Музей «Кошачий кабинет» в Амстердаме

Mar 03, 2016 09:16


    

У входа в Кошачий кабинет 

Если ты читал сказку Редьярда Киплинга «Про Кошку, которая гуляла сама по себе» из сборника «Вот так сказки» («Just so Stories»), и даже если ты не читал эту сказку (обещай мне, что прочитаешь!), ты сразу узнаешь знаменитый рисунок, который сделал сам Киплинг.



Редьярд Киплинг. Кошка, которая гуляла сама по себе

Последуем же, мой бесценный друг и читатель, за этой гордой независимой Кошкой и, позвонив в дверь, войдем в старинный, солидный, истинно-голландский особняк, в котором, хотя он похож на жилой дом, да и был когда-то жилым домом, на самом деле находится музей со странным названием KattenKabinet. Если ты, мой бесценный, не знаешь голландского языка, я переведу для тебя название музея: Кошачий кабинет. В прихожей нас с тобой встретят Любезный молодой человек и две-три Кошки. Пока Любезный молодой человек будет заниматься нашими билетами, приласкай Кошек и, ради всего святого, будь особенно приветлив с рыжими! Почему? Читай дальше, и все поймешь!




Тебе, я думаю, не терпится узнать, откуда взялся на набережной канала Herengracht Кошачий кабинет? Я расскажу, а ты послушай. В прошлом веке жил в Голландии состоятельный финансист и милейший чудак по имени Боб Мейер. Мы с тобой для краткости будем называть его просто Бобом. Почему я считаю, что он был чудаком? Читай дальше, и все поймешь!



Милейший чудак Боб Мейер

У Боба был любимый огненно-рыжий Кот (теперь тебе понятно, почему в Кошачьем кабинете ты должен быть особенно приветлив с рыжими?). Кота Боб назвал Джи. Пи. Морган в честь знаменитого американского финансиста, мецената и промышленного магната Джона Пирпонта Моргана. Боб обожал своего Джи. Пи. Моргана-Кота (не вздумай только назвать его просто Морганом!) и дарил ему на день рождения дорогие подарки. Когда Коту исполнился год, он получил от Боба свой портрет, на десятилетие Кот был увековечен в скульптуре, а пятнадцатилетний юбилей Джи. Пи. Моргана-Кота был ознаменован выпуском стихотворного альбома, посвященного имениннику (копию альбома ты можешь купить у Любезного молодого человека),  и созданием единственного экземпляра «кошачьего доллара» - не даром же Джи. Пи. Морган-Кот был тезкой финансиста, мецената и промышленного магната!





Аарт Клеркс. Кошачий доллар. 1981 г.

На «кошачьем долларе», выполненном художником Аартом Клерксом, вместо портрета американского президента красуется серьезная мордочка Джи. Пи. Моргана-Кота, а священная для американцев надпись «In God we trust» («На Бога уповаем») на оборотной стороне купюры заменена надписью «We trust no dogs» («Мы не доверяем собакам»). Если я скажу, что Джи. Пи. Морган-Кот уже при жизни вошел в историю искусства, это не будет преувеличением, не правда ли, мой бесценный? Но главное еще впереди!



Будь особенно приветлив с рыжими, мой бесценный!



Бальная зала Кошачьего кабинета

Когда в 1983 году, в почтенном кошачьем возрасте 17-ти лет Джи. Пи. Морган-Кот скончался, Боб (теперь ты понимаешь, почему я считаю его милейшим чудаком?) основал Кошачий кабинет - музей памяти своего незабвенного рыжего друга. Специальный фонд, который стал к тому времени владельцем старинного, солидного, истинно-голландского особняка вместе с мебелью и всем, что там было, отреставрировал дом под номером 497 и в 1990 году разместил в нем коллекцию Боба. Так появился единственный в своем роде музей для тех, кто любит искусство и любит кошек.


     

Уголки Кошачьего кабинета

В Кошачьем кабинете есть все, чему положено быть в старинном, солидном, истинно-голландском особняке: бальная зала и столовая, музыкальная гостиная и библиотека, в которой собрана литература о кошках. Здесь есть и зеркала в золоченых рамах, и хрустальные люстры, и массивные шкафы, и дубовые буфеты, и камины с каминными полочками, и канделябры, и по-кошачьи уютные кресла, и мягкие удобные кушетки, на которых ты, мой бесценный друг и читатель, можешь посидеть и отдохнуть. (Только не сядь, ради всего святого, на какую-нибудь Кошку!)







Каких только кошек нет в Кошачьем кабинете!

А на стенах и на полу, на столиках и на этажерках, в специальных витринах и на каминных полочках ты увидишь несколько сотен кошек. В  этом старинном, солидном, истинно-голландском особняке от кошек свободны разве что расписные плафоны на потолке! Здесь есть кошки-статуи из дерева и из бронзы, кошки-статуэтки из фарфора и из керамики, кошки-картины и кошки-рисунки, кошки-гравюры и кошки-плакаты, кошки-гобелены и кошки-вышивки, кошки-веера и кошки-сценические-костюмы к знаменитому мюзиклу «Кошки», фотографии великих людей с их любимыми кошками… Или наоборот - фотографии кошек с их знаменитыми хозяевами?



Веер с кошками

Здесь есть кошки всех времен и народов, кошки со всех континентов и из самых дальних стран, даже из Японии. Здесь есть кошки, изображенные безвестными  народными мастерами, и есть кошки, запечатленные великими художниками: очень маленький рисунок Рембрандта «Мадонна с младенцем, кошкой и змеей» и совсем маленький рисунок Пикассо «Кошка». Но ты, мой бесценный, даже не пытайся самостоятельно найти эти сокровища Кошачьего кабинета! Лучше вернись в прихожую (иди, ради всего святого, осторожно и не наступи случайно на какую-нибудь Кошку!) и позови Любезного молодого человека. Он будет очень рад (ведь он нарочно запрятал эти рисунки, чтобы ты позвал его на помощь!) и с удовольствием покажет тебе, где висит очень маленький рисунок Рембрандта и совсем маленький рисунок Пикассо.



Очень маленький рисунок Пикассо

Обрати особое внимание на работы художников, которые искренне любили кошек. Таков был земляк и однофамилец Боба - Сол Мейер (1877-1965). Выходец из респектабельной еврейской семьи торговцев алмазами, он променял драгоценные камни на живопись и стал художником. Кошки были его любимым сюжетом, и, когда на склоне жизни к Солу Мейеру пришла известность, искусствоведы называли его «кошачьим Рафаэлем».



Фрагмент картины «кошачьего  Рафаэля» Сола Мейера

Французская сюрреалистка Леонор Фини (1907-1996), женщина своенравная и очаровательная, сама была похожа на великолепную кошку. "Кошка нужна человеку для того, чтобы он мог без боязни гладить хищника", - считала Леонор. На многих ее картинах появляются кошки, но какие… Посмотри на графический оттиск с картины Фини «Воскресный полдень» (1980): огромные сильные кошки с умными мордами обращаются с людьми, как с равными. От этой картины пробирает дрожь: кто здесь хозяин, а кто домашний любимец? С оригиналом этой картины Фини не расставалась и всегда возила полотно с собой. Леонор Фини держала дома несколько персидских котов (всего в ее долгой жизни было 19 котов!) и часто рисовала их. Большой рисунок с портретами любимых котов, который висел у Леонор Фини в спальне, недавно переселился в Кошачий кабинет. Не пропусти его, мой бесценный!


      

Леонор Фини. Воскресный полдень. 1980
Любимые коты Леонор Фини

Бальная зала носит имя Теофиля Александра Стейнлена (1859-1923). Он начинал в Париже как обычный чертежник, а стал одним из «отцов» современного плаката. И я полагаю, что именно кошки помогли ему сделаться такой значительной фигурой. Для парижской богемы конца 19 столетия не было зверя важнее кошки. Каких только символов - философских, поэтических, мистических - не видели в ней! И совсем не случайно легендарное парижское кабаре на Монмартре, в котором, по словам его основателя Родольфа Салиса, можно было «похлопать по плечу самых известных людей Парижа и встретить иностранцев со всех концов земли», называлось «Le Chat Noir» - «Черный кот». И совсем не случайно именно Стейнлен, обожавший кошек (его парижское жилище друзья называли «кошачьим домом»), создал для кабаре знаменитый плакат с желтоглазой, грациозной, абсолютно черной  кошкой. Этот плакат,  вместе с  другими кошачьими шедеврами Стейнлена, мы с тобой увидим в бальной зале.


   

Уголок в зале Теофиля Стейнлена
с плакатом кабаре  «Le Chat Noir». 1896 г.

В жизни голландской художницы Генриетты Роннер-Книп (1821-1909) были «собачий» и «кошачий» периоды. Она запечатлела сотни котов, кошечек и котят в самых разных - иногда очень забавных - жизненных ситуациях. Немного сентиментально, но очень мило!


  

Случайно не наступи и не сядь на какую-нибудь Кошку, мой бесценный!

Кошек, написанных русскими художниками, мы тоже встретим в Кошачьем кабинете. Николай Александрович Тархов (1871-1930) родился в России, был близок объединению «Мир искусства», с 1911 г. жил во Франции, где много работал, участвовал в выставках, но умер в безвестности. Возможно, тебе не очень хорошо знакомо  имя этого художника. Тем более - внимательно посмотри на ярких, декоративных кошек Тархова.
Не забудь взглянуть из окна на внутренний дворик с садиком. Невидимый с улицы зеленый дворик - непременная принадлежность старинных, солидных, истинно-голландских особняков. Дворик Кошачьего кабинета отличается тем, что в нем стоят садовые скульптуры кошек, которые не боятся жить на свежем воздухе.




Моя любимая Кошка

Я надеюсь, что после этого рассказа ты, мой бесценный друг и читатель, оказавшись в городе Амстердаме, обязательно отправишься в Кошачий кабинет. Даже если ты очень любишь искусство, но не очень любишь кошек. Вернее, тебе только кажется, что ты их не любишь, потому что ты еще не встретил свою Кошку. Мы с моей любимой Кошкой желаем тебе поскорее ее найти!



19 век, графика, живопись, Голландия, 20 век, музеи, скульптура

Previous post Next post
Up