Магдебургский собор: история готики в одном здании.

Nov 22, 2012 08:08

Оригинал взят у alienordis в Магдебургский собор: "сделайте мне готично!

Магдебургский Кафедральный собор (Собор Святой Катерины и Святого Маврикия) - самый древний готический собор в Германии. Его строительство началось в 1209 году, после пожара, уничтожившего предыдущий, романский, собор, стоявший на этом месте. Здание строилось более 300 лет и отразило на себе все перипетии развития готики на немецких землях. Как представляли себе этот стиль магдебургские строители на разных этапах конструкции собора, и как их видение соотносилось с классической французской готикой, читайте под катом.





Макет Магдебургского собора.


Заказчиком нового здания был архиепископ Альбрехт II, человек высокообразованный, учившийся в Париже и в свое время поездивший по Италии и Франции. Видимо, под впечатлением от увиденного во Франции, где готика тогда была тогда самым новомодным достижением современной архитектуры, он и загорелся идеей постройки именно готического собора. Историческую ценность старого здания Альбрехт II решительно отверг и, невзирая на сильное сопротивление общественности, добился того, чтобы новый собор воздвигли на месте старого, но под другим углом, - из-за чего стало невозможно повторно использовать старый фундамент и покоившиеся на нем стены.

Строительные работы начали с восстановления деамбулатория и венца капелл (см. схему).

Универсальная схема католического храма из Википедии.


И здесь возникла проблема. При всей своей учености архитектором Альбрехт II не был, поэтому, имея общее представление о том, как должен выглядеть готический собор, он не смог в точности объяснить этого строителям. Более того, можно предположить, что архитекторы и строители, задействованные в реконструкции, не были достаточно квалифицированы для воплощения замысла заказчика. Поэтому ни общая структура, ни отдельные формы этих частей здания в Магдебурге не были приведены в соответствие с новыми готическими принципами.

Посмотрите, что у них получилось:

Деамбулаторий. Особенно мне нравится странная штука на своде справа под аркой. Это у них такой замковый камень(замковый камень - необходимый элемент любой арки, но делать его в виде объемной "розетки" стали только во времена готики).


Но надо отдать мастерам должное. С каждым новым сводом у них получалось все готичнее и готичнее.


До готической легкости, правда, было еще далеко.


Мощные, правда, изломанные, арки...


... поддерживались не менее мощными, но зато собранными в "пучок" колоннами.


Для сравнения, опять же, фрагмент интерьера Амьенского собора - одного из "образцовых" произведений готики.


Капеллы по стилю и духу соответствовали деамбулаторию.

Одна из капелл Магдебургского собора. Обратите внимание, что окна в арках не центрированы.


А посерединке "замковый камень", как же без него :) Кстати, с точки зрения Википедии, "свисающие" замковые камни начали делать только в эпоху маньеризма. Но нет - вот он уже когда был, креатив на местах!


Для сравнения - воплощение той же идеи в Руанском соборе (не совсем "образцовы" из-за многочисленных перестроек, но тоже вполне себе готический собор).


Свод хора, возведение которого относится к тому же начальному периоду постройки, также по сути остался романским: это типичный крещатый свод, использовавшийся по всей Европе, от Испании до Древней Руси, украшенный готическими ребрами и замковым камнем.

Свод хора Магдебургского собора.


и для сравнения:

Крещатый вод Константинопольской Святой Софии.


Готический свод Амьенского собора.


На этом фото хорошо видно позднейший, уже готический свод над основным пространством собора, упирающийся в романский свод хора.


Источник: Википедия

Обращает на себя внимание и отсутствие характерных готических наружных подпирающих полуарок - аркбутанов, свойственных французским храмам этого времени. Вместо них между окнами расположены вертикальные опоры - контрфорсы, получившие распространение еще в романской архитектуре.

Магдебургский собор. Вид со стороны алтарного выступа.


Реймский собор (еще один "образцовый" готический храм). Вид со стороны алтарного выступа.


Химеры в Магдебургском соборе уже на месте. Не удивлюсь, правда, если это какой-нибудь реставратор-романтик 19 века их сюда посадил. Но точной информации по этому вопросу, увы, не нашла.


Только на втором этапе строительных работ, который длился с 1235 по 1260 год уже под присмотром архиепископа Вильбранда, здание стало приобретать подлинно готические черты. К этому периоду относится возведение галереи хора (так называемый епископский обход). Именно эта часть собора с колоннообразными опорными столбами и нервюрными (нервюра - это готическое «ребро») сводами строилась с участием маульброннского цеха каменщиков - одной из самых прогрессивных «строительных фирм» своего времени, которые уже знали как обращаться с готикой.

Галерея хора - это "второй этаж", располагающийся над деамбулаторием (см. схему в начале поста).


На этой, уже достаточно поздней, стадии строительства были снесены опоры стен, которые уже начали устанавливать во внутренней части хора. Дело в том, что планы изменились и было решено перенести сюда колонны из старого здания собора. Это были античные колонны, которые привез сюда из Италии, чтобы облагородить интерьер собора, император Оттон 1, при котором в 968 году была основана архиепископская епархия Магдебурга. Повторное использование этих колонн в готическом соборе являлось красноречивой аллюзией на традиции епархии, напоминавшей о ее основателе и о первом здании собора.

Античные колонны в Магдебургском соборе.


Строительство собора было остановлено в 1274 году, возобновлено ненадолго в середине 14 века, потом вновь остановлено и только в 1477 году строительство собора вновь развернулось в полную силу.

Основное пространство собора - это уже совсем поздняя готика. Зато все "как надо" - с большими светлыми окнами...


Источник фото: Википедия.

... и "правильными" готическими ребрами.


Завершен собор был в 1520 году. К этому периоду относятся две башни западного фасада, возведенные по французской схеме.


Вот такой получился у магдебургцев собор. Интереснейший образец готического стиля и иллюстрация его развития на германских землях  в течение 300 лет.

Вот здесь можно почитать про Аугсбургскую базилику, в которой видно, как барокко вырастает из готики.

готика, 16 век, архитектура, 14 век, 15 век, 13 век, Германия

Previous post Next post
Up