РОМАНСКИМ принято называть общеевропейский стиль, сложившийся в архитектуре и искусстве
средневековья на рубеже двух тысячелетий. Традиционная датировка - X-XII века,
но в настоящее время зарождение стиля иногда относят намного раньше - к VII - VIII вв.
Здесь мы не будем углубляться в проблемы датировки, а попробуем выявить наиболее общие черты этого стиля.
Говоря о романской архитектуре мы прежде всего имеем в виду храмы. Уже с первых лет христианства преобладающим типом культовой постройки становится базилика.
Церковь Сант-Аполлинаре-ин-Классе, Равенна, VI в. Фасад и интерьер. Это типичная раннехристианская базилика без трансепта.
Базилика - тип здания, прямоугольного в плане, состоящего из нечетного количества (3 или 5)нефов - продольных залов, разделенных столбами или колоннами. Центральный неф выше и шире боковых,освещается окнами второго яруса и завершается апсидой. Базилика в Древнем Риме являлась зданием для торговли и суда.С развитием христианства тип базилики стали широко использовать для строительства храмов. В перекрытиях базилик Древнего Рима применялись открытые деревянные конструкции.
План и разрез раннехристианской базилики.
Перед входом - квадратный двор - атрий. В христианской архитектуре апсиды всегда ориентированы на восток.
Романская архитектура Италии в целом сохранила основные принципы раннехристианской базилики.
Это хорошо заметно на примере церкви Сан Систо в Пизе, XI в.
В церкви Сант Амброджо в Милане сохранился даже атрий.
Уже в конце 4 века в восточной части базилики появляется поперечный неф - трансепт.
Базилика Св. Петра. Рим. Ок.400 г. Реконструкция.
Базилика приобретает форму латинского креста, в отличие от равноконечного греческого, распространенного в Византии.
1 - центральный НЕФ; 2 - ТРАНСЕПТ ; 3 - СРЕДОКРЕСТИЕ; 4 - АПСИДА
Средокрестие часто венчает башня или купол.
Реконструкция английского храма с двумя трансептами и без апсиды.
Деревянные перекрытия заменяются сводами - цилиндрическими или крестовыми,
соответственно колонны, разделяющие нефы, заменяются мощными столбами.
Здесь центральный неф перекрыт крестовыми сводами.
Над арками, разделяющими нефы, хорошо видны окна трифория.
Над боковыми нефами может проходить галерея - эмпоры.
Трехнефная базилика с трансептом становится основным, наиболее популярным, но не единственным, типом христианского европейского храма.
Аббатство Клюни. Франция. X - XII в. Реконструкция пятинефной базилики с двумя трансептами.
Романские храмы строят чаще из камня. Исключение составляет Италия, в которой наряду с камнем широко используется кирпич.
Грубая кладка толстых стен делает храм похожим на крепость.
Мотив арки - один из наиболее распространенных элементов романской архитектуры.
Декоративные аркады украшают фасады храмов Германии, Италии, Франции и Англии.
Кафедральный собор в Пизе.
Еще одной новой чертой, отличающей романскую базилику от раннехристианской, является конструкция и внешний облик западного фасада. Во Французской (но не только) архитектуре это часто две мощные башни, фланкирующие вход. Они еще больше роднят храм с оборонительным сооружением.
Аббатство Паре-ле-Моньяль. Франция. XI в.
Фасад церкви Санкт Панталеоне в Кельне, X в.
Особенностью немецких церквей является вестверк. Вестверк - монументальный западный фасад церквей, расположенный перпендикулярно главному нефу. Он состоит, как правило, из основной башни и одной или двух примыкающих башен.
В вестверке находится главный портал и хоры. Обычно вестверк имеет вид мощного крепостного сооружения.
Суровый облик романских храмов оживляют рельефы. Особенно это характерно для Французской и итальянской архитектуры. Рельефы украшают западный фасад храма, чаще его порталы и капители колонн.
Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, Франция. Это один из самых нарядных романских храмов. Его конструкция несколько отличается от базилики. Это так называемый зальный храм, в котором боковые нефы близки по высоте центральному.
Перспективный портал кафедрального Собора в Генуе
1 - тимпан портала, 2 - архивольты портала
Аббатство Сен Фортунат в Шарльё, Франция.
"Страшный суд" - самая популярная тема тимпана главного западного портала.
Декор портала собора в Линкольне, Англия
Вторым по популярности местом расположения рельефов являются капители.
Капители населяют многочисленные животные и фантастические существа.
Но библейские сцены тоже не редкость.
Романская капитель может быть и без рельефа. Она имеет довольно характерную форму.
В Итальянской архитектуре раннехристианские традиции сохраняются вплоть до Эпохи Возрождения.Базилика здесь часто является частью комплекса, в который включены также баптистерий и кампанилла - колокольня.
Пиза. На первом плане баптистерий, его верхняя часть относится уже к готическому стилю;
за баптистерием следует базилика и далее знаменитая пизанская падающая башня - кампанилла.
Первое знакомство здесь http://stilarhitekturi.livejournal.com/336598.html