Молодые христиане, барон Николаи и студенты

Sep 06, 2013 17:36

Влияние университетов на студентов и студенчества на общество далеко не всегда было созидательным. Российские студенты-бомбисты, нигилисты середины XIX века породили отвратительную идеологию террора и проложили ему дорогу в век ХХ. Студенческие бунты в Европе ХХ века, горящие Тунис, Париж и Лондон показали, что студенты могут влиять на мир разрушительно. Новая история высшего образования - это история новых, хорошо образованных варваров...
Сегодняшние студенты, утверждают церковные стратеги, это завтрашние лидеры общества. ... очевидно нарастающее стремление евангельских христиан к активной социализации, карьере и, в какой-то степени, влиянию на общество. Ключом к этим явлениям и процессам им все чаще видится университет.

Так говорится в статье "ТОЧКА ВХОДА: УНИВЕРСИТЕТ"

…деятельность Всемирного христианского студенческого союза в России не была связана с русским отделением ХСМЛ (обществом «Маяк»). Так утверждает современная кандидатская диссертация, пытаясь представить Движение как национальное и независимое от YMCA(или ХСМЛ). И цитаты из нее уже расходятся по сети, берутся на вооружение националистами, как научно обоснованные.

Однако, с Олимпа все виделось иначе, Ассоциация Молодых христиан (YMCA) законно считала РСХД своим проектом и не собиралась от него отказываться. Ведь Всемирное студенческое христианское движение было всего лишь ветвью YMCA, а студенты -добровольцы были инструментами Миссии.
Cто лет назад, как и сегодня, общество тоже пугали нигилистами и революциями и тоже стремились управлять молодежью.
Далее - рассказ о связях, не попавших в диссертацию
Продолжение. Начало темы "Великий евангелический поход" здесь




По воспоминаниям одного из родственников , барона А.Меендорфа, барон Павел Николаи закончил русскую гимназию, потом получил юридическое образование, при этом он учился с явным отвращением, хотя и с усердием.
Вряд ли можно сказать о том, продолжает Мейендорф, что в нем укоренилось что-нибудь русское, возьмем ли мы искусство, науку или публичную жизнь.
Тем не менее, барон Николаи посвятил свою жизнь двум странам - России и Финляндии. Говорят, барон душой принадлежал Финляндии, но по замечанию автора биографии, он, владевший несколькими языками, шведский и финский знал неважно.
Хотя барон был лютеранином, он не особенно жаловал лютеранскую церковь, точно также он не верил в спасение души ортодоксами.
Сегодня барона можно назвать человеком мира, ибо и в деятельности своей он стремился служить не какой-то отдельной нации, но миру, искренне веруя в свое миссионерское предназначение.



Никто не знает, когда произошло первое знакомство барона с деятельностью YMCA. Говорят, все началось с участия в Благотворительном обществе при петербургской немецкой церкви Св.Петра и посещения собрании последователей лорда Редстока. Постепенно увлекаясь миссионерским служением, барон Николаи все больше времени проводил в поездках по России. Выезжал он и за границу, где общался с другими миссионерами, многие из которых принадлежали к YMCA.

С 1897 года барон уже читал лекции кружку немецких студентов, членов немецкого союза YMCA, читал он лекции и у княгини Ливен.

В апреле 1899 г. Джон Мотт и Карл Фрайс приехали в Гельсинфорс «по приглашению финских студентов», которые решили организовать национальное отделение Молодых христиан (YMCA).
Барон Николаи был приглашен на встречу в качестве гостя, где Мотт и сделал Николаи предложение организовать студенческое движения в России. С этой целью Мотт из Гельсинфорса проследовал в Петербург. Был ли это экспромт, или о встрече и поездке была договоренность, нам не ведомо.


Во время первого визита барон организовывал для Мотта встречи с надежными людьми, которые проводились у княгини Ливен, и переводил его выступления перед собравшимися.
После отъезда Мотта барон Николаи оставил все дела и отдался новому делу - созданию студенческого христианского движения в России.

Барон начал с того, что воспользовался приездом немецкого проповедника Витта, который приехал в ноябре 1899 года для выступлений перед немецкими студентами.
На встрече студентов 18 ноября 1899 года в доме книготорговца Грота было принято решение организовать в России студенческое движение , такое же, как и в других странах.

В начале века в молодежных умах все больше укоренялась идея реакционности церкви, а потому религиозность ассоциировалась с реакционностью. Молодой человек, идущий в ногу со временем не связывал себя с религией, и Церковь не оказывала ему духовную поддержку, ни в раннем, ни в юношеском возрасте. Миссионеры YMCA предлагали студентам идею братства, взаимной поддержки, веселого времяпрепровождения наряду с духовным обучением. Понятно, что немецкие студенты хотели иметь такое братство и в России.



Наглядный отчет  Миссий Йеля, что удалось сделать.
Такие отчеты были лучшей пропагандой для мобилизации новых добровольцев-миссионеров.
Первая студенческая ячейка, которую возглавил Николаи, состояла из четырех немецких студентов и одного поляка, все они были лютеранами. Ячейка по своей сути была кружком по изучению Библии.

Однако, надежды на быстрый рост Движения не оправдались, желающих читать вечерами Библию, было мало.

Мотт не забывал своего подопечного, в 1900 году барон был обрадован получением приглашения на студенческие конференции - в Финляндию, Германию и на Всемирную в Версаль.

Николаи - Мотту : «Ваше предложение приехать на конференцию в Версале было для меня неожиданным...я сделаю все возможное, чтобы быть там 4 августа»

На конференции новый лидер Русского христианского студенческого движения приободрился, воодушевился и приобрел новые связи,. Братство давало каждому члену чувство единства, надежды и веры в свои силы, в необходимость и важность дела.

Лидеры Молодых христиан ставили перед бароном Николаи задачу привлечь к Движению православных студентов и сделать все, чтобы Движение стало многочисленным, оно должно было стать частью Мирового движения. Барон осознал, что он нужен миру.

В письмах к Мотту в 1902 года Николаи, наконец, сообщил об одержанной победе - в кружке появились первые православные студенты, теперь учеба проводится на русском, который понимают и немецкие студенты. Николаи писал, что Движение растет.  В 1903 году Николаи уже смог выступить на Всемирной конференции в Соро с отчетом о проделанной работе.

В том же году для подключения к движению курсисток в Петербург была отправлена мисс Руфь Раус - женский секретарь Всемирной Студенческой федерации.



Руфь Роуз(Ruth Rouse) в молодости



Члены Интернационального комитета YMCA,
Джон Мотт,Карл Фрайс и Руфь Роуз

Девушек пригласила к себе в дом баронесса Николаи, их было всего десять . Одна из них, мисс Пейкер [ А.И. Пейкер ( Peucher)], та самая певица, посещавшая собрания последователей лорда Редстока, взялась организовать движение. Работа среди женщин пошла гораздо успешнее, и мисс Пейкер пребывала во главе женской группы до 1907 года, когда ее сменила мисс Мари Бреше ( Mary Brechet- Мария Леонардовна Бреше)



Александра Ивановна Пейкер
В 1904 году для тренинга и смотра кадров прибыл лидер студенческого движения Роберт Уилдер. С ним встречалась уже группа из 20 человек.



Роберт Уилдер -Wilder, Robert Parmelee (1863-1938),
один из лидеров Всемирного христианского студенческого движения,
воплощавший в жизнь лозунг «Евангелизация мира в течении одного поколения»,
секретарь департамента YMCA по религиозной работе
Движение росло медленно, но росло. Вскоре Николаи ввел разделение на ячейки со старостой в каждой группе и предложил ввести основополагающие принципы веры и закрепить их в виде вступительной клятвы. Поскольку принципы опирались на евангелическое понимание учения, возникли жаркие споры, как пишут, возражения поступали от русских.



Роберт Уилдер , барон Николаи, Джон Мотт в США на
студенческой конференции на озере Мохонг
В 1907 году началась работа в Москве, а барон Николаи был приглашен на Всемирную конференцию движения в Японию. В Москве работу вела мисс Д, которая по отзывам Руфь Раус, посетившей Москву в это период, сражалась за дело Христа, как львица.



Руфь Роуз в зрелые годы

Николаи - Мотту :“Усердие мисс Д. и А. выше всяческих похвал, работают уже 10 женских групп и 6 мужских.”

В Киеве, пишет Николаи, - 13 тысяч студентов, и ситуация отличается от московской.

Здесь много евреев, которые представляют собой обособленную группу. Их мировоззрение представляет особый интерес. Они, оставаясь частью русской нации, тем не менее, отстранены от своих православных соотечественников интеллектуально и духовно. У них ложные представления о христианстве ( и это не удивляет), нет идеалов и надежд, они пребывают в сомнениях. Однако их интеллектуальные способности и открытость обнадеживает.

Поляки ( католики) формируют другую сплоченную группу, они существуют сами по себе. Среди них - много богатых денди(!) С некоторыми из них, сообщает барон, налаживаются контакты.

Русские в Киеве по свободе взглядов и энергетике намного проигрывают московским русским.
Угнетение власти здесь изощреннее, и они живут более отстраненно, особенно курсистки. Говорят, в этом - основная причина большого количества самоубийств. Однако, по информации одной их киевских курсисток, интерес к религиозным вопросам здесь сильнее, чем в Москве.

Пока работа еще только начиналась, а студентов в Движении можно было легко пересчитать, никто не пытался вмешиваться в работу.

О том, как идут дела в Петербурге, регулярно отчитывались секретари YMCA, базирующиеся в “Маяке”, и Мотт был в курсе ситуации в России. Отчитывался и Николаи, числившийся региональным секретарем Всемирного Движения.

C 1908 по 1914 год YMCA оплачивала работу четырех своих секретарей , занятых развитием Русского христианского студенческого движения :  Джорджа Дея,  Харвея Андерсона,  Филиппа Шварца и  Родерика Скотта

В связи с расширением Николаи обратился за помощью - ему нужны были новые проповедники. Перед Моттом встала задача - России требовались опытные кадры, знающие русский язык, ведь основной целью было вовлечение русских студентов, а не иностранцев, живущих в России. И Джордж Мотт посылает в Россию подкрепление - секретарей YMCA.

Харвей Уинфред Андерсон (Harvey Winfred Anderson,) был направлен в “Маяк” в помощь Эриху Мораллеру, другой, Джордж Мартин Дей (George Martin Day) - в студенческую среду, в помощь барону Николаи.

Харвей Уинфред Андерсон получил степень бакалавра в Университете Миссури в 1907 году. Он был членом Студенческого добровольного движения (SVM) и принадлежал к одной из протестантских конфессий.
В “Маяке” он преподавал историю и легкую атлетику.

Окончивший семинарию Джордж Мартин Дей приехал в Россию в октябре 1909 года. По воспоминаниям Дея Николаи тепло встретил его на причале в Гельсинфорсе, они поехали в Выборг, потом - в поместье барона, затем перебрались в его петербургскую квартиру. Там Дей прожил какое-то время, прежде чем ему не подыскали подходящую русскую семью, у которой он окончательно и поселился. В Петербурге Дей вошел в контакт с работающими в “Маяке” секретарями Эрихом Мораллером и Франклином Гейлордом.



Членам Движения Дей был представлен, как “студент, изучающий русский язык, который может оказать помощь в организации Движения”.

“Так мы избежали официальности и заложили основы развития теплых дружеских отношений” - писал Дей.

Дей , по его словам, решил “делать упор на свое студенчество, нежели на членство в Мировом студенческом христианском движении, являющемся частью глобальной сети YMCA”, что вызывало “кучу предрассудков”.

В 1910 году Движение обосновалось и в Киеве, теперь в России уже образовалась целая сеть - Рига, Дорпат (Тарту), Петербург, Москва и Киев - все университеты этих городов были крепко связаны невидимой нитью.

Письма Николаи к Мотту проясняют некоторые подробности.

Барон пишет о некоем мистере А., который признан мистером Г [вероятно, Гейлордом], совершенно непригодным для работы “Маяка” и которого предложили в помощь Николаи.

Николаи писал: “ Вопрос организации дела настолько важен, что мы (!) не можем себе позволить подключить к работе человека только, чтобы не отсылать его обратно”.

Однако, после собеседования с Николаи мистера А. [вероятно это был Андерсен - Harvey Winfred Anderson, о котором пойдет речь в дальнейшем] подключили к работе со студентами.

Николаи рассказывал об успешной работе в Москве:

“…московские студенты работают с героической самоотдачей…я прочитал три лекции, после чего на курсы по изучению Библии записалось сразу 20 человек, скорее всего, очень возможно, что большая часть из них впоследствии отпадет.”

“намереваюсь возобновить работу в Киеве, однако сомневаюсь. Будет ли это разумно, не имея людей, которым можно было бы поручить руководство кружков.”

“В Одессе пять-шесть человек пытаются организовать группу и просят приехать, но там тоже вряд ли удастся начать дело…тем не менее, учитывая чуть ли не ежедневные самоубийства молодежи…хочется помочь им хотя бы с ежедневными собраниями для чтения Евангелия”

“У мистера Д.[Дей - George Martin Day] дела идут хорошо. Студенты его приняли хорошо и считают своим…
Похоже, он не лингвист, но благодаря своему усердию, возможно он осилит язык настолько, что к следующей осени сможет свободно говорить и его будут понимать.”.



Джордж Мартин Дей
Дея пригласили вести студентам курсы чтения Библии. В своих отчетах он писал, что Николаи предоставил для этого свою квартиру на Мойке, 30. Там жил один человек, которые еще и выполнял секретарскую работу. Одна комната служила для собраний, другая была библиотекой и использовалась для чтения.

Члены движения встречались регулярно, лишь вечер понедельника был выходным.
Расписание было таким: во вторник и среду вечером были занятия по английскому языку для членов общества, в четверг вечером - занятия по изучению Библии, вечера пятницы и субботы предназначались для тренинга лидеров, вечер воскресенья был предназначен для еженедельных встреч студентов. Утро и день выделялись для университетских лекций и занятий языком.

Продолжение здесь

1900-е, церковь, 1908-1914, общественное сознание

Previous post Next post
Up