(Разговор с главным дизайнером компании Hermes Хилтоном МакКоннико)
Уже много лет назад, на заре знакомства широких масс с деятельностью дизайнеров, которые еще и интерьеры делают (до этого периода профессия дизайн, в основном, ассоциировалась с промышленным дизайном или модельерами) удалось пообщаться с ведущим дизайнером фирмы Hermes МакКоннико Хилтоном (McConnico Hilton). Это был 1998 год. Третьяковка представляла знаменитую компанию, а МакКоннико создал выставочное пространство в музее. Пресса в 1998 году еще не гонялась, да и не знала этих мировых звезд (я тоже), но благодаря некоторым знакомствам в музее мне удалось взять на тот момент единственное, и получается эксклюзивное интервью (чем немного горжусь).
Дизайнер компании Hermes Хилтоном МакКоннико
Небольшое историческое отступление личного характера.
Впервые, о том, что есть специальные люди, которые как-то по-особенному расставляют мебель в доме и подбирают цвет стен, я услышала году так в 1976 (мое школьное детство). Дело было в Таллине. Наша соседка, мамина приятельница где-то случайно познакомилась с художником вот такой экзотической на тот момент специальности - дизайнер. Мы, как люди русские, снисходительно к этому относились - эстонцы, Западу подражают. За свою работу этот дизайнер предложил заплатить соседке 1 тыс. рублей! Эта сумма произвела на всех неизгладимое впечатление, в том числе и на мои неокрепшие подростковые мозги. Наверное, поэтому я все это запомнила. К слову, 1 тыс. рублей в 1976 году - это было очень много. По ощущению, это был эквивалент сегодняшним $10.000-$15.000. Как вы понимаете, соседка сказала, что за такие деньги она сама кому угодно, что угодно придумает...
Шли годы. Мне кажется, что сознание широких масс перевернул магазин Ikea. Люди перестали сомневаться, что дизайн интерьеров - это что-то сродни шаманству и надувательству. Очень люблю Ikea за то, что они продают именно ИДЕИ. И магазины мебели волей-неволей должны были перестать складами готовой продукции.
А теперь от Ikea плавно возвращаюсь к Hermes. Хилтон (это имя) МакКоннико - ведущий дизайнер Hermes уже несколько десятилетий. Выходец из Америки, из Мемфиса(родной город Элвиса Пресли). В 1965 году 22-летним молодым человеком приезжает в Париж и работает декоратором в кино. Он пересекает с Трюффо по работе в фильме "Веселенькое воскресенье". Чуть позже параллельно начинает работать на знаменитые дома Лапидус, Ив Сен Лоран, Виши, Ланком. Придумывет для этих компаний рекламу. Дальше - больше. За заслуги в кино в 1983 получает Сезар, и после этого решает уйти из него, остановиться на этой высокой ноте.По его словам было трудно принять решение уйти из кинематографа.
Выставка в Третьяковке называлась "Hermes - мечты, вытканные из шелка". По просьбе президента компании МакКоннико придумал путешествие - открытие в мир шелковых грез.
Музей - пропелеи из платков
Платок Злато скифов
Здесь не было в привычном понимании художественной экспозиции, обычной развески или нелепых инсталляций. Вся экспозиционная площадь была отдельно выделена из общего пространства музея, все автономно. На мой дурацкий вопрос, что все это означает, он ответил, что хотел заставить реагировать чувства человека на цвет, свет, звук и даже запах... Да, да, запах, отдавая дань уважения "прародительницы" фирмы - лошади. В залах, связанных с ее тематикой не навязчиво пахло конюшней... Со сменой павильонов менялась музыка, освещение.
иногда работал вентилятор и создавал ветер, направленный на платки.
На мой вопрос (1998 год, имейте снисхождение) складывается ли во Франции такая ситуация, когда высоким искусством становится оформление пространства, какого-либо объекта, он отвечает: "Не буду говорить о других странах. Но во Франции все зависит от обстановки в магазинах или других сферах, где соприкосновение и общение людей стало тесным, специфическим и перешло в графическую форму. И уже глаз человека привыкает к тому, чтобы охватить очертания предметов, которые вокруг него, и , естественно, ходя по улицам, люди замечают эти произведения. Цель их быть, с одной стороны, простыми, а с другой, - изощренными одновременно, но, во всяком случае, нестандартными. Касается это вещей единичных. Как только речь пойдет об индустриализации, о серийных образцах - уже другой разговор".
Платок Волосы
Платок Музыка
В своих работах он никогда не использует компьютерные технологии. Хотя иногда его инсталляции-головоломки кажутся очень сложными и заставляют усомниться в этих его утверждениях. Любит эпатировать публику своими добрыми смешными находками.
"Когда что-либо происходит неожиданно, это заставляет думать иначе, размышлять по-другому.Как правило, люди думают всегда одинаково. Мозг огромный, а работает только его небольшая часть. Видя эпатаж, человек вынужден включить неиспользуемые резервы".
"Во Франции я известен, как человек цвета. Люблю красный как рождение, красный как смерть... как губы, которые пробыли всю ночь на моем плохо выбритом подбородке... красный как слишком спелый... как очень уставшие глаза... Я люблю красный".
Витрина в Париже
Красиво. Мне показалось, что все его художественные образы выстраиваются из слов доброго человека, не расставшегося с иллюзиями детства. Какой-то он очень незамутненный и прозрачный. Я спрашивала его, какой музей, если он ходит туда, ему нравится. Он ответил, что очень любит в Лувре галерею старых стен этого музея. Есть там такое место - это часть первых построек Лувра, где нет ничего кроме каменной кладки и подсветки. Действительно, настоящее и красивое место. Искусство по мнению МакКоннико - это роль в жизни, это какео-то место, поэтому оно должно приносить счастье и не давать ощущение вины. Все, творимое художником, должно возвышать.
На тот момент Хилтон был в Москве пятый раз. И как-то после посещения нашей страны, начал писать сценарий. Я не знаю, где он потом его использовал,ил нет. Это грустная история о двух братьях. Один из них работал в маленьком магазинчике, где продавал посуду, а по вечерам играл на скрипке в небольшом ресторане. Другой был кровельщиком, и весь день его проходил на крыше. Суть истории сводилась к тому, что цивилизация определяется не только тем, что воздвигаются большие здания, но и той терпимостью, которую она воздвигает в сознании людей.
Размышляя о грустном, художник Хилтон МакКоннико возвращает зрителей к истокам их души, в детство, когда мир кажется странным, неожиданным, полным ярких цветов и сказочных звуков:
"Я хотел бы умереть от передозировки жизнью!.."
Слава богу, он жив. И после 1998 года сделал массу интересных проектов: концепция интерьеров фантастического Дома Hermes в Токио, выставки в наших бутиках Hermes в Москве. К сожалению, попасть на такие мероприятия теперь проблематичнее. Придумывает новые формы кроватей для Treca, лампы для Drimmer, формы бокалов для St.Louis, темно-фиолетовый рояль на стеклянных ножках для "Пейель", ковры и бижутерию.
Дом Hermes в Токио
Читаю его интервью сейчас,и вижу, что не лукавит, когда ему задают очень умные вопросы о современном дизайне, а он добродушно говорит, что если бы знал что это такое это такое, то обязательно бы ответил. Ну , в общем-то, он прав, он им занимается.
Последние годы как-то особенно остро на фоне глобализации всего, понимаешь, что такие компании, как Hermes, уже несут культурно-просветительскую функцию. А магазины - не совсем магазины, а в некотором смысле музеи, где продаваемые экспонаты - уже артефакты, а покупатели еще и посетители музея.
P.S. Шелковый платок-каре Hermes родился в 1937 году из союза мастеров Парижа и Лиона. Жанр изобретен почти случайно, как продолжение традиции цветных платков пехотинцев, с напечатанным на них заданием. Работа с этими платками очень трудоемкая. Одних накатов разного цвета может быть от 35 и дальше.
И еще... Как правильно носить каре? Каре Hermes нужно повязать вокруг шеи утром, не глядя на себя в зеркало, и не дотрагиваться до него весь день.