Ох, ну это долго рассказывать... Восстание 1916 года хорошо отражено в документах - в интернете есть, к примеру, очень хороший сборник "Восстание 1916 г. в Средней Азии и Казахстане" (М., 1960), который полностью раскрывает картину. Восстание 1916 г. - это стихийный и неконтролируемый бунт против мобилизации на тыловые работы, как правило, представлявший собой нападение на местную администрацию, уничтожение списков и убийство должностных лиц. Но при этом бунтовщики, за редким исключеним, не трогали русских поселенцев. В общем, массовые волнения. Партизанская война, по сути, касается лишь нескольких регионов - в первую очередь юга Семиречья, который было более отсталым и диким, чем север, и где жили более воинственные племена киргизов и казахов, испытывающих сильную эксплуатацию пришлого русского населения. Вот там борьба русских и киргиз приобрела все черты межнациональной розни на уничтожение. Что касаемо других районов, то подобные явления обнаруживались также среди туркменских племен, известных своим разбойничеством, и в Джизакской волости, где местная феодально-религиозная верхушка завладели массовым недовольством и под лозунгами ислама, ненависти к русским и присоединения к Турции устроила антирусский погром. Басмачество же - вещь чрезвычайно многогранная и касается, собственно, всей совокупности борьбы туземного населения с советской властью. Но в основе своей - это политическая борьба местных феодально-религиозных элементов с революционным движением. Отсюда любые политические изгибы руководителей басмачества, которые координировали свои усилия с интервентами, белогвардейцами, местным офицерским подпольем и "крестьянской самообороной" Монстрова. Это, конечно, не отменяет того, что басмачам удавалось завлечь в свои ряды массы наиболее отсталых и фанатичных районов - особенно упорно, к примеру, держалась Локайская долина, чьи жители были независимыми, очень воинственными, достаточно обеспеченными, считали себя потомками Чингисхана и о том, что представляет собой революция, толком даже не слышали. Так что нечто общее, особенно по форме, между двумя историческими явлениями, конечно, есть, но в целом это явления разные.
Восстание 1916 года хорошо отражено в документах - в интернете есть, к примеру, очень хороший сборник "Восстание 1916 г. в Средней Азии и Казахстане" (М., 1960), который полностью раскрывает картину. Восстание 1916 г. - это стихийный и неконтролируемый бунт против мобилизации на тыловые работы, как правило, представлявший собой нападение на местную администрацию, уничтожение списков и убийство должностных лиц. Но при этом бунтовщики, за редким исключеним, не трогали русских поселенцев. В общем, массовые волнения. Партизанская война, по сути, касается лишь нескольких регионов - в первую очередь юга Семиречья, который было более отсталым и диким, чем север, и где жили более воинственные племена киргизов и казахов, испытывающих сильную эксплуатацию пришлого русского населения. Вот там борьба русских и киргиз приобрела все черты межнациональной розни на уничтожение. Что касаемо других районов, то подобные явления обнаруживались также среди туркменских племен, известных своим разбойничеством, и в Джизакской волости, где местная феодально-религиозная верхушка завладели массовым недовольством и под лозунгами ислама, ненависти к русским и присоединения к Турции устроила антирусский погром.
Басмачество же - вещь чрезвычайно многогранная и касается, собственно, всей совокупности борьбы туземного населения с советской властью. Но в основе своей - это политическая борьба местных феодально-религиозных элементов с революционным движением. Отсюда любые политические изгибы руководителей басмачества, которые координировали свои усилия с интервентами, белогвардейцами, местным офицерским подпольем и "крестьянской самообороной" Монстрова. Это, конечно, не отменяет того, что басмачам удавалось завлечь в свои ряды массы наиболее отсталых и фанатичных районов - особенно упорно, к примеру, держалась Локайская долина, чьи жители были независимыми, очень воинственными, достаточно обеспеченными, считали себя потомками Чингисхана и о том, что представляет собой революция, толком даже не слышали.
Так что нечто общее, особенно по форме, между двумя историческими явлениями, конечно, есть, но в целом это явления разные.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment