Оригинал взят у
snowdrop в
Чем гордился ГётеВы помните Гёте? Того самого, что написал историю про Фауста, продавшего душу дьяволу (правда, успешно увильнувшему от исполнения договора).
Недавно один мой коллега рассказал, что на выходных он был на выставке работ Гёте. Оказывается, помимо поэзии, писатель имел широкий круг научных интересов. Английская вики приписывает ему цитату "О том что я сделал, как поэт... Я не испытываю гордости в тех работах. Но на моём веку я единственный человек, кто знает правду в сложной науке
о цветах. Этим, я бы сказал, я не просто немного горд, я чувствую превосходство над многими".
Гёте опубликовал свою Теорию Цвета в 1810-м году. В своей книге учёный утверждал, что эксперимент с рассекающей свет на компоненты призмой, проведённый Ньютоном, демонстрирует лишь частный случай, а не правило. Однако, Гёте не выдвигал новых теорий, утверждая, что цель книги "запечатлеть, а не объяснить". Вместо того, чтобы сфокусироваться на одном эксперименте, он попытался охватить область как можно более широким взглядом, чтобы обяснить общую природу света.
"Суть его "Теории Цвета" заключается в экспериментальном подходе: не навязывая теоретических утверждений, Гёте стремился, чтобы свет и цвет отображазились в упорядоченной серии экспериментов, которые читатели могли провести сами." (Seamon, 1998)
Он впервые заинтересовался изучением цвета в связи с проблемами оттенков в живописи. Во время своего первого путешествия в Италию (1786-88), учёный заметил, что художники смогли определить правила практически для всех элементов живописи и рисунка, кроме красок. Тут же Гёте начал расследование, можно ли установить правила, регулирующие использование цветов в живописи.
Увлечённый визуальным восприятием, Гёте первым рассмотрел физиологический эффект противоположных цветов. Он создал цветовой круг, в котором "цвета, которые диаметрально противоположны, взывают друг к другу в глазу. Так, жёлтый требует фиолетового, оранжевый голубого, красный зелёного, и наоборот."
После перевода на английский язык в 1840 году, теория получила широкое одобрение в мире искусства - особенно среди прерафаэлитов. Тёрнер тщательно изучил работу, и часто ссылался на неё в названиях своих картин.Также Василий Кандинский считал книгу "одной из самых важных работ".
Свет и цвет (Теория Гёте). Уильям Тёрнер.
С другой стороны, учёные признали теорию ненаучной, в превую очередь из-за того, что собранная информация оказалась недостаточной для дальнейших прогнозов.
"Теория Гете об устройстве спектра цветов не то что бы неудовлетворительна, на самом деле это не теория вообще. С её помощю ничего не предсказать. Это, скорее, расплывчатое схематическое описание, подобное психологии Джеймса. Нет ключевых экспериментов, которые могли бы решить за или против теории." (Wittgenstein, 1950)
"Теория цвета Гете во многих отношениях принесла свои плоды в искусстве, физиологии и эстетики. Но победа, и, следовательно, влияние на исследования в следующем столетии, была за Ньютоном." (Heisenberg, 1952)
В то время как Ньютон стремился разработать математическую модель для поведения света, Гёте продемонстрировал прекрасное рациональное описание феномена восприятия цвета, поэтому его книгу стоит считать каталогом наблюдений, а не теорией.
Как говорят в телемагазинах "но и это ещё не всё!". Кроме теории света, Гёте также интересовался минералами (собрал коллекцию из 17-ти тысяч экземпляров), ботаникой (опубликовал
работу о метоморфозах растений, в которой первым обсудил гомологию) и популяризовал
барометр (созданный с использованием принципа Торичелли). Но у меня запал уже кончился про всё это рассказывать, поэтомy добро пожаловать по ссылкам, если интересно дальше)
Барометр Гёте
Источник - английская вики.