Жанна Маммен(1890-1976). Автопортрет из 20-х годов и фотография за год до смерти.
Как писал автопортрет Народный или Заслуженный художник СССР? Тёмный костюм, белая рубашка, строгий галстук. Взгляд орла воспитанного партией, значки депутата какого-нибудь Верховного Совета и лауреата одной из двух верхних премий. Звезда Соц.Героя, а? Как и для чего пишет автопортрет просто художник? Рембрандт только маслом написал 70 (Семьдесят. Кажется с маленьким хвостиком). Художник пишет автопортрет, чтобы разобраться в себе самом (самой), чтобы понять какие в нём случились перемены и куда он хочет или даже обязан двигаться дальше. Талантливый жулик Дали, когда искал пути-дороги, в первом году в Академии художеств написал всего лишь за месяцы четыре (а то и пять. Уже не всегда работает память.) автопортретов и все они были в разных, просто в полярных стилях.
Вы видите автопортрет Жанны Маммен в её лучшие творческие годы. И это были годы её всегерманской и европейской знаменитости. Но нет никаких приглаживаний. Сатира в этом автопортрете злее и острее чем в её сатирических работах. Неудивительно, что она уже стала к тому времени и оставалась одним (одной? Эй, грамма-наци! В каком роде её здесь писать?), из всего лишь нескольких, лучших карикатуристов(ок?) нравов и реалий Веймарской Германии.
Вот снова флэппер. Флэпперы были что-то с чем-то. Вообще-то, если не говорить об издержках производства (всегда есть, не так ли?), они были замечательным и полезным явлением. Конечно товарищи типа Скотта Фицджеральда чуток романтизировали образ (и даже не чуток, наверное), но это уж как всегда водится насчёт моднячих на тот момент девиц и дам. Я знаю одну докторшу наук и одну дочку из русской Академии наук, которые бы дали немыслимого жару (ну по крайней мере не ниже чем до небес!), если бы жили в эпоху флэпперов. Как же повезло их достойным мужьям, что эти дамочки не поймали их на крючок в 20-х годах где-нибудь в Европейских Парижах.
Флэпперов отличала энергичность и динамичный стиль жизни. Уже то, что они вместе с Шанель освободили тело женщины от жутких пут обязательной моды в обществе перед Первой войной, есть настоящее, а не условное - достижение. Вот. Я когда-то удачно повозился с одной старой фотой и показал те моды-оковы.
Мода в Париже. 1913 . Photographer: Gustave Martin. Fashion in Paris. 1913
Это же была бесперерывная война против полезных для здоровья занятий сексом.
Флэпперы были разные и это интересная эпоха. Они начались вполне ещё до Первой войны, когда в России правил бал насквозь развратный и полностью развращённый "Серебряный Век", естеством которого БУКВАЛЬНО, а не фигурально стало извращённое ...лядство, о сути которого Блок в 1911 (или в 10-ом) году в ужасе написал, что никогда ещё всякие творческие люди его круга (Мережковские, Розановы, Гиппиусы и т.д.) не падали так низко.
Флэпперы в России, по-настоящему, появились в 20-е средние годы во время их расцвета в Европах. Это не были только дамы и девицы из нэпманских семей, как нам потом представляли подчинённые Жданова и Суслова. Но это уже совсем разговор не о том. Почитайте, что ли.
У стойки бара. (Девушки из Армии спасения) 1926 At the Bar (Salvation Army Girls),Jeanne Mammen(1890-1976)>
Сегодня/вчера дамочка Елена Хайнер (lenkaolenka) написала пост прямо к этой моей статье. Она объявила, что во всём что произошло и происходит в Украине виноват Американский Piece Corps (Корпус мира). АГА! ХА-ХА-ХА!!
Поговаривают даже о том, что её программу обучения музыке придумал программист, которого она засудила и отсудила всё себе. Но такие разговоры возникают почти всегда. Пока нет солидного источника/подтверждения, не трепите языками.
А на работе Жанны Маммен девочки из Корпуса мира оттягиваются после рабочего дня, но мальчиков пока не видать. Наверное можно безболезненно заметить, что молодое бабьё уже неслабо вмазало за дело мира, не так ли? Вот так они наверное развращали Украину.
Уличные проститутки в высоких сапогах Jeanne Mammen(1890-1976)
В "Трёх товарищах" уличная проститутка стягивая именно такие высокие сапоги, говорит главному герою, (примерно) что пока заработаешь на такие сапоги нужно обслужить вагон козлов. Мне было 13 лет и меня эти детали просто незабываемо заинтересовали.
Без подписи. Жанна Маммен(1890-1976),Карандаш, акварель.
Был грузинский талант в экспрессионизме, Шалва Кикодзе. Эта работа Маммен созвучна с тем как Кикодзе показал парижские кафе. Но Кикодзе бывал мягче чем Маммен, и он был куда жёстче и острее чем Маммен. Кликните, не пожалеете. Я конечно не настаиваю. Вы, товарищи молчаливые сфинксы, мне вообще все до одного по барабану, после того, что никто не поддержал меня и Чехова. НИКТО! Я скажу на эту тему в конце или завтра-послезавтра. Пора уже мне решиться на что-то. Шалва был настоящий талант. Мне очень хорошо с его работами. Но жизни Кикодзе было примерно (не знаю по месяцам) столько, сколько и у Лермонтова.
Года нет, но если мы посмотрим на жуткую худобу девушки и на то какими глазами она смотрит в тарелку, то можно смело сказать, что Великая депрессия уже началась. Германию этот ужас ударил больше всех держав. В нации в 63-64 миллиона народу появилось до 6 000 000 (шесть миллионов) безработных. Это несомненно был гигантский процент от всего количества работоспособных немцев. Явно, как вначале и в наших столовых самообслуживания, горчица стояла бесплатно на столах. У нас она была в больших тарелках. Ешь не хочу. Но у нас в первые годы самообслуживания и хлеб лежал свободно в ломтях на столе. Поэтому, когда финансы пели романсы, многие мазали толстым слоем горчицу (она была разведена на месте из порошка - слабая) на хлеб, за который не надо было платить и это позволяло обмануть желудок. К этим бутербродам брали чай за три копейки. (Не помню счас, но кажется сначала он был три копейки, а уж потом пять). Здесь хлеба на столах конечно же нет. За него надо платить. Пронзительно написала, а? Меня по-настоящему схватывает. Талант создаёт идею и композицию по-другому. Традиция передвижников показала бы нищету обстановки в убогом жилище с дырявой крышей, нетопленую печь в холодное время, голодную как и хозяева псину и т.д. А Маммен показала нам эту пару и страшненько написала состояние и эмоции девушки. И оказывается больше не надо. Голод, написаный талантливо как голод, это всегда жутко.
Карнавал. ок. 1931 г. Жанна Маммен (1890-1976), Карандаш и акварель.
Это была небольшая серия, под именем "карнавал". Жанна вообще любила писать кафе, наверное больше всего. Когда в 1916 году они всей семьёй вернулись в Берлин, из Франции, через Голландию (год с чем-то в Голландии) это была другая семья и другая жизнь. Её отец потерял во Франции всё. Французы официально объявили его "иностранным агентом"- (Her father is labelled a foreign enemy) - и всё конфисковали. Это были богатые люди. Жанна Маммен и её сёстры вынуждены были сами зарабатывать на жизнь. Трудно переключиться. Психологически трудно. Многие из русских эмигрантов в Париже и в Европе не нашли в себе силы и не сумели. Жанна почти голодала, но она не сдавалась. Её опыт жизни сделал её космополитом и это помогало ей свободно и без предубеждения относиться и общаться с людьми из разных социальных слоёв. В эти годы она общалась со всеми слоями, включая рабочие окраины, посещала бары для бедных людей, видела и знала проституцию. Жанна была ОК.
Жанна Маммен, 1926 год. Фотография.
В самом начале двадцатых Жанна Маммен серьёзно продвинулась в области киноафиши и она стала успешным иллюстратором обложек для некоторых главных журналов Берлина. Голодные годы, на время, закончились. Мы видим её на фоте в 1926-ом году. Я думаю что можно сказать, что это не злой, а доброжелательный человек, правда? Теперь она стала создавать много работ карандашом и акварелью и была успешна. В эти благополучные годы, Жанна добавила в её работы присутствие влияния Тулуз-Лотрека. Немного. Но это очень хорошо сочеталось с её собственными идеями и работами. Конечно Маммен была очень близка к стилю "Новой вещественности", но всё же если смотреть внимательно, то прямо ощущаешь её собственные оттенки и нюансы. К сарказму и иронии Маммен не подходила "Новая вещественность" в чистом виде. Это было бы слишком сухо.
Самый закрытый и исключительный Берлинский клуб для лесбиянок 1925.__the monbijou berlin’s most exclusiv lesvian club. 1925. Jeanne Mammen (1890-1976)__ from the French mon bijou (my jewel)
Жанна явно была членом этого клуба. К середине 20-х она уже была знаменитым художником-иллюстратором и художником, чьи интересные и оригинальные карикатуры социальной жизни Берлина хотели ведущие периодические издания. Попозже она сделала знаменитые иллюстрации к "Песнями Билитис" французского поэта Пьера Луи. Это долгий разговор про эти стихи, которые поэт сначала пропихнул публике как стихи какой-то поэтессы из античности, типа Сафо. Большинство их об однополой, женской любви. Маммен ещё не знала, что товарищ Геббельс будет ждать её в 1933 году.
Ревность. Jeanne Mammen (1890-1976) Jalousie.
Любовь это жестокое дело, а? На коленях! Но не помогает. Эта, верхняя, уже намарафетилась, чтобы идти на свидание и смотрит надменно-презрительно. В общем, если сказать просто, то она смотрит полностью бесчувственно, правда? Жанна хорошо показывала чувства и эмоции. Не всем это удаётся.
Шахматист (1929-1930) Жанна Маммен (1890-1976)
В 1930 году у Жанны была главная персональная выставка. Успешная. Здесь мы видим работу за три года до Гитлера/Геббельса. Тем ни менее здесь есть заметное влияние кубизма и Пикассо. Дело в том, что когда пришёл Гитлер, Жанна один раз выставилась весной и сразу её атаковала пресса Геббельса, которая объявила её искусство еврейским. Конечно же она не была еврейкой. Но разве те, кого в роковые тридцатые убивали в СССР как японских, абиссинских или латышских, скажем, шпионов, были ими? Жанна отказалась работать с журналами, которые всё ещё хотела её работы, потому что в журналах ввели цензуру и обрезания картинок. Она снова начала полуголодное существование.
Девушки из кабаре(Showgirls) 1928 Жанна Маммен (1890-1976)
Помните в фильме "Кабаре" за спиной мужчины-звезды на той сцене есть пачка полуголых дам. Они там умышленно жирненькие, но это и есть позиция, которая называется девушки из кабаре.
Я просто восхищаюсь характером Жанны Маммен и стокойстью. В 1940 году ей уже было 50. И вот она как старьёвщик привозила на тачке во дворы и старалась продать старые книги, журналы, графику. Очень бедствовала, но работала только в стол. То что произошло с Германией и миром убило почти всё, на чём стояло её творчество. Теперь она не могла пользоваться стилем реализма и "Новой вещественности". Совершенно не совмещалось. И вот тогда, во время войны и после войны Жанна Маммен стала использовать в серьёзной степени кубизм и появилось заметное влияние Пикассо. Далеко не всякий художник способен к таким резким переменам на шестом десятки лет. Например на стремление к новому и перемену стиля был способен Писсарро, но Ренуар стал значительно суше и наверное можно сказать, консервативнее в те же годы.
Интервью на 85-летие. Фота из журнала в 1975 году, за год до смерти.
В конце войны на её дом упала бомба. Большинство вещей и многие из работ Маммен погибли. Но она не сдавалась. Она снова работала. После войны Жанна делала спектакли, плакаты и афиши. Но она уже не была такой общительной как в двадцатых. И позже почти перестала общаться с художниками. В шестидесятых Маммен снова создавала новое. Геометрические монохромы. Это было смело и неожиданно. Всё же Жанна Маммен оставалась в первую очередь летописцем Берлина Веймарской Германии. Но не так давно обратились ко всему её наследию и нашли совсем неожиданные черты и работы. В 2013 году на специальной выставке была выставлена её последняя абстрактная работа. Интересная. От символизма, потом от Новой вещественности она пришла к абстрактному искусству. Неслабо, а? Что скажете товарищи художники? Жанна Маммен как-то сказала:
"Я хотела бы быть только парой глаз. Чтобы ходить в мире невидимой и только видеть других. Но так не выходит..."