Click to view
Песня «Родина». Музыкант сочинил ее в 1989 году, когда жил в маленькой деревне, где его мать ухаживала за доживавшей последние дни бабушкой. Юрий как раз прочитал роман «Доктор Живаго» Бориса Пастернака. Произведение настолько потрясло Шевчука, что он по его мотивам «буквально на коленке» написал слова будущей композиции.
Сегодня свое 60-летие отмечает один из самых известных российских рок-музыкантов, лидер группы ДДТ Юрий Шевчук.
Юрий Юлианович родился в Магаданской области. До шести лет он увлекался рисованием, а в музыкальную школу пошел в 1964 году, когда семья перебралась в Нальчик. В 1970 году она оказалась в городе Уфа, где прошла юность Шевчука. Протекающей в Башкирии реке Агидель посвящена его песня «Белая река».
Свои навыки художника и начинающего музыканта Юра развивает в изостудии при Доме пионеров и школьном ансамбле - «Вектор». Шевчук самостоятельно учится играть на музыкальных инструментах - осваивает баян и гитару, а его рисунки неоднократно получают награды на различных конкурсах, в результате чего он задумывается о своей будущей судьбе профессионального художника. Восьмиклассником Шевчук нарисовал на своей футболке распятие и написал «Иисус был хиппи». За хождение в этой футболке по городу его задержала милиция.
После окончания школы в 1975 году Шевчук поступает на художественно-графический факультет Башкирского государственного педагогического института. Там же он играет в студенческом театре, но встает перед сложным выбором - живопись или музыка. Выбор был сделан в пользу появлявшегося тогда в СССР рока и Шевчук начал исполнять кавер-версии западных рок-групп.
Получив диплом художника, Шевчук попадает по распределению на три года в сельскую школу в башкирский посёлок Иглино. Даёт уроки рисования и параллельно играет в группах «Вольный ветер» и «Калейдоскоп», выступает на школьных вечерах, праздниках в домах культуры. За свои первые музыкальные опыты Юрий получает приз на конкурсе авторской песни.
В это время Юрий сталкивается с первой критикой властей за преобладание в репертуаре музыкантов ритмов рок-н-ролла, который в конце 70-х годов XX века признавался чуждым явлением в советской культуре. Его творчество было пронизано влиянием популярных тогда в определенных кругах Галича, Окуджавы, а также Высоцкого и поэтов Серебряного века. Интерес у Юрия вызывала и литература - он увлекался чтением Библии, а также запрещенных в те годы Солженицына и Оруэлла.
В конце 1979 года по рекомендации общего знакомого Шевчук был приглашён в безымянную группу, которая репетировала в местном ДК «Авангард». Так появляется рок-группа, которая скоро станет известна как «ДДТ». К этому времени Юрий писал стихи, и исполнял их под гитару. Ребята начали выступать на студенческих вечерах, в ресторанах, кинотеатрах и домах культуры - практически на любых площадках. Они даже записывают свой первый магнитоальбом из семи песен, известный сегодня под названием «ДДТ-1». Репертуар группы балансирует между популярными в те годы хард-роком, рок-балладами, ритм-энд-блюзом и рок-н-роллом, и почти сразу в песнях начали проявляться фольклорные интонации.
В 1980 году в связи с избиением капитана милиции Шевчук был приговорён к 15 суткам ареста, ему грозила уголовная ответственность, но, по его словам, его «отмазал» отец. Шевчук отозвался об этом эпизоде так: «Я о многом подумал. Я оттуда вышел лучше».
В 1982 году Шевчук приезжал в город Горький, чтобы встретиться с находившимся в ссылке Андреем Сахаровым, но его не пропустили к дому Сахарова. Тогда же «Комсомольская правда» объявила первый всесоюзный конкурс «Золотой камертон», в котором принимали участие группы со всей страны, присылая свои записи. Группа Шевчука прошла первый тур и, когда возникла необходимость в официальном названии коллектива, родилось название «ДДТ». А группа стала лауреатом этого конкурса с песней «Не стреляй», посвященная войне в Афганистане просто которой боролся Сахаров.
В 1984 году после выхода альбома «Периферия», в котором Шевчук рисует не особо привлекательную картину жизни в глубинке, отношения с властями снова складываются неудачно. Концерты несколько раз запрещают, но это лишь прибавляло молодым музыкантам популярности среди слушателей. В итоге Шевчука вызывают в местные отделения КГБ СССР и ВЛКСМ и предлагают во избежание более серьёзных неприятностей покинуть Уфу. В подтверждение тому в прессе начинается травля Шевчука, которого даже называют «агентом Ватикана» за текст песни «Наполним небо добротой», а группе запрещают записываться на студиях. Шевчука исключили из ВЛКСМ. Некоторые поклонники собирали подписи в поддержку группы.
Из Уфы музыканты переехали в Свердловск, где Юрий Шевчук играл в группе «Урфин Джюс» на танцах, но вскоре ему пришлось уехать и оттуда. Шевчук колесит по стране, выступает на квартирах друзей. Так в марте 1985 года с малоизвестным тогда Александром Башлачёвым Шевчук сыграл на полулегальном концерте в 6 аудитории Ленинградского ветеринарного института (Московский пр. д. 99) в Ленинграде - чудом сохранившаяся запись этого концерта в 1995 году была опубликована под названием «Кочегарка».
Кроме того, артист бывает в Москве, где играет на «квартирниках» - соло или дуэтом со скрипачом, гитаристом и певцом Сергеем Рыженко. Один из таких концертов был записан и позднее разошёлся по стране как альбом «Москва. Жара».
В конце 1985 года Юрий окончательно переезжает с семьёй в Ленинград, где как и многие представители его поколения - молодые рок-музыканты и художники, он работает дворником, кочегаром, ночным сторожем и активно пишет песни. По сути это была уже другая группа; из уфимского ДДТ остался только Сигачёв, но и он скоро ушёл.
Весной 1987 года - «ДДТ» представляют свою концертную программу на 5-м Ленинградском Рок-фестивале, где признаются его главным открытием. В том же году Шевчук играет на видеофестивале «Рок-87», на всесоюзных рок-фестивалях в подмосковной Черноголовке и Подольске. Летом 1988 «ДДТ» повторяет свой успех на 6-м фестивале рок-клуба, триумфально проезжает с концертами по всей стране от Балтики до Камчатки и записывает альбом своих лучших песен «Я получил эту роль» (1989) для ленинградского отделения фирмы «Мелодия».
Начало 90-х годов изменило расстановку сил на сцене, что отражалось и на моделях поведения отечественных рок-музыкантов; известно, например, что Юрий Шевчук открыто конфликтовал с Николаем Расторгуевым из «Любэ» на презентации «Чёрного альбома» в январе 1991 года.
Культовые фигуры рок-движения страны становятся менее агрессивны в своих стихах, музыке, чем поп-музыканты, которые в это время занимают основные концертные площадки страны. Но Юрий Шевчук и его группа «ДДТ» продолжает свой курс, записывая новые песни и альбомы - лирические, философские, социальные. Тяжелым для Шевчука выдался 1992 год - умирает от рака еще жена Эльмира. Ей он посвящает свой альбом «Актриса Весна».
С этого времени основная цель Шевчука - проведение больших концертных программ («Черный Пёс Петербург», «От и до» и др.). 20 мая 1993 года, в честь дня рождения Санкт-Петербурга, группа дала открытый концерт на Дворцовой площади, на котором присутствовало 120 тысяч человек. Тем же летом группа приняла участие в международном фестивале «Белые ночи Санкт-Петербурга» в Берлине, а осенью была удостоена престижной музыкальной премии «Овация» как лучшая рок-группа года, а Шевчук был признан лучшим рок-певцом года.
В то же время Шевчук остро реагирует на события в стране - вооружённое противостояние 1993 года, войну в Чечне и старается быть всегда в центре событий, часто выступает с критикой российских властей, даёт интервью на острые социальные темы. В 1995 году состоялась поездка Юрия Шевчука в Чечню. Он беседует с солдатами в блиндажах и укрытиях, выступает с акустическими концертами, несколько раз попадает под обстрел. В этой поездке Шевчук делает трагическую по своей сути видеосъёмку, где просит солдат представиться и назвать свой родной город. Через несколько лет стало известно, что из двух десятков парней, увековеченных на плёнке, с войны вернулся только один. После подписания Хасавюртовского договора о мире Юрий Шевчук провёл концерт на стадионе «Динамо» в Грозном осенью 1996 года для жителей Чеченской республики. Это был его ответ на критику Бориса Гребенщикова, который высказывался против того, что российские музыканты выступают перед солдатами в Ханкале, когда они должны также петь и для людей в Чечне.
Собственно, и сейчас Шевчук активно публично выражает свою гражданскую позицию, в том числе и во взаимоотношениях с властью.
1990-е годы обернулись для Юрия Шевчука не только болью, но и успехом. В составе группы «ДДТ» были записаны альбомы: «Оттепель», «Пластун», «Актриса Весна», «Чёрный пёс Петербург», «Это всё...», «Любовь», «Рождённый в СССР», «Мир номер ноль». Песня «Что такое осень» с альбома «Актриса Весна» вошла в хит-парад 100 лучших песен XX века «Нашего Радио» «Всё наше навсегда», заняв в нём второе место. Кроме туров по стране, Шевчук в это время часто гастролирует за рубежом. Германия, США, Австралия, Венгрия, Франция, Япония, Англия, Канада, Израиль, страны СНГ - везде концерты проходят с большим успехом.
Другая сторона музыкальной деятельности Шевчука - непримиримая борьба с поп-исполнителями, которая выражается в исполнении песен «Фонограммщик» и «Попса», публикациях в СМИ критических интервью и заявлений, а иногда даже в физических столкновениях. Так, Филиппу Киркорову Юрий Шевчук нанёс «укол» с помощью уволенного звукорежиссёра Филиппа. Вдвоём они распространили запись в Интернете с реальными звуками, которые издаёт Киркоров под фонограмму, изображая на сцене вокал. Также группа «ДДТ» поучаствовала в составлении законопроекта, регламентирующего использование фонограммы в выступлениях.
В 1999 году издательство «Фонд русской поэзии» выпустило первую книгу стихов Ю. Шевчука «Защитники Трои», во вступительном слове к которой писатель, драматург и поэт Александр Володин написал: Стихи и песни Ю.Шевчука многое вобрали в себя в нашем земном и небесном мире… Исступленные, пронзительные, иногда озорные строки. И мудрые - как сама жизнь. В том же 1999 Шевчук посещает Югославию с концертами в защиту её целостности, остро критикует США за бомбардировки суверенного государства. Для ЮНЕСКО Шевчук снимает репортажи об уничтоженных православных храмах в сербском крае Косово.
2000-е годы ознаменовали новый этап в творчестве «ДДТ». В альбомах «Единочество 1, 2», «Пропавший без вести», «Прекрасная любовь»- поднимаются глубокие темы современного общества, ничтожность и величие человека в мире, любовь к жизни, религиозные мотивы. К участию в записях песен привлекаются нехарактерные для рок-музыки исполнители народных песен, духовые инструменты. Выступавший в 1990-е в Чечне Шевчук отказался от участия в рок-фестивале «Феникс» в Грозном. Он сообщил, что не намерен участвовать в мероприятии, которое «попахивает политическим пиаром».
В 2007 году Шевчук стал лауреатом российской премии «Триумф» за выдающиеся достижения в области литературы и искусства. Все полученные от награды средства он пожертвовал военнослужащим, пострадавшим в ходе чеченских войн.
25 августа 2010 года выступил на сцене БСА Лужники дуэтом с вокалистом группы U2 Боно, исполнив композицию «Knocking on Heaven’s Door».
4 июня 2016 года Юрий Шевчук закрыл грандиозный фестиваль «Наши в городе. Музыка свободы», состоявшийся на Дворцовой площади Санкт-Петербурга в честь 35-летия Ленинградского рок-клуб. Он был организован «НАШИМ РАДИО», Президентским центром Бориса Ельцина и образовательным порталом «Твоя история». Запись концерта была показана по «Первому каналу».
Наша редакция поздравляет Юрия Шевчука с юбилеем и желает всего самого доброго.