убранстве.
Копоть является одним из сильных разрушительных факторов для иконостаса, ее удаление требует серьезного реставрационного вмешательства. Непрофессиональное удаление копоти, как правило, кончается значительными повреждениями. Следует учитывать, что от пламени свечи или лампады происходит нагревание участка поверхности иконостаса, на котором со временем появляются трещины левкаса, шелушение красочного слоя и позолоты, помутнение и свертывание лака.
Для избежания такого рода повреждений рекомендуется использование восковых свечей, чистого лампадного масла и увеличение длины кронштейнов для лампад по образцу кронштейнов XVII века, которые были длиннее более поздних и современных.
В храме с особо ценными иконостасами и росписями количество свечей должно быть ограничено. Свечи должны стоять на жертвеннике и на престоле, перед чтимыми иконами, на «кануне», перед иконами местного ряда. Перед остальными иконами могут теплиться лампады.
Должен производиться «кружечный сбор» на Общую свечу. Свечи должны быть изготовлены из отбеленного воска с хлопчатобумажными фитилями. Масло и ладан должны быть высшего качества. Свечи должны отстоять от икон не менее чем на один метр. Иконы, перед которыми стоят свечи, должны быть обязательно под стеклами.
В случае возникновения реальной опасности загрязнения иконостаса и росписей копотью настоятель храма по представлению ризничего или Попечительского совета с благословения Священноначалия обязан сократить частоту богослужений.
Сохранность всех элементов интерьера церковных зданий зависит от состояния внутреннего микроклимата. Это состояние определяется параметрами температуры и относительной влажности воздуха.
Вследствие колебаний этих параметров воздуха в гигроскопичных материалах (древесине, штукатурке, левкасе, бумаге и т. п.) происходит изменение их влагосодержания, в результате чего эти материалы претерпевают микрорасширения и сжатия. Периодическое изменение объемов этих материалов приводит к накоплению механических напряжений, а затем к нарушению физической структуры того или иного материала. Резкое колебание параметров воздуха (более 5° С и 10 % относительной влажности в час) часто приводит к растрескиванию древесины и быстрому разрушению других материалов.
Главные условия, предъявляемые к микроклимату здания, это, во-первых, его стабильность (т. е. отсутствие резких скачков параметров воздуха) и, во-вторых, поддержание параметров воздуха в диапазонах температуры: +12...22° С и относительной влажности 35...65 %. Это относится, прежде всего, к храмам, оборудованным системами отопления.
Для неотапливаемых храмов (летних соборов больших размеров), состояние микроклимата которых находится в зависимости от наружных метеорологических условий, требования к ТВР будут несколько иными. В этом случае, прежде всего, необходимо обеспечить плавность изменений параметров внутреннего воздуха.
Архитектурные особенности русских храмов, применяемая строительная технология обеспечивали нормальное взаимодействие здания с окружающей средой через процессы тепло-влагообмена и естественную вентиляцию, которой значительно содействовали постоянно проводившиеся в храмах богослужения.
Последующие перестройки здания (замена позакомарных покрытий на четырехскатную кровлю, растеска окон, различные перестройки и др.) искажали аэродинамику зданий, что приводило к нарушению естественной вентиляции и ухудшению ТВР. Нарастание культурного слоя вокруг здания, запустение прилегающей территории приводило к засорению дренажных систем, нарушению гидроизоляции стен, их намоканию и засолению. Без устранения этих факторов нельзя решить проблему нормализации ТВР. Неблагоприятные температурно-влажностные условия в здании связаны также с протечками кровель, отсутствием водостоков, плохими оконными и дверными заполнениями.
Для обеспечения длительного сохранения иконостасов, росписей и другой утвари в храмах должен быть создан стабильный температурно-влажностный режим (ТВР). Организация такого режима производится на основе научных рекомендаций, учитывающих своеобразие конкретного церковного здания (его конфигурацию, состояние конструкции, систему вентиляции, отопления и пр.).
Неотапливаемые храмы
В храмах, функционирующих как летние, зимние службы категорически воспрещаются.
Весенняя расконсервация храма
Службы в храме рекомендуется начинать не раньше Николы Майского (22 мая по новому стилю). Раннее весеннее проветривание должно производиться с момента, когда температура внутренних поверхностей стен храма на высоте 1,5 -2 метров будет приблизительно (±5°С) равна температуре наружного воздуха.
Для определения условий, благоприятных для проветривания, еще в начале XX века П. П. Покрышкин рекомендовал простой способ: на улицу выносится хранимая в храме большая, заполненная водой бутыль. Если она запотевает, значит, перепад температур велик и проветривать нельзя. А если нет, проветривание желательно. Обыкновенно в начале марта в теплые сухие дни следует утром и вечером открывать храм для проветривания, а также открывать ставни.
После оттаивания цоколя храма следует начинать проветривание подвалов. Чердачные помещения можно начать проветривать раньше: при установлении ясной солнечной погоды.
Осенняя консервация
Осенняя консервация должна быть закончена к празднику Покрова Богородицы. Консервация храма состоит в установке заглушек в продухах в подвалах и на чердаках, уплотнении дверной и оконной столярки.
Проветривание храма с мая по октябрь проводится в сухую погоду при отсутствии резкой разницы между температурой наружного и внутреннего воздуха (±5° С). Проветривания должны обеспечивать в храме воздухообмен средней интенсивности. Сквозняки не допускаются. При проветривании необходимо открывать окна с подветренной стороны и избегать прямого попадания струй воздуха на росписи и иконы.
Отапливаемые храмы
Переход от отопительного режима зимой к летнему, и наоборот, должен осуществляться плавно путем постепенного включения и отключения отопительной системы.
Время прекращения или начала отопления определяется по приблизительному равенству температур наружного и внутреннего воздуха (-5° С для весны, + 5° С для осени). Проветривания производятся в сухую погоду через окна, открытые с подветренной стороны. Недопустимо попадание струй воздуха на росписи и иконостасы. В зимнее время рекомендуется проводить проветривания храма через прилегающие к нему пристройки - паперти, притворы, галереи, трапезные.
Для избежания значительного повышения температуры и влажности воздуха в храме во время большого стечения людей следует уменьшать интенсивность отопления и усиливать воздухообмен посредством проветривания храма.
Для улучшения естественного воздухообмена рекомендуется оборудовать окна барабана рамами специальной конструкции (с тройным остеклением и неподвижными или подвижными жалюзи), которые, обеспечивая воздухообмен, препятствовали бы попаданию атмосферной влаги внутрь храма.
Если относительная влажность устойчиво держится ниже 40 %, рекомендуется устанавливать в неприметных местах открытые емкости с водой (лучше всего плоские поддоны большой площади). Не реже, чем два раза в месяц, эти емкости необходимо тщательно промывать кипятком со стиральным порошком или мылом.
Разрешается создавать зоны комфортного микроклимата кратковременно или в ограниченных объемах, устанавливая обогреватели большой площади, например, в алтаре, у жертвенника и в диаконнике, на клиросах и в свечном ящике. При этом основная стационарная система должна работать в режиме подогрева.
Требования к влажной уборке храма
Нельзя использовать для уборки горячую воду, но лишь воду комнатной температуры. Тряпки должны сильно отжиматься, т. е. уборка должна быть полусухая. Особенно осторожным должно быть применение воды при уборке храма, если полы выполнены из известняка, карбонатного песчаника и металлических плит, так как влага может вызывать их коррозию. На полу во время уборки нельзя устраивать луж, так как испарение воды с поверхности резко изменяет влажность воздуха, что наносит непоправимый вред произведениям искусства. Нельзя оставлять в храме уборочный инвентарь: ведра, тряпки и т. п., необходимо закрывать крышкой большие купели (для взрослых), если вода из них не сливается всякий раз после Крещения. Сосредоточение сырости приводит к возникновению очагов плесени и различного рода биологических повреждений, особенно в нижней части иконостаса и на боковых частях, в местах соприкосновения с наружными стенами. Ни в коем случае нельзя производить влажную уборку стен с росписями, поверхностей иконостасов и киотов.
Для измерения температуры и влажности можно рекомендовать бытовой термометр, укрепляемый в нейтральном с точки зрения воздухообмена месте, и бытовой психрометр типа ПБ1А и ПБ1Б, производства термометрового завода города Клин.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
ЗДЕСЬ