Click to view
В ночь с 20 на 21 августа бронетехника начала маневры у Белого дома, одни воинские подразделения предполагалось заменить другими. Однако защитники здания Верховного Совета РСФСР посчитали, что началась подготовка к штурму и люди стали препятствовать маневрам, загораживая коридоры баррикадами и собственными телами (многие ложились под танки). Некоторые даже бросали в бронетехнику бутылки с зажигательной смесью. Комендант Москвы Николай Смирнов позже утверждал, что никаких приказов о штурме на тот момент не было.
В результате столкновений пролилась первая кровь. Несколько военнослужащих получили ранения, а трое защитников Белого дома - Владимир Усов, Дмитрий Комарь и Илья Кричевский погибли.
Также ночью главком ВВС маршал авиации Евгений Шапошников требует от министра обороны Дмитрия Язова вывести из Москвы войска. Позже, на коллегии Минобороны Шапошникова поддержали главкомы ВМФ и РВСН, после чего Язов отдал команду выводить воинские подразделения из Москвы.
ГКЧП оказывается на грани провала. Утром на совещании у вице-президента Янаева была сформирована делегация в составе Язов, Крючков, Лукьянов и Ивашко для поездки в Форос на переговоры с президентом СССР Михаилом Горбачевым. Днем туда же вылетели вице-президент РСФСР Александр Руцкой и российский премьер Иван Силаев. Они повезли с собой в том числе постановление Верховного Совета РСФСР, осуждающее ГКЧП, принятое несколько часов назад.
Делегацию ГКЧП Горбачев не принимает и требует восстановить связь с внешним миром. Во время его встречи с Руцким и Силаевым, оставшийся в Москве Янаев принимает решение о роспуске ГКЧП. Через несколько часов Генеральный прокурор РСФСР Валентин Степанков выносит решение об аресте пучистов.
Хронику событий августа 1991 года на портале «Твоя история».