дон Педру, венценосный композитор

Oct 28, 2009 07:33

Жил некогда такой замечательный во всех отношениях товарищ дон (как же иначе!) Педру де Браганца, Был он португальским принцем и однажды стал первым из двух императоров Бразилии (той самой, где много диких обезьян). Среди прочих талантов дона Педру Первого был и такой - он любил музыку и сам ее писал. Вот однажды император взял, да и сочинил для своей империи гимн:

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c0/Dom_Pedro_compondo_hino_da_independencia.jpg

(Побывавший как раз в эти годы в Бразилии русский капитан Коцебу написал о бразильской парадной музыке так: «командиры полков получили право одевать полковые оркестры по собственному усмотрению; вкусы у них оказались весьма несхожими, и потому получился полнейший разнобой. Преобладали азиатские костюмы. Одни музыканты нарядились турками, другие - индусами и т. п. А в одном из полков весь костюм музыкантов состоял из множества разноцветных перьев, украшавших голову и тело, но едва прикрывавших наготу. Между прочим, эти музыканты играли хуже всех».)

Но музыка музыкой, а вот боевого крещения императорская армия еще не получила - португальцев вытеснили без лишней крови, никаких особых битв за независимость не было, не то, что в соседней испанской Америке. И вот в 1825 году у бразильского оружия появился, наконец, шанс покрыть себя лаврами - против власти императора восстала недавно завоеванная провинция Цисплатина, нынешний Уругвай. После года-двух партизанской войны на стороне повстанцев выступили Соединенные провинции Ла-Платы, теперешняя Аргентина. Окрыленная жаждой победы императорская армия выступила в поход, а ювелиры Рио-де-Жанейро в поте лица трудились над комплектами новеньких орденов для будущих победителей.

В обозе командующего маркиза Барбасены ехал на юг запечатанный кожаный кофр. Что в нем хранилось, стало известно 20 февраля 1827 года, когда в месте под названием Пассу ду Росариу (аргентинцы называют его Итузаинго) бразильцы встретились с объединенной аргентинско-уругвайской армией генерала Альвеара. И очень быстро выяснилось, что немецкие наемники и бразильские новобранцы во главе с набранными из плантаторов маркизами и баронами это, мягко сказать, слабовато против суровых конных гаучо под командованием кадровых офицеров, прошедших по колено в крови от Буэнос-Айреса до Лимы. В результате, как это обычно писалось в бюллетенях, «армия Его Императорского Величества отошла на заранее подготовленные позиции».

http://www.geocities.com/ulysses_leal/ituzaingoimage.html

В руки победивших аргентинцев попал и заветный маркизский ящик. Когда его раскрыли, там вопреки ожиданиям, не оказалось ни золота, ни алмазов, а только листок с нотами. Это был новый марш, написанный императором, - по замыслу его полагалось впервые исполнить на поле битвы в честь победы Бразилии. Аргентинцы этого не знали и потому решили поиграть сами. И надо же - понравилось! С новым маршем победители вернулись домой, устроив по прибытию очередной переворот. Правительство пропало, а вот музыка осталась. С тех пор при каждом появлении президента Аргентины в публичном месте оркестр играет «марш Итузаинго». Вот, он, кто хочет послушать:

http://www.cdtradition.net/repertoire/CDTR010201_2.php

А дон Педру через пару лет отрекся от престола, уехал в Португалию и стал там принцем-регентом при своей дочери королеве Марии. Писал ли он в Лиссабоне марши история, правда, умалчивает.

Бразилия, монархи, Аргентина, 19 век

Previous post Next post
Up