Виды Парка при селе Шаблыкино и Жуковский Рудольф Казимирович

Mar 03, 2016 19:03

Оригинал взят у aldusku в Виды Парка при селе Шаблыкино и Жуковский Рудольф Казимирович


Вид из родительской беседки. Ключ лягушка. Литография из Виды Парка при селе Шаблыкино


Если в предыдущих заметках об иллюстрированных изданиях XVIII и XIX века, посвященных усадьбам, я всегда наравне с именем художника указывал граверов, то сегодня, у нас книга - результат работы одного талантливого живописца, Рудольфа Жуковского.


Вид правой стороны византийской беседки

Имя Жуковского Рудольфа Казимировича (1814-1886) как и многих других талантов XIX века ничего не говорит широкой общественности. Хотя современники восхищались его работами (к сожалению дошедшими до нас в малом количестве).

У Рудольфа Казимировича много работ в книжной графике: он сотрудничал с журналами «Иллюстрация», «Искра», «Заноза», «Репертуар и Пантеон»; принимал участие и самостоятельно иллюстрировал:

  • Альманах Н. Некрасова Физиология Петербурга. СПб. 1845;

  • А. В. Суворов-Рымникский Историческая повесть для детей. Соч. П. Фурмана. Две части. Спб., 1848;

  • Сементовский Н. Потемкин как казак войска запорожского СПб.: тип. Э.Вайля, 1851;

  • Ершов П.П. Конек-Горбунок СПб.: П. Крашенинников, 1856

  • Елка и Снежный Болван. Из сказок Андерсена. СПб.: Типография и литография А. Траншель, 1875 г.


Вид с балкона господского дома на село Шаблыкино

Выполнил иллюстрации к «Мертвым душам» и к А. И. Герцену «Кто виноват?» и многим другим книгам.

Но настоящими шедеврами его творчества в сфере книжной графики явились:

  • Joukowsky, R. Scenes Populaires Russes. St. Pet., Daziaro, lith. Lemercier a Paris [Русские народные сцены, 1840]. Не менее 48 литографий;

  • Виды Парка при селе Шаблыкино Орловской Губернии в имении Николая Васильевича Киреевского. СПб.: печ. в Лит. М. Бергмана, [1850 ?].

На последней книге мы сегодня и остановимся.


Вид из Федосинской беседки на дом.

Термин «книга художника» = «livre d’artiste» еще не придуман, но «Виды…» можно смело отнести к этой категории. 15 замечательных литографий и титульный лист - результат работы Жуковского.

С годом издания есть вопросы, кто-то указывает 1856, другие исследователи - 1850, при этом ссылаются на заметку Н. А. Основского «Сад в селе Шаблыкино», опубликованную в 7 номере «Журнал садоводства» за 1857 год. Именно из этой заметки современники узнали о подносном издании, выполненном по заказу Н. В. Киреевского только для узкого круга друзей.


Вид на господский дом из села Шаблыкино

Имя Киреевского Николая Васильевича (1799-1870) - знакомо любителям охоты. Помещик и заядлый охотник он являлся не только прототипом персонажей Л. Толстого и И. Тургенева (которые были гостями его усадьбы), но и автором замечательной книги «Сорок лет постоянной охоты» (1860). Свою усадьбу Шаблыкино он превратил своеобразную «охотничью столицу» Орловской губернии.

Для запечатления красот парка был приглашен Жуковский Рудольф Казимирович, уже известный на тот момент живописец. Художник на всех пейзаж парка Шаблыкино отразил труд и отдых его обитателей.


Вид на Ольховый остров.

К огромному нашему сожалению, перед художником не было поставлено задачи - отразить интерьер усадьбы. А жаль, вот что пишет В. Громов:

«В громадном барском доме, по прихоти Киреевского, все украшения, как наружные, так и внутренние, представляли непривычному взгляду довольно странный вид. Начиная с решетки и вплоть до флюгера на крыше дома - все изображало одни принадлежности охоты. Из окон выглядывали медвежьи головы, в углу прятался пушной зверь, вместо ковров разбрасывались звериные шкуры. На стенах висели картины, изображающие псовую охоту. Мебель была сделана из оленьих и лосиных рогов, кабаньих голов, лошадиных ног и т. д.

Странные причуды были у этого помещика - собирателя охотничьих предметов. В одной из беседок, богато отделанной в виде надгробного мавзолея, внутренность здания украшалась более чем оригинально: здесь были собраны все враги пернатых. Над самою дверью царила с распростертыми крыльями и разинутым клювом огромная сова. По стенам, окрашенным черным цветом, были прибиты крылья и головы филинов, орлов, коршунов, кобчиков, ворон, обведенные каймою из мышей, хорьков, ласок. Все это образовывало своего рода узоры в виде звезд, треугольников, розеток и т. п.»


Вид из кьеска синопа на западную часть пруда.

Все рисунки были переведены Жуковским на камень и оттиснуты для издания альбома. Он вышел в двух вариантах: печать в 2 тона и иллюминированными литографиями.

Если первый вариант в ЖЖ представлен достаточно давно, то цветной, раскрашенный от руки, вариант издания представляется впервые.


Вид из Шведовской беседки. Вид на Шведовскую беседку.

Усадьба Шаблыкино дошла до нас только в описаниях, данными в письмах великими писателями, и в рисунках Жуковского, отпечатанных в альбоме. А к творчеству Рудольфа Казимировича мы с Вами еще не раз вернемся.


Вид с грота через Амфитеатр. На грот через Амфитеатр.


Вид с балкона на родительскую беседку. Вид с балкона, вид на вольеру


Вид на Николаевский холм и остров Любезного.


Вид с Ольхового острова


Вид на Швейцарскую беседку. Вид на турецкий кьеск-синоп.


Вид пруда и церкви села Шаблыкино с острова Гага.


Вид на Еловый холм и Византийскую беседку.
Источники:


Титульный лист
Возможно Вас заинтересуют следующие мои заметки:

Соловьев Н.В. Библиография усадеб.

«Виды села Грузина» - самая дорогая книга и памятник самой красивой усадьбе.

Виды села Влахернского - книжный шедевр и усадьба С. М. Голицына

Библиотека князей Куракиных и виды Усадьбы Надеждина

ПутешествияМир искусстваМир библиофила



Внимание!!! Если Вы копируете статью себе на сайт, то оставляйте ссылку непосредственно на эту страницу. Спасибо за понимание.
Copyright © 2016 aldusku.livejournal.com. Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».

1850-е, графика, Россия, иллюстрация

Previous post Next post
Up