Древняя Греция

Aug 13, 2014 09:50


Про Древнюю Грецию и дневнегреческое искусство написаны тома и тома книг. Человеку, далекому от искусства, довольно сложно ориентироваться во всех периодах и достижениях древнегреческой цивилизации. Вернувшись недавно из Греции, я решила освежить свои знания, а так же попробовать немного упростить информацию.

Я постаралась выделить самые значимые визуальные работы в каждом периоде древнегреческой цивилизации, а также указать, что и где можно увидеть своими глазами в современной Греции, почему это важно увидеть и как встроить осмотр достопримечательностей в исторический контекст одной из древнейших цивилизаций человечества. Я разбила пост на традиционные периоды, и в каждом выбрала один "объект" :)

ЭГЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Эгейская цивилизация считается предком греческой. Без нее не были бы созданы все грандиозные классические памятники древнегреческого периода: например, микенские дворцы и мегарон, послужили прототипом древнегреческих храмов. Этот период имеет смысл знать, чтобы понимать, откуда выросла древнегреческая цивилизация.

Основные произведения искусства: грандиозные дворцы с потрясающей настенной живописью, рельефами и священными садами, вазы, изящные предметы культа. Здесь уже была и письменность (не всю еще удалось расшифровать). Своеобразие этой культуры заключается в особом отношении и понимании природы и места человека в ней. Для критян природа носила божественный характер, а значит, была совершенной, полной особой красоты. Вместо богов, они часто изображали луга или поросшие цветами скалы, населенные "богами" в другом обличье - обезьянами или птицами.

Крит и Кносский дворец

В начале II тысячелетия до н.э. на Крите в пяти городах были построены дворцы: Кносс, Феста, Гурния, Маллия и Като-Закро. Самый известный из них, конечно, Кносский, его и выберу в качестве иллюстрации всего периода. Критские дворцы представляли собой группу построек вокруг внутреннего двора (он всегда прямоугольный и определенного размера, 52х28 метров), предназначались для религиозных и светских целей. Дворцы ориентированы по сторонам света и имели связь с горными святилищами ("места обитания" небожителей, где производились религиозные церемонии): каждый дворец ориентирован на священную гору, хорошо видимую из дворца (Кносский дворец ориентирован на гору Юкта). Такая связь иллюстрирует сущность дворцов и довольно запутанные религиозные отношения на Крите: скорее всего, дворцы предназначались для правителя, но считались собственностью богинь, почитавшихся в горных святилищах. Критский правитель, наделенный "божественной" властью, выступал в роли сына или супруга (или сына-супруга) богини. Супруга правителя была жрицей и представляла богиню в важнейших ритуалах.

Саму богиню могли олицетворять гора или дерево. Критского бога представляло собой существо в образе быка - его изображениями заполнен весь Кносский дворец. Не буду вдаваться в мифологию, расскажу о художественных особенностях одной из фресок дворца. На фреске хорошо видна динамика минойского искусства ( в отличие, например, от древнеегипетских "застывших" образов с остановившимся взглядом), здесь схвачено действо, бык летит в пространстве, но борцы ловчее и успевают одолеть быка. Здесь нет линии горизонта, как будто нет границы между землей и небом.

Несмотря на, казалось бы, простую конструкцию дворцов (квадратный блок с центром - двором), они сложны, запутаны, огромны: с этажа на этаж ведут переходы и лестницы, и неожиданно посетитель мог оказаться или в парадном зале, или на лоджии, или в ванной комнате :) Контрасты света и тьмы, открытости и замкнутости, сумрака и красок, подъемов и спусков, должно быть, производили неизгладимое впечатление на посетителей. Нам остается только представлять, каким волшебным было это посещение и постараться не заблудиться в развалинах того, что некогда было Кносским Дворцом.





Фера и фреска из Западного дома

Открыв город Акриотири на современном Санторини, археологи поразились его цивилизованностью. Здесь не было дворцов, как на Крите, но найденные особняки в священном квартале были полны росписями. На примере фриза изображена эпическая сцена: роспись начинается и заканчивается городами: бедным малым (город смерти) и пышным большим (город жизни). Из малого города в сторону большого направляются корабли. Это не сцены из реальной жизни, а, скорее, миф о совершении брака между двумя городами. Изображенная сцена очень живая, многолюдная, динамичная.




Отсюда

Эгейское искусство и Клад Приама

В III тысячилетии до нашей эры довольно развитым было эгейское искусство, в него входили острова Эгейского моря и побережье малой Азии. Сюда же входит и Троя, раскопки которой подарили миру богатейший клад Приама, включающий в себя тонкие шедевры ювелирного искусства. Особенно ценны две диадемы, изготовленные из нескольких тысяч деталей: колечек, ромбиков, фигурок богини, листиков. Чтобы его посмотреть, не надо и в Грецию ехать - клад выставлен в Пушкинском музее.




Отсюда

Микены и Львиные ворота

Микенские города не похожи на критские, они обнесены мощными стенами из огромных глыб природного камня, некоторые стены могли достигать в толщину до 17 метров! Здесь селилась знать - правители и жрецы, обычные люди располагались за пределами, У подножия холмов, внутри цитадели, располагались дворцы, отличавшиеся от критских простотой планировки, но не уступавшие в роскошном убранстве: орнаменты на полу, изящные фрески. Манера микенской живописи отличается от критской: если критские изображения были тонкими, легкими и динамичными, то микенские герои тяжеловесны. Для иллюстрации этого периода я выбрала вход в город - Львиные ворота, украшенные сценой поклонения львов - божеству (критская колонна). Посмотрите, как массивны фигуры львов, как твердо они стоят на земле.


Отсюда

Дворцовая крито-микенская жизнь начала затухать к XIII-XII веку, вероятно истощив богатства, постройки приходят в запустение, по повторяющимся сюжетам чувствуется усталость искусства. Есть мнение, что около 1250-1190 гг. до нашей эры произошла некая катастрофа, и ослабевшая цивилизация уже не могла восстановиться, а вторгшиеся северные племена ускорили ее падение. Героический мир умолк, однако сохранился в памяти и песнях, чтобы вдохновить и подарить миру одну из самых развитых мировых цивилизаций - Древнюю Элладу.

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ЭЛЛАДЫ

Непревзойденная и совершенная Древняя Греция, искусство которой понятно всем народам во все времена. Греки создали новую художественную традицию, выросшую из крито-микенских корней.

Темные века и Геометрика

Эта эпоха долгое время считалась небогатой на искусство: расписные сосуды и и статуэтки, украшенные геометрическим узором из ромбов, линий, зигзагов. После окончания микенского мира сменилось несколько вазописных стилей: субмикенский, протогеометрический и, наконец, геометрический, формы становятся все строже, все монументальнее. Иллюстрировать этот период хочется, конечно же, вазой, а именно это амфорой VIII века до нашей эры, которая служила надгробием. Такая амфора служила ритуальным алтарем: стоя над могилой, она сообщалась со своим маленьким двойником в могиле, имевшим такую же форму и роспись. Во время памятных дней в надгробный сосуд наливали жертвенную жидкость (мед с водой).

Древности была свойственна идея "вечного возвращения" после смерти, поэтому на сосудах появлялись две темы или оплакивание, или траурный выезд к некрополю. В центре этой вазы - тема оплакивания, изображающая ритуал, исполнявшийся после смерти, чтобы снова вернуть умершего человека к жизни. Язык символов здесь условен, фигуры символизировали состояния: стоящая фигура - жизнь, лежащая - смерть. Еще одна особенность сосудов - необычайная устойчивость, именно это качество позже найдет отражение во всей греческой архитектуре.




Фотографии для коллажа отсюда

Архаика: ионический, дорический, коринфский

Небольшое отступление в сторону литературы и философии: в этот период уже начинают появляться всем известные имена, не связанные напрямую с визуальным искусством, такие как Гомер, Гераклит и Пифагор. Чтобы добавить немного людей в мое повествование из храмов и ваз, добавлю фрагмент из фрески "Афинская Школа", на которой изображены два из них.




Геометрика приучила древних художников мыслить логически, архаика продвинулась дальше, создав единый архитектурный язык - ордерную систему. Именно в период архаики появляются два ордера, ставшие для многих самым известным знанием о Древней Греции: дорический и ионический. Дорические колонны просты, элегантны, строги, их связываются с мужским стилем в противовес ионическим, легким, изящным, женским. Позже появился еще один тип - коринфский, девический. Ордерная система предполагала использование единой мерки при строительстве (например, локтя или ступни). Ордеры помогают визуально уравновесить верх и низ, и придать постройкам особую законченность. Я бы хотела проиллюстрировать этот период храмом Геры в Пестуме. Колонны здесь уже близки к классической форме, но все еще выглядят немного тяжеловатыми. Древние архитекторы искусно вписывали храмы в природный ландшафт: их строили и на равнинах, и на берегах, на опушках лесов, возвышенностях или у входа в священные ущелья.

Кроме храмов, большие обороты набирала вазопись. Тысячи мастерских расписывали амфоры для вина, женских украшений или масла. Появляется чернофигурная роспись ваз, которая со временем сменится краснофигурной.




Отсюда

Строгая классика и храм Зевса в Олимпии

Помимо краснофигурной вазописи, достигшей здесь своего особого расцвета, активно развивается скульптура, а в архитектуре появляется скульптурный декор. От храма Зевса в Олимпе сохранилось немного: его назначение (именно здесь раз в четыре года справлялись Олимпийские игры); знание, что внутри храма находились статуя Зевса (второе чудо света) и скульптуры с фронтонов. Западный фронтон иллюстрирует сцену нападения кентавров на женщин и мальчиков (фигура Апполона в центре предвещает победу людям), на восточном изображена подготовка к состязаниям. В отличие от западного, восточный фронтон исполнен спокойствия, однако это иллюзорное спокойствие, лица напряжены в ожидании игр. Ранняя классика выражается в строгих образах (поэтому второе название этого периода - строгая классика), а философская тема, проходящая через весь период, обозначена как тема искоренения произвола и воцарения здравомыслия.




Высокая классика и афинский Акрополь

Искусство Греции вступило в полосу расцвета. После персидских разрушений всюду кипит стройка, возводятся храмы, святилища и общественные здания. Правитель Афин, Перикл, заново отстраивает афинский Акрополь.

Вход в Акрополь осуществлялся через парадные ворота (Пропилеи), слева от ворот - картинная галерея, украшенная статуями, а справа - храм Бескрылой Ники, украшенный рельефами. Пройдя через ворота, посетитель оказывался на площади, разделенной на несколько священных участков. На юге возведен огромный дорический Парфенон, посвященный Деве-Афине, а напротив него, на севере, - храм, посвященный Афине-Матери (и ее супругу Посейдону Эрехтею). В северное храме, Эрехтейоне, находился даже бассейн, символизирующий Эрехтеево море. Парфенон, конечно, один из самых прекрасных храмов, поражал своей необычайной гармоничностью (достигнутой особым объединением ионического и дорического ордеров), масштабными фризами, изящными скульптурами, иллюстрирующими мифы об Афине. Внутри Парфенона стояла колоссальная статуя из слоновой кости и золота - Афины Парфенос (Девы). Еще одна статуя Афины в Акрополе находилась на площади  - это статуя принадлежала Афине-Путеводительнице в битвах. Полный план местности есть в вики.




Поздняя классика и Гермес с младенцем Дионисом

Греческие полисы (города-государства) воюют между собой почти беспрестанно, что ослабляет древнегреческую цивилизацию. В период Поздней классики происходят фундаментальные изменения в изображениях людей - впервые стали изображать страдание. Ранее считалось, что бесстрастие - черта хорошего тона, и вот - появление выразительных страданий. Работ, иллюстрирующих эту тенденцию, несколько, но я для Поздней классики выбрала работу Праксителя, принадлежавшего к более лирическому направлению: Гермес с младенцем Дионисом. В основе сюжета - мифы о Дионисе, а скульптура запечатлила момент, когда Гермес, несущий Диониса на воспитание нимфам, отдыхает в пути. Лицо Гермеса не резкое, взгляд рассеянный, скульптура исполнена неги от жаркого солнца.

К концу классического  периода узость греческих городов-государств изживает себя. Стираются границы, объединяются народы. Отец Александра Македонского подчиняет Грецию (нельзя даже сказать, что завоевывает, так как греки сначала сами приглашают его). Он объединяет Древнюю Грецию под эгидой Коринфского Союза и готовится к нападению на Персию. Александр Македонский довершает дело отца, покоряет полмира и объединяет в одну Империю совершенно противоречивые народы.




Отсюда

Искусство эпохи Эллинизма и Ника

Империя Александра Македонского просуществовала недолго, и после его смерти монархия быстро распадается на части, с несколькими центрами (Сирия, Египет, Пергамское государство). Греция постепенно пустеет, мастера находят заказы у новых правителей. Этот период называется эллинистическим потому, что на разбросанной территории традиции и школы в каждой стране подражают общепризнанному элинистическому стилю. Общей чертой периода является идея величия мира, объединенного на огромном пространстве эллинистической культурой. Строятся города, свободные от прежнего принципа акрополя, с широкими улицами, площадями, храмами, библиотеками; осуществляются и грандиозные проекты, такие как Колосс Родосский. Огромные масштабы построек подчеркивают характерное для эллинистической эпохи стремление вырваться из человеческого мира в мир богов.

Моим самым любимым произведением древнегреческой цивилизации является произведение именно эллинистической эпохи - Ника Самофракийская. Мраморная статуя богини победы представлена на постаменте в форме кормы корабля, тело облагает мокрая одежда, винтообразный поворот тела как бы прорезает воздух, от всей статуи веет мощью и силой. Огромные крылья Ники трепещут за ее спиной, а образ оказывает такое огромное впечатление от летящей динамики, что приходит почти физическое ощущение величия греческой культуры.




Отсюда

Однако, в этот период греческая культура все больше и больше начинает отходить от своей приверженности прежним героическим идеалам. Стареет мир и культура, эллинизм, как встречается в некоторых источниках, - это осень древнегреческого мира. Религиозные и гражданские проблемы перестают волновать общество, люди хотят жить все более незаметно. Постепенно древнегреческая культура вжилась и в новую среду - побежденная Римом, входит она в свой последний этап развития, в роль вдохновителей древниримской культуры.

При подготовке материла использовалась "Энциклопедия по Искусству", Аванта+

А что бы вы выбрали, чтобы проиллюстрировать искусство Древней Греции?

архитектура, Древняя Греция, декоративно-прикладное искусство, скульптура

Previous post Next post
Up