На днях открылась выставка в галерее Проун, которая совершено перевернула, во всяком случае мое представление, и о советских тканях, и об ивановских ткачихах, и даже о халатиках, которые уж которые десятилетия носят наши очень пожилые женщины, не хочется говорить бабушки.
Не больше, не меньше - это, действительно, высокое искусство. С 17-м годом изменилось многое, но особенно, мировоззрение. И вот в 20-30-х годах это коснулось и тематики тканей, которые использовались в индпошиве, также, кстати, называется и выставка.
Любовь Попова. Эскиз пальто 1924г.
Помимо, непосредственно образцов самих тканей, меня заинтересовали несколько фото здесь, на экспозиции. Понятно, фотограф Родченко в представлении не нуждается, но все же...Еще не зная кто это, увидела лица двух молодых женщин, лица, которые лучились счастьем,творческой энергией. Это Варвара Степанова и Любовь Попова (Родченко, 1924 г.). Первая является выдающимся мастером русского авангарда, и еще женой Родченко. Она же является радикальным новатором текстильного дизайна, исполнив 150 рисунков для первой ситценабивной фабрики.
Спортивный костюм, специально разработанный Варварой Степановой в 1924 г.
Демонстрирует актриса Евгения Жемчужная.
Любовь Попова - художник, график, дизайнер. Училась у Юона, брала уроки живописи в Италии и Франции, много работала с Малевичем, Весниным, Татлиным. Будучи профессором Вхутемас и Инхук (Институт художественной культуры) она умерла совершенно неожиданно от скарлатины, перед тем незадолго потеряв мужа, а за несколько дней до своей смерти и сына. Умерла на взлете таланта. Но здесь на фото - еще ничего не предвещает трагедии. Отличительной чертой ее стиля рисунка является не космическая оторванность, как у многих соратников, а наложение на кубизм и итальянской классики и плоскостного пространства иконы.
Варвара Степанова и Любовь Попова, 1924г.
Фотография А. Родченко.
И конечно, фото Лили Брик. Куда же без нее, музы всех поэтов и художников. Сквозь годы на фото ясно просвечивает ее мощь, уверенность в себе, и, извините, стервозность. Последнее, как будто бы, сейчас является неотъемлемой частью привлекательности женской и ее сексуальности. На выставке, кстати, есть несколько книг из частных собраний коллекционеров, переплетенных в ткань. Одна из них в ткани из юбки Лили Брик(!). Вот вам и стерва, почти "святые мощи".
Лиля Брик в золотом платье.
Теперь немного о Высокой моде. Известно, что Шанель и русский балет друг другу многим обязаны. Габриель Шанель делала эскизы костюмов к балетам Дягелива, иногда финансировала постановки, она же помогла проводить в последний путь Дягилева(об этом писал Серж Лифарь). Но и наше художественное влияние было существенным в творчестве Великой мадемуазель. Повлияла на нее и дружба с Великим князем Дмитрием Павловичем. Когда Шанель открыла мастерскую по вышивке, то главным художественным руководителем там была сестра Великого князя.
Шанель, костюм, 1930г.
В начале 20-х было открытие предприятие "Ткани Шанель". Возглавил его художник, уже известный в Париже футурист Илья Зданевич. В основном разрабатывал рисунки к тканям джерси, на которых строился новый стиль женских костюмов. Интересовали его опыты смешения и наложения цветов в орнаменте.
Рисунки Зданевич для Шанель.
И почти одновременно, в Твери тем же самым занимается Иван Сундуков. Эта фамилия - открытие директора галереи. Фактически из небытия открыто замечательное имя и его не менее замечательные работы. Художник родился в деревне Романова под Тверью. Сумел поступить во ВХУТЕМАС. Закончил его с дипломом художника по текстилю, и вернулся в Тверь, где и стал у основания Тверской мануфактуры. На выставке представлены удивительные миниатюры его эскизов, тщательные, доведенные до совершенства вкуса и исполнения. Если условия Парижа и Твери, то сами понимаете, вызывает не только восторг, но удивление уровень художественной культуры самого мастера, да и отношения к людям, для которых предназначался конечный продукт. Тут даже близко нет никакой клюквы "а ля рюс". Надо иметь ввиду, что эскизы выполнены в натуральную величину плетения ткани, то есть очень маленькие (в размер двух спичечных коробков).
Рисунки тканей И. Сундукова.
Несколько лет назад на французской интерьерной выставке видела обивку на диванах, которую предложил Армани. Она удивила своим костюмным подходм. как показывает время не пошла. Но вот сами ткани Сундукова были бы очень близки господину Армани. Их творчество лежит в одной плоскости. Были представлены и замечательные эскизы и образцы с пионерской, советской, трудовой символикой, где рисунок ткани превращается в законченный и ясный орнамент. Или точнее, рисунок ткани становится футуристической картиной о советском прошлом или будущем, как кому больше нравится.
Вот такая замечательная культурная акция галереи - для меня реабилитировала целой пласт материальной культуры, превратив ситчик в Высокое искусство "От кутюр".
Рисунки тканей, автор неизвестен.