Надо признаться, что когда я прибыл в Тбилиси, я не планировал как-то детально изучать город. Это было вызвано некоторой усталостью (до этого я больше двух недель ездил по Армении), и моим пониманием того, что Тбилиси - город весьма сложный, с непростой историей, и легко он свои тайны не отдаст. Но благодаря помощи уважаемого
avesta_1 я смог увидеть больше, чем планировал, и у меня появился хоть какой-то материал для размышлений, и для того, чтобы сделать из него пару постов.
Конечно, если вы приехали в Тбилиси просто отдохнуть - поесть хинкали, попить вина и походить по его старым улочкам, то проблем у вас особых не возникнет. Но, если вы захотите детальней осмотреть город, понять его историю, вам придется приложить много усилий. Так как, как не странно, в сети не так много доступной информации, путеводителей тоже мало, и сама информация о столице Грузии весьма противоречива.
Тбилиси - город очень древней, он много старше других столиц Закавказья - Еревана и Баку. И наиболее древней его частью является главная цитадель - Нарикала. С нее то мы и начнем осмотр..
Сейчас, чтоб попасть на вершину горы, где располагается цитадель, можно воспользоваться фуникулером, он быстро домчит вас от набережной реки Куры до самой вершины.
Но, мы ведь легких путей не ищем) Поэтому лично я взбирался туда пешком. И делал я это не из любви к физкультуре или экономии денег за подъем, а из желания осмотреть прилегающий к горе живописный квартал Клдисубани.
Но, прежде чем лезть наверх, ознакомимся немного с историей столицы Грузии.
Как всякий город, а особенно кавказский, Тбилиси имеет две истории - легендарную и реальную, т.е. основанную на исторических фактах. Естественно, официальной историей считается именно легендарная, так как, это Кавказ, и вообще "Восток - дело тонкое")
Легендарная история гласит, что Тбилиси основал, соответственно, самый легендарный грузинский царь - Вахтанг Горгасал, это такой местный Король Артур. Он якобы охотился на фазана в лесах, растущих на месте будущего Тбилиси. Раненый царем фазан, то ли излечился в местном серном источнике, то ли сварился в нем - в общем, таким образом местные термальные источники были обнаружены, и рядом с ними основали город Тбилиси, чье имя может переводиться как "теплый".
Понятное дело, что к реальной истории города эта легенда отношения иметь не может, так как наличие термальных источников не может быть главенствующим фактором для основания городов. Но самое главное, легендарная история Тбилиси существенно короче, чем реальная. Кстати, это удивительный случай, когда ради привязки основания города к некоей легендарной личности жертвуют возрастом этого самого города. Ведь Вахтанг Горгасал жил в конце 5 в. н.э., а первое письменное упоминание о Тбилиси, как крепости и центре власти, относится к 4 в. н.э., а археология свидетельствует о еще более раннем времени основания поселения на месте Тбилиси.
Отрывок из "Картлис мокцева" - Обращения Грузии, это одно из первых упоминаний Тбилиси:
ОБРАЩЕНИЕ ГРУЗИИ
"И стал после него царем Вараз-Бакур. И при нем марзпаны персидского царя вступили в Сивниети, и он отступил за Хидари. И архиепископом был тот же самый Иов. И тогда Крам Хуар Бор Зад, питиахш персидского царя, вступил в город Тбилиси - в крепость, и Грузия стала его данником, и [также] Армения, и Сивниети, и Гуаспураган."
При этом грузинский хронист Л. Мровели уточняет, что именно персидский ставленник - питиахш „Построил...Тифлис, промеж врат, крепостью [противу] Мцхета"
Т.е. Тбилиси основали персы в 20 км от древней грузинской столицы Мцхеты. Крепость в Тбилиси нужна была персидским марзпанам, чтобы контролировать столичный город Картли (т.е. Грузии того времени). В дальнейшем, Тбилиси стал постоянной ставкой персидского наместника Грузии.
Поэтому если грузинский царь Вахтанг Горгасал и мог охотиться на фазанов в районе Тбилиси, то только под окнами дворца персидского марзпана)
Ну, а мы начнем подниматься по улице-лестнице в гору. И сразу увидим, прицепившуюся к склону церковь - Квемо Бетлеми или Нижний Вифлеем.
Квемо Бетлеми до переименования была армянским храмом Св.Стефана, Сурб Степанос. В 1725 - 1727 гг. армяне, переселенные из Ирана, построили на этом месте женский монастырь и небольшую церковь. А 1868 г. была возведена та, что мы видим сейчас. Ну, а в конце 20 века, она была "приватизирована" Грузинской православной церковью, также как и многие другие армянские церкви в Тбилиси. Сейчас вокруг этих церквей идет бесконечная армяно-грузинская война в СМИ. В связи с этим, информация о церквях в Тбилиси весьма противоречива, так как обе стороны "наводят тень на плетень"- путается принадлежность храмов, даты их постройки и даже названия.
Выше по склону стоит еще одна бывшая армянская церковь - Св.Богородицы, сейчас это церковь Верхний Вифлеем - Земо Бетлеми. Она постарше нижней - была возведена в начале 18 века для армянского монастыря Петхаин. Сейчас ее тоже приватизировала Грузинская церковь. Об этом как-бы намекает, стоящая на вершине горы статуя Грузия-Мать, Мать Картли - очень эффектный, кстати, монумент, возведенный в 1963 г.
Верхняя церковь помонументальней, чем нижняя. Она возведена из камня, а не только из одного кирпича, хотя и на старом кирпичном основании. Кладка здесь очень характерная для Грузии - использовались камни-булыжники и кирпичи, и все это достаточно хаотично сложено. Такой тип кладки пришел в Грузию, видимо, из Персии, в Византии булыжник так не использовали.
Интерьер церкви Земо Бетлеми. К сожалению, все фрески здесь новые, написанные уже в 20 веке. Найти средневековые изображения в тбилисских церквях практически невозможно, да и самих древних церквей почти не осталось - Тбилиси все свое существование сильно страдал от нашествий и землетрясений.
Церковь Земо Бетлеми
А Мать-Грузия хороша, надо сказать - атлетичная такая девушка)
Удивительно, но грузино-армянскими "взаимоотношениями" история этого квартала не ограничивается. Когда я искал информацию по монастырю Петхаин, я нашел вот такой чудесный текст:)
"Наш дом стоял в середине Петхаина, где встарь жили только евреи.Хотя позже в этом районе поселились грузины, армяне, татары, русские, курды, персы, турки, греки и даже поляки с немцами; хотя рядом с центральной синагогой стояли кафедральный собор православных христиан и шиитская мечеть, Петхаин по-прежнему считался «Грузинским Иерусалимом»: полдюжины сефардских и ашкеназийских синагог, сотни еврейских торговых и ремесленных лавок и даже этнографический музей грузинских иудеев.
Петахин был пусть и уставшим, но всё-таки сердцем города. Его самым беспокойным нервом."
Оказывается, грузино-армянская борьба за обладание культовыми помещениями в Тбилиси, разворачивается на фоне места проживания еще одного древнейшего народа - "где встарь жили только евреи", а все остальные подвалили лишь потом - "позже в этом районе поселились грузины, армяне, татары, русские, и т.д." Т.е. армянский монастырь Петхаин, как-то должен был быть связан с соответствующим еврейским кварталом, или наоборот, квартал с монастырем, потому как, кто тут "самый древний" и не разберешь:)
И в этом весь Тбилиси - древний город, населенный десятками народов, город - проходной двор. Здесь Азия встречалась с Европой. И именно поэтому современный грузинский национальный характер существенно отличается от подобных, например, в Армении, где постоянно чувствуется жесткое противостояние с тюркским миром, или на Украине, где местное население не знает своих корней. Грузины очень интернациональны, по своей сути, и могут совмещать не совмещаемое.
Именно здесь на склоне Клдисубани можно почувствовать дух древнего Тбилиси, причем не старого, а именно древнего. К сожалению, в Старом городе Тбилиси сохранились лишь дома 19 века, они, будучи ветхими, конечно, создают определенную ауру, но это не тот дух, которым проникнуты стены Клдисубани - здесь ощущается именно тысячелетняя история города.
Тут спит история персидского и арабского Тбилиси. Возможно здесь, наверху, рядом с цитаделью Нарикалой и зарождался древний город.
Персы, захватившие всю Грузию, неуютно чувствовали себя в старой столице Картли Мцхете, им нужна была своя неприступная крепость. И рядом с ней начал расти новый город.
Так описана история Тбилиси в "Обращении Грузии":
"И после него царствовал Дачи Уджармели, и католикосом был Самовел. При нем люди начали селиться в Тбилиси и выстроили [церковь] Святой Марии, и католикосом был Петр.
И при этом же Бакуре пресеклась царская власть в Грузии.
Тогда Мцхета стала редеть, а Тбилиси - обстраиваться, Армаз стал падать, Кала - возвышаться. Персы владычествовали в Грузии, Армении, Сивниети и Гуаспурагане."
"Кала стала возвышаться". На самом деле, это естественный процесс роста древних городов, особенно в Азии, они все вырастали вокруг центров власти. Реальная власть в Картли принадлежала персидскому наместнику, грузинский царь в то время, это скорее менеджер по связям с общественностью, некий местный "фольклорный элемент", он помогал наместнику доводить волю персидских шахов до племенных сообществ. Поэтому, в конце концов и он перебрался в ставку марзбана, т.е. в Тбилиси.
Колокольня старого армянского монастыря Петхаин.
И безусловно, персы принесли в Грузию свою культуру, прежде всего религию. Речь идет о зороастризме. Сасанидские шахи всегда были строги в вопросах веры, их маги разжигали свои костры по всему Закавказью. Это сейчас, с высоты прошедших тысячелетий, кажется, что христианство победоносно шествовало по всему миру - то один царь делал его государственной религией, то другой. Но, в большинстве случаев, это лишь желание более поздних христианских хронистов, чьи тексты дошли до наших дней, в то время как писания магов-зороастрийцев почти все исчезли.
Скорее всего, основной верой в Закавказье вплоть до арабского нашествия было огнепоклонничество, т.е. зороастризм, а христианство существовало только как конкурирующая конфессия. Такая ситуация складывалась прежде всего на территориях подвластных персам, на землях Кавказа, подчиненных Византии, процесс христианизации естественно шел быстрее.
Один из зороастрийских храмов огня сохранился в Тбилиси, как раз, в районе Клдисубани. Это Атешга или Дом Огня, это помещение успело побывать и церковью, и мечетью. Сейчас, снаружи, это высокая кирпичная башня. Кстати, чтоб попасть внутрь Атешги, нужно постучаться в дверь частного дома, что на фото.
Атешга внутри. Помещение напоминает собой более поздние исламские мавзолеи. В углу, на фото, реконструкция храма огнепоклонников.
В 19 веке Атешга, будучи мечетью, имела купол.
Безусловно, христианское духовенство пыталось бороться с магами, но скорее всего, зороастризм в Грузии существовал еще долго.
В "Обращении Картли" есть отрывок, повествующий об избиении зороастрийцев византийцами императора Ираклия, захватившими Тбилиси в 627 году:
"И сей Ираклий послал глашатаев в Тбилиси, Мцхета, Уджарму [с приказанием], чтобы все христиане собрались в городских церквах, а все маги и служители огня или приняли крещение, или были истреблены. Но маги, не пожелали принять крещение, обманом смешались с христианами, пока Ираклий не поднял на всех оружие, и потоки крови потекли в церквах. Очистив веру Христа, Ираклий ушел."
Видимо, Ираклий не пощадил и местных христиан, если "поднял на всех оружие".
А это тбилисские котэ)
Дом с балконом в Клдисубани.
Барабан церкви Земо Беглеми и чудо техники - тбилисский фуникулер.
Ну, и нам пора подняться на вершину Салалакского хребта, где сохранились руины стен цитадели.
Здесь мы опять видим Мать-Грузию. И со спины она тоже хороша!
Сверху открываются живописные виды на Старый город и безумную архитектуру времен М.Саакашвили, хотя возможно этот кошмар продолжают строить и сейчас.
Вид на Куру, храм в Метехи, и на заднем плане современная церковь - Цминда Самеба, главный кафедральный собор Грузинской православной церкви.
Собор Цминда Самеба.
А это армянская церковь Мугни Сурб Геворк, ее, видимо, делить уже не будут, так как она совсем развалилась.
Вот и сама Цитадель. Несмотря на то, что первые укрепления появились здесь еще в 4 веке, большая часть стен сейчас, это скорее творение 17-18 вв. Очень сложно понять, что тут от персов, что от арабов, что от турок, я бы предположил, что очертания руин крепости скорее отображают местные закавказские представления о фортификации. Я видел подобные армянские и грузинские замки, для них характерно нагромождение разнокалиберных башен, часто плотно сдвинутых вместе, что мы и наблюдаем в Нарикала.
К сожалению, Цитадель сильно пострадала от военных действий и землетрясений, особенно разрушительное землетрясение произошло в 1827 году, тогда были разрушены почти все внутренние сооружения крепости.
Цитадель состоит из Верхней крепости - это те стены, что на фото, и Нижней, от нее почти ничего не осталось. Раньше же стены Цитадели спускались непосредственно к реке. Сейчас все нижние стены разобрали.
Крепость была почти неприступна, как правило, ее сдавали вместе с городом, штурмовали очень редко.
В 627 году персы и грузины, надеясь на крепостные стены Тбилиси в открытую глумились над византийским императором Ираклием и хазарским каганом Джибгу, когда те решили штурмовать город. Правда, кончилось это для защитников крепости печально, союзники византийцев хазары взяли Тбилиси штурмом. И все сидевшие за стенами горько поплатились за свою самонадеянность. Как я писал выше, византийцы и хазары истребили всех магов-персов и тех, кто им потворствовал.
Из "Обращения Картли":
"Тогда прошел [по Грузии] Ираклий, царь греков. И начальник тбилисской крепости Кала обозвал царя Ираклия козлом. А он остановился, взял [книгу] Даниила и нашел следующее слово: «Пришел козел Запада и сокрушил рога восточного овна». И царь сказал: «Пусть исполнится это слово, я воздам тебе по заслугам». И, оставив эристава Джибго для ведения осады, сам отправился в Багдад воевать с царем Хуасро.
А этот Джибго после немногих дней взял Кала, пленил упомянутого начальника крепости, наполнил ему рот драканами, затем снял с него живого кожу и послал за царем в Гардабани, в дом Вараза-Григола."
Ворота в Нарикала.
Единственное сооружение в крепости - церковь Св.Григория. Этот новодел возвели совсем недавно, лет 15-10 назад. Но, стоит она на месте старой церкви еще 13 века.
В старой церкви в 1800 г. сделали пороховой склад и при землетрясении она взорвалась. Церковь разметало на куски. Но, некоторые части фундамента и стен старого храма сохранились, их включили в новую постройку.
Внутри церковь расписана, но, естественно, это все - современное творчество.
Остатки старой церкви во дворе Нарикала.
Ранее, в Цитадели было, естественно, больше построек, но к сожалению, от них ничего не осталось.
Есть свидетельство европейского путешественника Турнефора, посетившего Тифлис в 1701 г., где он пишет, что в Цитадели существовали и мечети, правда, непонятно где, в Верхней или в Нижней крепости.
„Церквей греческих (православных) в Тифлисе пять, четыре в городе и одна в предместьи; армянских церквей 7 и мечетей 2, обе в цитадели; третья мечеть, вне цитадели, оставлена."
Сейчас, в Тбилиси рядом с Нарикалой действительно есть одна мечеть, но построена она была позже посещения города Турнефором, в 1723 году.
Надо сказать, что для такого города как Тбилиси - одна мечеть, это невероятно мало. Ведь Тбилиси чуть ли не половину своего существования был исламским городом. Как известно, в 8 веке персов в Тбилиси сменили арабы, здесь сидел наместник Халифата, а в скором времени Тбилисский эмират стал фактически самостоятельным государством, в общей сложности он просуществовал почти 400 лет. В 16 веке Тбилиси опять попал под правление мусульман, многие грузинские цари даже принимали ислам. Но никаких следов исламского присутствия в Тбилиси почти не осталось. Все же интернациональность - интернациональностью, но христиане всегда очень сурово относились к материальному наследию других конфессий. Муслимские бани, конечно, оставили, а мечети видимо все посносили.
Из Нарикала открываются лучшие виды на город, поэтому теперь храбрые туристы штурмуют ее стены.
Внешние стены Нарикалы. Я такую кладку с булыжниками только в Грузии и видел.
"Персидские узоры" на стенах башен. Все же если воспринимать Тбилиси как часть восточного мира, прежде всего Персии, будет лучше понятна его непростая история. Не зря арабский географ Истахри писал, что Тифлис - это город Аррана, т.е. нынешнего Азербайджана, а он, в свою очередь, был частью Персии:
"В Арране не существует городов значительнее, чем Берда'а, Баб-ул-Абваб и Тифлис".
Другие посты о Грузии:
Национальный музей Грузии и его Золотая кладовая