Дом-музей В.М. Васнецова

Nov 06, 2016 18:51

Оригинал взят у bitsa_forest в Дом-музей В.М. Васнецова

Там русской дух... там Русью пахнет!

И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету...

А.С. Пушкин. Руслан и Людмила

В эту субботу мы решили посетить дом-музей Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926), что недалеко от ст. м. Проспект Мира (кольцевая) на Васнецовом переулке, 13. Среди московских дворов здесь уютно расположился настоящий русский терем! В этом тереме в бывшем Троицком переулке художник В.М. Васнецов жил с семьей с 1894 по 1926 годы. Уже подходя к этому домику, ты словно переносишься во времени и погружаешься в русскую сказку.



Дом построен в 1894 году по эскизам и рисункам самого художника. Он представляет собой сооружение с бревенчатой пристройкой-теремом, украшенной крышей-бочкой.






Окна декорированы лепными наличниками-кокошниками и колонками-дыньками. Разноцветные поливные изразцы с растительным орнаментом опоясывают дом с фасада, украшают печи в интерьерах.












Интерьеры дома В.М.Васнецова характерны для московских домов второй половины XIX века. На первом этаже анфиладой располагаются личные комнаты членов семьи, столовая и гостиная.

Столовая





















Соседняя со столовой комната









Вид из окна столовой






Мебель для столовой и гостиной выполнена на заказ по рисункам В.М.Васнецова, в абрамцевcких и строгановских столярно-резчицких мастерских, а также его братом Аркадием Васнецовым в Вятке.















Сам Мастер






Гостиную в доме Васнецовых называли парадной залой. Сюда приходили семьи П.М. Третьякова, художники А.М. Васнецов, И.Е. Репин, В.Д. Поленов и Е.Д. Поленова, М.В. Нестеров, В.И. Суриков, В.А. Серов, писатели А.П. Чехов, А.М. Горький, певец Ф.И. Шаляпин. Обстановка здесь полностью сохранена; как и во всем дома, она продумала самим художником.



В центре гостиной стоит большой стол со столешницей петровского времени, инкрустированной мореным дубом.



Художник приобрел ее на Сухаревском рынке в магазине редкостей и старинных вещей.



Два кресла у стола - курульное и монастырское, - выполненные абрамцевскими мастерами, предназначались для Виктора Михайловича и его супруги Александры Владимировны.









В углу комнаты - рояль конца XIX - начала XX века.



Над роялем представлен вариант эскиза образа В.М. Васнецова "Богоматерь с младенцем" (1882 г.), написанный в алтарной апсиде Владимирского собора в Киеве.






В гостиной по эскизам Васнецова выполнена божница (в красном углу), малый буфет (буфет с совами),






большой буфет, напоминающий по форме большой древнерусский терем.





















По узкой винтовой лестнице художник поднимался в свою мастерскую.






Гости пользовались лестницей белокаменной, расположенной в надстройке теремке.






В мастерскую Виктор Михайлович поднимался как на святое "горнее" место, где его дух творил идеальный мир, в котором творили добро и красота. Искусство Васнецов понимал как духовное творчество, которое роднит человека с Богом. При входе в мастерскую углем на стене Васнецов изобразил скорбящего ангела с приложенным к губам пальцем.
Слева - выход на белокаменную лестницу, справа - на винтовую, ведущую в гостиную.



Ангел Васнецова - это символ тайны скорбящего духа, жаждущего очищение через искусство.



В мастерской посетители бывали крайне редко, для этого требовалось специальное приглашение хозяина. Просторная и светлая, с большими окнами, выходящими во двор и сад, Мастерская явилась воплощением давней мечты художника. На строительство такой высокой мастерской потребовалось специальное разрешение московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, поскольку для деревянных домов существовал предел по высоте в 12 аршин, а художнику требовалось 14.









В мастерской Васнецов написал картины на богатырскую тему:
"Бой Ивана-царевича с трехглавым морским змеем". 1912



"Бой Добрыни Никитича со Змеем-Горынычем". 1918



Здесь же были написаны картины со сказочной тематикой, которую Васнецов назвал "Поэмой сказок". Размышляя о правде жизни, любви и вечной теме борьбы добра со злом, Виктор Михайлович обратился к многовековому опыту своего народа. Художник расширил границы сказочного повествования, соединяя народные сюжеты с темами духовной литературы.
Так, в картине "Спящая царевна" (1900-1926) появилась девочка-семилеточка, уснувшая на раскрытых страницах "Голубиной книги" (сборник восточно-славянских народных духовных стихов конца XV - начала XVI века).



А в картине "Царевна-Несмеяна" (1916-1926) стены терема украшены изображениями из народного лубка и христианских рукописей.



"Царевна-Лягушка" (1901-1918)



"Кащей-Бессмертный" (1917-1926)



"Баба-Яга" (1901-1917)



"Ковер-самолет" (1919-1926)



"Сивка-Бурка". 1926



Портрет художника, написанный в 1913 году его дочерью Т.В. Васнецовой.



Другие работы мастера.



Эта картина напомнила мне картину Роже Ван Дер Вейдана "Страшного суда" в Бонской богадельне.






Еще в мастерской находятся настоящие гусли и большой, из давних времён, сундук с «солнышками», точь-в-точь такой сундук был у Кощея Бессмертного на картине.



Спустя некоторое время мы вышли на улицу. На внутренней стене, огораживающей территорию усадьбы, по эскизам Васнецова была выложена мозаика.



Почему-то анализируя эту прогулку, мне вспоминается баварский Нойшванштайн. Чувствуется какая-то общность душ последнего баварского короля Людвига II и нашего русского художника. Оба выбрали способом очищения души искусство, даже картины, которые украшают баварский замок похожи на картины Васнецова - у Людвига - германские сказки, здесь - наши, русские. Известно, что Людвиг покровительствовал художникам, музыкантам и наверняка, если бы они познакомились, они бы смогли найти общий язык.








музеи, интерьеры, васнецов

Previous post Next post
Up