Загадка храмового поселения на Гизе, открытого, зарытого и забытого учеными

Mar 23, 2024 11:23

В 1930 году великий археолог Пентлбери, открыватель города Эхнатона, в первый и последний раз наглядно демонстрировал общественности, как работали древнеегипетские строители.

image Click to view



Попадали они в объектив и за 80 лет до этой демонстрации.

Работали на Гизе, на достройке Сфинкса, который, мы помним, был последним гизским объектом, достраивавшимся после пирамид, в 1840-х годах. К сожалению, большого фото нет, а только превью основного фото где-нибудь в закрытом ресурсе.

Тот же женский пол, такой же надсмотрщик с палкой и, видимо, функционер по связям с общественностью.



Фото чуть подкрашено - так делали на египетских фото в 1840-х. О том же периоде говорят и детали Сфинкса. На снимке со схожего ракурса 1916 года видно, что показанная линия успела обветшать и посыпаться.





Есть на первофото с Гизы (утверждается, что 1851 года) и вот такая "прорабская", наспех сделанная безопалубным способом из смеси, и вооруженная охрана при ней. Обратите внимание на уровень песка на пирамиде Хефрена, он значительно выше, чем на последующих фото.







Есть странный лагерь на Гизе - также, считается, 1851 год. Однотипные, фабричного производства палатки на одинаковое число жителей, однотипное одеяние обитателей. Которых практически нет, кроме группы детей, а двое взрослых больше похожи не на жителей, а на охрану. Ну да и детки прекрасно таскают строительный грунт. В корзину возьмут меньше, поэтому таскать им надо быстрее - археолог Пентлбери показывал... А еще кто-то чешет с изрядным грузом мимо палаток. По росту ребенок, девочка, груз для нее - дело привычное.




В 1849 году древгнеегиптянки попали в объектив на уносе грунта с пирамиды Снофру в Мейдуме (26 век до н.э, старше Хеопса, сына и преемника Снофру).




С 1850 года до нашего времени линия строительного грунта, существенно снизившись после 1849 года, оставалась в одной поре.



Фотографии с последнего этапа достройки памятников Египта крайне редки, хотя в разных частных коллекциях они, без сомнений, есть.

Гораздо лучшее представление о житье-бытье рабсилы древнего Египта дают раскопки.

В 1908 году археологи раскапывали объект у пирамиды Микерина, названный ими "храмовым поселением". Отсняли, описали, нашли артефакты, отправленные в музеи. После сезона раскопок объект снесли, зарыли и забыли. Сейчас сюда летит мусор с мусульманского кладбища. Ни в какую матрицу объект не лепится и науке ни в каком виде не нужен. Потому что каждым своим метром и деталью он говорит, что это строительный лагерь, где содержалась в скотских условиях рабсила памятников древнего Египта. А такие вещи науке не нужны.

До раскопок ученые имели план, он же проект как бы незаконченного храма.

Нормальная практика цеха строителей. Лагерь расположен в самом храме и по ходу жизни строителей в нем они его строят, наращивая колонны и стены, засыпая храм и поднимая свои временные постройки. Такие лагеря эпоха фотографий застала в Пальмире - "деревня местных жителей Тадмор" непосредственно в Храме Баала; в Луксорском Храме. Все основные Храмы Египта отсняты первыми фотографами с остатками лагерей на них. И это явно не первый такой лагерь на Гизе, устроен он для своей цели очень умело. Состоявшиеся храмы вполне могли быть такими же лагерями.




Бросили раскапывать объект на этой стадии. К сему моменту стало ясно, что от всего первопроекта сделаны только основания для колонн - они и сейчас на виду, и мощная стена по периметру - для содержания рабсилы.




Кто может жить в таких клетушках. Жрецы и храмовые мастера - привилегированное, как учит история, сословие Египта? Нет. Только рабочий скот.







Тесновато в клетушках. Хотя можно, если лежать по диагонали, вытянуться в рост.



Объявить это храмом или храмовым поселением - смелое решение. Реальные стены и отсеки говорят о том, что в строительном лагере тоже было разделение на черную рабсилу и не совсем. Привилегия в виде чуть большей жилплощади, видимо, давалась кустарям, делавшим египетский ширпотреб, рабсиле, занятой более квалифицированным трудом, нежели "бери больше - тащи дальше", буграм-бригадирам черной рабсилы.



Мощная стена по периметру лагеря значительно выше всех остальных построек и выше человеческого роста. Между ней и внутренними постройками пустая полоса. Со стены просматривается и лагерь, и окружающая местность. Толщина гарантирует от незаметных попыток раскопа. Назначение такой стены - содержание подневольной группы людей внутри периметра. По первоначальному проекту ей надлежало быть внешней стеной храмового комплекса.





Коммуникации лагеря-городка. Сточная канава для вывода нечистот.



Подобие улочки. Кто-то живет в рядочке - отсеке с перегородочкой, а некоторые ощущают себя людьми и стремятся хотя бы формально отделить свое стойло.



Похоже на проходной двор или проходную комнату. И на давнюю советскую практику "уплотнения". Хотя ходить тут особо некуда...



В городке неколько перекрытий. Все они между помещениями. Тут особенно хорошо видно, как делались. Какой-то кривой бракованный обломок клался и вручную замазывался глиной.



На тысяче с лишним фото с раскопок "храмового поселения" нет ни одного следа перекрытий и каких нибудь остатков кровли непосредственно над помещениями. Рабсила жила в стенах под открытым небом.
Дожди на Гизе идут нечасто, в году раз и не каждый год. Но когда шли, жилось особенно интересно.
Никто, кроме подневольной рабсилы, в этих клетушках жить не будет.



Больше всего эти кольцевые формы похожи на водный резервуар и склад продовольствия. Здесь возобновлялся водозапас, сюда привозилось зерно, спаржа, какие-нибудь корнеплоды. При них обитало ответственное лицо, пользующееся доверием администрации, из самой же рабсилы. Склад отделен от жилых построек пространством и небольшой стеной.





Часть стены периметра, предназначенной еще для храма, штукатурена. Голыми руками, по обычаю.



Мебели никакой не положено в таких легерях, только тряпки. Но если кто-то сделает столик, это не возбраняется.



На фото выше обратите внимание на материал стен. Самолепленные кирпичи. Стены делались из всякой дряни самими же лагерниками, иной раз просто складывались. Чистая формалистика, а не стены...









Дерево тоже применялось в обустройстве, но эти две доски - единичный случай. Дерево на Гизе вообще было не в почете, в памятниках Гизы его нет.



Со стены вниз, к жилым отсекам, ведет лестница. По ней доставляли воду и продукты, ходила на работу и с работы рабсила.



Основания для колонн. Все, что есть от первоначального проекта Храма, запланированного до того, как сюда поместили лагерь.





В лагере нашлось много артефактов. Скульптур и обломков скульптур.

Ни при каких обстоятельствах, никакими естественными наращиваниями культурных слоев не могут скульпутры оказаться в земле в таких положениях, на такой разной высоте, под такими углами. Кроме одного случая: их сюда доставляли и бросали по ходу закапывания лагеря.
Высота стен, напомню - рост человека.















А кое-что и раскалывалось по ходу бросания...









Никаким естественным путем эти артефакты не могли оказаться на той высоте, на какой найдены. Только одним способом они могли попасть - если их сюда бросали при закапывании.









Сначала кидали мелкую древнеегипеткую керамику, а потом и крупную подвезли.



Посуда здесь двух видов, сама по себе она слишком разная, чтобы случайно оказаться вместе. Есть порфировая алебастровая, гранитная, базальтовая посуда для музеев - ее привозили при ликвидации лагеря и кидали в закапываемые клетушки. Есть кривая, самолепленная глиняная и алебастровая посуда рабсилы, ею же и деланная судя по всему - для использования.

Среди артефактов есть явные полуфабрикаты. Стандартные болванки-отливки, заготовки для дотачивания и доделывания. Может, привезли и свалили вместе с другими, а может и какой-нибудь древнеегипетский скульптор сидел здесь и дотачивал. Почему нет? Древнеегипетский ширпотреб - однотипные изделия без особой художественной ценности - представлен в музеях и фондах очень масштабно; значит, и методы поточного производства должны быть масштабными.



















Ведро с твердеющей смесью. Осталась не использованной. Спешно сворачивали лагерь. Неожиданно и для мастеров или бригадиров, распоряжающихся такими видами работ...



Посуда бросалась и билась прямо перед эвакуацией и засыпанием лагеря. По виду - неказистые плошки строителей. С собой разрешили взять только узел с тряпьем.



Били посуду и прямо в ходе засыпания. Ну какой это культурный слой, если стены максимум - по пояс? Еще одно подтверждение спешного закапывания с набрасыванием артефактов по ходу дела.



Это не может быть культурными слоями, никто не живет и не работает в низких стенах. Все эти черепки просто бросались сюда с песком.



Многие ушли, аккуратно оставив посуду. Интересно, что им сообщили, когда скомандовали: с узлами на выход!









На последнем снимке обратите внимание на бракованную плиту, приспособленную под перекрытие.

Вот такими предметами, из которых можно делать заточки и другие полезные вещи, вряд ли снабжали обитателей лагеря, но в бракованных изделиях с памятников истории эти железяки есть.



Обломки сосудов, статуэток, малых форм вперемешку, кучей - это может быть только производственный брак.





Возле самого лагеря молодое, маленькое мусульманское кладбище. Скорее всего и возникло при лагере.



Но хоронили там не каждого. Кого-то бросили в лагере в закуток. О чем это говорит? О том, что не все строители шли на мумии, как во времена "полей мумий" в 17-18 веках; что не вся рабсила - местные мусульмане. И о статусе и нравах, само собой.



Сейчас кладбище разрослось, деревья стали большими. На не нужный науке памятник мусор с него летит. На картах и схемах это "храм Микерина" или объект без названия. На планах рисуют дораскопочный проект, не подтвержденный раскопками. Клетушки строителей снесены. Два основания для колонн оставлены, два других даже откапывать не стали, бросили как есть. Территория ограждена колючей проволокой.

В 2011 году группа энтузиастов пыталась почистить, облагородить археологический объект и привлечь к нему внимание общественности, но судя по полному отсутствию новостей, ничего у них не вышло.







Напоследок - два подобных строительных городка в Карнаке и храме Эдфу, уже покинутых, но еще не снесенных, которые снял для истории Феликс Тенард в 1851 году и Эмиль Бешар, работавший в Египте в 1869-80 годах.













Маленькая интересная деталь. Во многих поселках строителей можно заметить складировавшиеся либо торчащие из стенок ветки. В Луксоре таких много, в Пальмире-Тадморе...Для чего они? Ими укреплялись стены хибарок-мазанок, других армировочных материалов для своих обиталищ в распоряжении несчастных строителей не было.

Вот идет снос поселения и удаление грунта в колонном зале Аменхотепа III, Луксор. Нагребли целый ворох веток. Первое фото 1857 года, далее 1864 год, далее неизвестно, но явно позже.

Фото 1.




Песок только начали выгребать. Всюду временные стены, на ближнем плане - хибара лагеря-поселка строителей, по обычаю живших в храме (в науке - деревни коптов).

Фото 2.




На фото брошенные строительные причиндалы для доделок отлетевших "частей камней" - по ходу приходится реставрировать брак, прятать явные признаки бута и армирования. Половина песка унесена. Временные стены меж колонн для крепости насыпи строительного грунта еще стоят. Свалены в кучу кусты-деревца, успевшие вырасти за время достройки мега-храма. Дата раскопок, напомним, 1859 год.





Песок уберут позже. А в 1864 году многий брак надо исправлять.



Дело сдвинулось. Песок почти увезли, банки для формованных смесей и конструкции лесов еще не убрали.

Фото 3-4.







Вот теперь другое дело! Готова древность. Нынешний вид.



Ума и здоровья!

Другие материалы о создании истории

[Приходится ставить это]
Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 2202 2062 8536 7715. ЮMoney (Яндекс-кошелек) 410013946572302.


Previous post Next post
Up