Второе знакомство с романским стилем. Базилика

Feb 14, 2013 11:09


РОМАНСКИМ принято называть общеевропейский стиль, сложившийся в архитектуре и искусстве
средневековья на рубеже двух тысячелетий. Традиционная датировка - X-XII века,
но в настоящее время зарождение стиля иногда относят намного раньше - к VII - VIII вв.
 Здесь мы не будем углубляться в проблемы датировки, а попробуем выявить наиболее общие черты этого стиля.


Говоря о романской архитектуре мы прежде всего имеем в виду храмы. Уже с первых лет христианства преобладающим типом культовой постройки становится базилика.



Церковь Сант-Аполлинаре-ин-Классе, Равенна, VI в. Фасад и интерьер. Это типичная раннехристианская базилика без трансепта.



Базилика - тип здания, прямоугольного в плане, состоящего из нечетного количества (3 или 5)нефов - продольных залов, разделенных столбами или колоннами. Центральный неф выше и шире боковых,освещается окнами второго яруса и завершается апсидой. Базилика в Древнем Риме являлась зданием для торговли и суда.С развитием христианства тип базилики стали широко использовать для строительства храмов. В перекрытиях базилик Древнего Рима применялись открытые деревянные конструкции.


План и разрез раннехристианской базилики.
Перед входом - квадратный двор -  атрий.  В христианской архитектуре апсиды всегда ориентированы на восток.

Романская архитектура Италии в целом сохранила основные принципы раннехристианской базилики.



Это хорошо заметно на примере церкви Сан Систо в  Пизе, XI в.





В церкви Сант Амброджо в Милане сохранился даже атрий.

Уже в конце 4 века в восточной части базилики появляется поперечный неф - трансепт.


Базилика Св. Петра. Рим. Ок.400 г. Реконструкция.

Базилика приобретает форму латинского креста, в отличие от равноконечного греческого, распространенного в  Византии.


1 - центральный НЕФ; 2 - ТРАНСЕПТ ;  3 - СРЕДОКРЕСТИЕ; 4 -    АПСИДА


Средокрестие часто  венчает башня или купол.



Реконструкция английского храма с двумя трансептами и без апсиды.



Деревянные перекрытия заменяются сводами - цилиндрическими или крестовыми,
соответственно колонны, разделяющие нефы, заменяются мощными столбами.



Здесь центральный неф перекрыт крестовыми сводами.
Над арками, разделяющими нефы, хорошо видны окна трифория.


Над боковыми нефами может проходить галерея - эмпоры.

Трехнефная базилика с трансептом становится основным, наиболее популярным, но не единственным, типом христианского европейского храма.

Аббатство Клюни. Франция. X - XII в. Реконструкция пятинефной базилики с двумя трансептами.


Романские храмы строят чаще из камня.  Исключение составляет Италия, в которой наряду с камнем широко используется кирпич.


Грубая кладка толстых стен делает храм похожим на крепость.



Мотив арки - один из наиболее распространенных элементов романской архитектуры.


Декоративные аркады украшают фасады храмов Германии, Италии, Франции и Англии.


Кафедральный собор в Пизе.
Еще одной новой чертой, отличающей романскую базилику от раннехристианской, является  конструкция и внешний облик западного фасада. Во Французской (но не только) архитектуре это часто две мощные башни, фланкирующие вход. Они еще больше роднят храм с оборонительным сооружением.


 Аббатство Паре-ле-Моньяль. Франция. XI в.



Фасад церкви Санкт Панталеоне в Кельне, X в.
Особенностью немецких церквей является вестверк. Вестверк - монументальный западный фасад церквей, расположенный перпендикулярно главному нефу. Он состоит, как правило, из основной башни и одной или двух примыкающих башен.
В вестверке находится главный портал и хоры. Обычно вестверк имеет вид мощного крепостного сооружения.



Суровый облик романских храмов оживляют рельефы. Особенно это характерно для Французской и итальянской архитектуры. Рельефы украшают западный фасад храма, чаще его порталы и капители колонн.



Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, Франция.  Это один из самых нарядных романских храмов. Его конструкция несколько отличается от базилики. Это так называемый зальный храм, в котором боковые нефы близки по высоте центральному.



Перспективный портал кафедрального Собора в Генуе



1 - тимпан портала, 2 - архивольты портала



Аббатство Сен Фортунат в Шарльё, Франция.
"Страшный суд" - самая популярная тема тимпана главного западного портала.


Декор  портала собора в Линкольне, Англия


Вторым по популярности местом расположения рельефов являются капители.



Капители населяют многочисленные животные и фантастические существа.


Но библейские сцены тоже не редкость.


Романская капитель может быть и без рельефа. Она имеет довольно характерную форму.




В Итальянской архитектуре раннехристианские традиции сохраняются вплоть до Эпохи Возрождения.Базилика здесь часто является частью комплекса, в который включены также баптистерий и кампанилла - колокольня.



Пиза. На первом плане баптистерий, его верхняя часть относится уже к готическому стилю;
за баптистерием следует базилика и далее знаменитая пизанская падающая башня - кампанилла.

Первое знакомство здесь http://stilarhitekturi.livejournal.com/336598.html

Англия, романика, 12 век, Германия, Италия, архитектура, Франция, 10 век, 11 век

Previous post Next post
Up