Click to view
Днем 3 октября 1993 года в Москве началась драматическая развязка событий, последовавших за подписанием президентом Борисом Ельцина указа № 1400 и решениями депутатов, принятых в отсутствии кворума. Вот как о кворуме вспоминает депутат Верховного совета, один из авторов российской Конституции Виктор Шейнис: «23 сентября в 22 часа открылся Съезд, было объявлено, что прибыли и зарегистрировались 638 депутатов, а кворум рассчитывается от невесть откуда взявшегося количества - 941 (на IX съезде в марте числилось 1037 избранных депутатов). То есть собрание депутатов, поименовавшее себя Х съездом, до двух третей не дотягивало и законным правовым статусом не обладало изначально. Чтобы поправить дело, ВС 23 сентября внес изменения в закон о статусе депутата, которые позволяли прекращать полномочия депутатов, поддержавших государственный переворот или не явившихся на съезд без уважительных причин, досрочно. На следующий день это изначально неправомочное собрание лишило полномочий 98 депутатов: трех - как занимающих посты в федеральной исполнительной власти и 95 - как то ли поддержавших переворот, то ли не явившихся в собрание без уважительных причин. 24 сентября число зарегистрированных депутатов возросло сначала до 653, чуть позже - до 689, но и это не дотягивало до законного кворума. В последующие дни число присутствовавших стало снижаться до 300, 250 человек и еще менее. 2 октября в регламент внесли изменение, уменьшив кворум с двух третей до половины состава, но и это не сделало собрание правомочным. Иными словами, решения таявшего на глазах собрания, поименовавшего себя Х Съездом, юридически были ничуть не более легитимны, чем указ №1400. Конечно, можно было ссылаться на условия «крайней необходимости», но тогда следует отдать отчет в том, что вопрос переводится из правовой в политическую плоскость».
Сначала толпа прорвала цепочку солдат Внутренних войск на Зубовской площади и захватила 10 военных автомобилей. Затем оцепление было прорвано на Крымском мосту, где у ОМОНа были захвачены щиты и дубинки. Толпа, таким образом, дошла до Белого дома, в ходе шествия были ранены два сотрудника милиции, а также разбиты стекла многих троллейбусов. ОМОН начал противодействовать демонстрантам, чтобы предотвратить массовые беспорядки у Белого дома и мэрии, появились первые жертвы с обеих сторон.
Около 16.00 Александр Руцкой с балкона Белого дома призвал собравшихся начать штурм мэрии и телецентра в Останкино. Этот призыв остановил переговоры по урегулированию политического кризиса, который проходили при посредничестве РПЦ. По некоторым данным, стороны были готовы на нулевой вариант - досрочным выборам президента и депутатов. Приехавший в Кремль Борис Ельцин подписан указ о введении в Москве чрезвычайного положения.
Толпа под предводительством Альберта Макашова к 17.00 захватила здание мэрии Москвы на Новом Арбате, охрану которой генерал призвал сдаться. Ряд чиновников были избиты, захвачены и доставлены в Белый дом.
Между тем, брошенная ОМОНом и Внутренними войсками техника перешла к собравшимся у Белого дома. В частности, к ним перешли несколько БТР.
После захвата мэрии толпа во главе с Альбертом Макашовым и Виктором Анпиловым направилась к телецентру в Останкино, милиция не предпринимала попыток остановить ее. Отряды вооруженных людей ехали к телецентру на военных автомобилях. Прибыв на место, Макашов потребовал прямого эфира. Он вышел из военного УАЗ с вооруженной автоматами охраной, среди собравшихся был также человек с гранатометом. В этом время в Останкино были стянуты подразделения дивизии им. Дзержинского и отряд спецназа МВД «Витязь».
В 19:00 здание телецентра охраняли около 480 сотрудников милиции и внутренних войск, представлявших различные подразделения. Эфир был прерван, поскольку начался штурм здания сторонниками Верховного совета. Подразделения МВД открыли ответный огонь. В результате боя были потери с обеих сторон, также погибли несколько работников телецентра. Атака была отбита примерно в 20.30.
Спустя несколько лет и Александр Руцкой, и Руслан Хасбулатов назвали решения о штурме телецентра ошибочными и даже провокационными.
К моменту окончания штурма телецентра Борис Ельцин отправил в отставку с поста вице-президента Александра Руцкого.
Вещание телевидения было организовано из студии на 5-й улице Ямского поля, где располагался студийный комплекс Российского телевидения. Оттуда Егор Гайдар призвал москвичей выйти на улицы для противостояния угрозе возврата диктатуры. Откликнувшиеся на призыв, стали строить баррикады в центре Москвы и формировать отряды самообороны.
К ночи Белый дом был отключен от всех коммуникаций, а в Москву стали стягиваться дополнительные военные подразделения, в частности, бойцы Таманской дивизии. Стычки между военными и демонстрантами происходили по всему центру столицы - от Ленинградского вокзала до стадиона «Красная Пресня» около Белого дома.