В 2017 исполняется 80 лет периоду самых массовых в истории России репрессий 1937г.
Эхо тех событий продолжает отзываться и сегодня, ведь все громче раздаются голоса в защиту палачей и доносчиков - тех, кто способствовал истреблению выдающихся деятелей науки, культуры, талантливых военачальников, ученых, инженеров, да и простых людей. Фанаты сталинизма развернули в российском обществе яростную кампанию оправдания преступлений сталинизма, сознательно дезинформируя общественность. Проходить мимо этого нельзя.
В 1928 году Георгий Лангемак окончил Военно-техническую академию и был направлен в Газодинамическую лабораторию, где занимался разработкой реактивных снарядов. Лангемак стал основоположником исследований по конструированию реактивных снарядов на бездымном порохе, открыл так называемый закон подобия, знание которого позволило определять оптимальную геометрию сопла реактивного двигателя без длительных дорогостоящих экспериментов - аналитическим расчётом. В конце 1933 года по инициативе М. Тухачевского в Москве на базе Газодинамической лаборатории и МосГИРД в системе Наркомвоенмора был создан первый в мире Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), также известный как НИИ-3. Директором института был назначен начальник Газодинамической лаборатории И. Т. Клеймёнов, его заместителем - начальник ГИРД С. П. Королёв, которого в апреле 1934 года сменил на этом посту Г. Э. Лангемак.
За время работы в институте Георгий Лангемак практически завершил доводку реактивных снарядов РС-82 мм и РС-132 мм. Вместе с Б. С. Петропавловским, В. А. Артемьевым, Н. И. Тихомировым и Ю. А. Победоносцевым, Георгий Эрихович Лангемак по праву считается одним из основных создателей реактивного миномёта «Катюша». Кроме наземных установок залпового огня, реактивные снаряды применялись на флоте и в авиации. Г. Э. Лангемак вёл переписку с К. Э. Циолковским, размышляя и о невоенном применении ракет, о возможности их использования в космонавтике. Сам термин 'космонавтика' ввёл именно Лангемак.
Начало репрессиям в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ) положило заявление рядового инженера А.Г. Костикова, направленное им в 1937 г. в ЦК ВКП (б) на имя Н.И. Ежова (наркома НКВД). Импульсом к этому заявлению послужила массовая кампания по разоблачению «врагов народа» и поощрению доносительства, проводившаяся в стране по решению власти. Доносчиков официально поощряли, продвигали и даже награждали. Часть текста заявления Костикова (орфография и пунктуация этого документа сохранены):
«Раскрытие контрреволюционной троцкистской диверсионно-вредительской шайки их методов и тактики настойчиво требует, от нас, вновь еще глубже присмотреться к нашей работе, к людям возглавляющим и работающим на том или ином участке Ин-та. Конкретно я не могу указать на людей и привести факты, которые давали бы достаточное количество прямых улик, но по моему мнению мы имеем ряд симптомов, которые внушают подозрения и навязчиво вселяют мысль, что у нас не все обстоит благополучно. В основном мне кажется, что методы руководства работой и вся наша система направлены на заниженные темпы в работе и на неправильное ориентирование… Эти вопросы имеют уже большую давность, но результаты настолько мизерны, что трудно поверить, чтобы люди технически грамотные и преданные могли до сих пор упорно топтаться на месте. Работы по двигателям на жидком топливе начаты Глушко в Ленинграде /Газодинамическая Лаборатория/ еще в 1928 году При чем он начал работать сначала с одним топливом/бензин - жидкий кислород/и затем кажется в 1929 году перешел на керосин-азотная кислота. Таким образом в течение 7-ми лет ведется работа целой группы людей под руководством Глушко над освоением двигателя и нужно сказать до сих пор этот вопрос не решен. Я утверждаю что в производстве были явно принята система абсолютно негодная, тормозящая развитие. Это тоже не случайный факт. Дайте мне все материалы и я со всей очевидностью докажу фактами что чья то рука возможно по неопытности тормозила работу и вводили государство в колоссальные убытки. В этом повинны Клейменов, Лангемак и Надежин, в первую очередь…» Источник: ЦА ФСБ, след. дело Р-18935.
Лангемак Георгий Эрихович (фото НКВД)
2 ноября 1937 Г. Э. Лангемак был арестован (ордер номер А 810) органами НКВД г. Москвы. Обвинительное заключение, датированное 31 декабря 1937, основано на единственном протоколе допроса. Г. Лангемак был подписан к репрессии по «первой категории» (расстрел) в списке «Москва-центр» от 3 января 1938 на 163 чел. (список номер 73), по представлению начальника 8-го отдела ГУГБ НКВД В. Е. Цесарского. Подписи: «за» Жданов, Молотов, Каганович, Ворошилов. «Первая категория» означала, что члены Политбюро не возражают против расстрела этих людей. 11 января 1938 на закрытом судебном заседании выездной сессии Военной Коллегии Верховного Суда СССР под председательством армвоенюриста В. В. Ульриха и двумя членами: диввоенюристом И. Т. Голяковым и военюристом 1-го ранга А. Г. Суслиным было рассмотрено дело Георгия Эриховича Лангемака. За «вредительство в области недопущения новых образцов на вооружение» и участие в «антисоветской террористической организации», преступлениях предусмотренных ст. ст. 58−7, 58−8 и 58−11 УК РСФСР, Георгий Эрихович Лангемак был приговорён к высшей мере наказания - расстрелу с конфискацией всего лично ему принадлежащего имущества. В тот же день приговор был приведён в исполнение. Георгий Лангемак был расстрелян 28-м по списку (письмо В. В. Ульриха на имя коменданта ГУГБ НКВД 00514/1 от 11 января 1938 г.) Обычно дела высокопоставленных репрессируемых рассматривала Военная Коллегия Верховного Суда СССР, заседание длилось не более 10 минут, после чего члены Военной Коллегии удалялись и выносили приговор, не подлежащий обжалованию и приводимый в исполнение в тот же день. Военная Коллегия Верховного Суда выносила расстрельный приговор примерно 80−90% обвиняемым из списков по первой категории.
В 1922 году Георгий Лангемак был исключён из ВКП (б) и снят с партийного учёта из-за венчания в церкви с гражданкой Еленой Владимировной Камневой. Судьба распорядилась так, что могила жены Елены Владимировны, умершей в 1972 году оказалась рядом с захоронением мужа на кладбище возле Донского монастыря. Дочь Лангемака - Майя Белянина - живёт в Казахстане, занималась реабилитацией имени своего отца. В Павлодарскую область она приехала за своей матерью, сосланной как «член семьи изменника Родины». Указом Президента СССР М. С. Горбачева от 21 июня 1991 Г. Э. Лангемаку посмертно было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В 1940 был осужден и на 8 лет отправлен в лагеря Василий Николаевич Лужин
- один из разработчиков реактивных снарядов для установки залпового огня М-13. Согласно доносу он якобы разбил портрет Сталина. Именно Лужину принадлежали оригинальные идеи по конструкции снаряда, которые придали ему особые боевые качества. После отбытия срока Лужин трудился на дробильном заводе в г. Выкса Нижегородской области, умер в 1955 г., реабилитирован в 1958 г. В 1991 за выдающийся вклад в создание «Катюши» ему посмертно присвоено звание Героя Социалистического труда.
Иван Терентьевич Клеймёнов
- директор реактивного НИИ в 1933−37гг. Клеймёнов и главный инженер Лангемак были арестованы, осуждены по ст. 58-6, 58-7, 58-11 УК РСФСР. 10 января 1938 расстрелян Иван Клейменов, 11 января расстрелян Георгий Лангемак. Оба реабилитированы в 1955г. определением Военной Коллегии Верховного Суда СССР. В 1991 И.Т.Клейменову за важный вклад в создание «Катюши» посмертно было присвоено звание Героя Социалистического труда.
В 1935 году начальником отдела ракетных летательных аппаратов в Реактивном НИИ стал Сергей Павлович Королев (фото НКВД)
В 1936 ему удалось довести до испытаний крылатые ракеты с пороховым и жидкостным реактивными двигателями. 25.09.1938 г. Королёв был включён в список лиц, подлежащих суду ВКВС; этот список был завизирован Сталиным, Молотовым, Ворошиловым и Кагановичем. Приговор: 10 лет лагерей. С.П.Королев в апреле 1939 попал на Колыму на прииск Мальдяк, где был занят на так называемых «общих работах». От истощения едва не умер. В марте 1940 он (благодаря хлопотам матери) прибыл в Москву, где его осудили вторично Особым совещанием к 8 годам заключения и направили в одну из оборонных «шарашек».
Костиков не успокоился после ареста руководителей института. Он развернул бурную деятельность по «разоблачению» арестованных «врагов народа», требуя от еще не арестованных Глушко и Королева, чтобы они выступили на собрании со словами их обличения. А когда те отказались, стал угрожать: «Вы еще пожалеете об этом». И свою угрозу он выполнил. В дни расстрела Клейменова и Лангемака - 10 и 11 января 1938 г. - в партком института поступили еще четыре заявления о "вредительской" деятельности руководителя разработок ЖРД Глушко. В феврале 1938 г (точная дата отсутствует) НКВД заготовит постановление на арест, а в институте начнется его травля на собраниях. 13 и 20 февраля 1938 г состоялись заседания НТО, на которых деятельность Глушко инкриминировалась, как «вредительская». Особый упор делался на написание совместно с Лангемаком «вредительской книжки» «Ракеты, их устройство и применение». 23 марта 1938 г, был арестован Глушко, а 27 июня 1938 г. «воронок» увозит и Королева.
В.П.Глушко (фото НКВД)
15 августа 1939 года Глушко был осуждён Особым совещанием при НКВД СССР по статьям 58-7 и 58-11 УК РСФСР к заключению в исправительно-трудовом лагере сроком на 8 лет, впоследствии он работал в различных оборонных "шарашках".
Доносчик Костиков после репрессий в отношении ведущих специалистов возглавил Реактивный НИИ, в 1941 получил звание Героя Социалистического труда и долгое время считался главным создателем «Катюши». Умер от сердечного приступа в 1950 г. Это его фото
19 февраля 1940 года сотрудники института А. Костиков, И. И. Гвай и представитель Главного артиллерийского управления РККА В. В. Аборенков получили авторское свидетельство на изобретение «механизированной установки для стрельбы ракетными снарядами различных калибров» за № 3338, ставшее основой для разработки будущей знаменитой «катюши». За это получили Сталинскую премию.
В 1944 - 1945 гг. в НИИ-3 (РНИИ) работала экспертная комиссия, расследовавшая провал разработки ракетного самолёта, но по ходу проверки следствие коснулось и изобретения БМ-13. Участие Костикова и Гвая в создании «Катюши» оценивали специалисты - академик С.А. Христианович (ранее он возглавлял группу по созданию ракет улучшенной кучности М-13-УК), профессора A.B. Чесалов и К.А. Ушаков, зам. начальника отдела вооружения ЦАГИ Л.М. Левин. Вопрос от органов государственной безопасности СССР по этому поводу был таков: «Являются ли Костиков, Гвай и Аборенков авторами М-8 и М-13 и пусковых устройств к ним?»
Ответ экспертов: «Костиков, Гвай и Аборенков не могут считаться авторами М-8 и М-13 и пусковых устройств к ним. Снаряд М-8 отличается незначительными видоизменениями от снаряда РС-82, разработанного в НИИ-3 в 1934 -1938 гг. Снаряд М-13 является развитием снаряда РС-132, разработанного в 1937 - 1938 гг. К разработке РС-82 и РС-132 Костиков, Гвай и Аборенков никакого отношения не имели…» И ещё. «Идея создания машинной установки для ведения массированного огня не может быть приписана Костикову, Гваю и Аборенкову».
В своём отчёте члены экспертной комиссии процитировали книгу расстрелянного Г. Э. Лангемака, а также труд приговорённого к 8 годам лагерей В.П. Глушко «Ракеты, их устройство и применение».
А. Г. Костикова обвинили в обмане правительства, сняли с должности директора НИИ-3 и 15 марта 1944 года арестовали. Около года он провел в тюрьме. В 1945 его выпустили и назначили начальником бюро в НИИ-24.
В 1955 г. В.П. Глушко писал: «Автором этих снарядов является, по существу, Лангемак. К моменту ареста Лангемака, может быть, не была ещё оформлена документация по конструкции этих снарядов, но основная работа была закончена». В книге авторов П. И. Качур и А. В. Глушко «Валентин Глушко» утверждается, что в 1946 В.П.Глушко случайно встретил Костикова в Германии и нанес ему сильный удар в лицо со словами "Это тебе за Лангемака и всех наших!" Уголовное дело возбуждено не было.
Самое страшное, что такие дикие истории вовсе не были редкостью в сталинском СССР, они происходили почти на всех предприятиях и организациях. В том числе немало было расстреляно разработчиков оружия и боевой техники, среди них конструкторы САУ Сячинтов и Магдисиев, создатель подлодки типа "С" Турков, конструкторы танка Т-34 Фирсов и Цыганов, и многие другие. Массовое доносительство властью активно стимулировалось, доносчиков всячески поощряли, даже награждали госнаградами; непорядочные люди активно использовали доносы для сведения личных счетов или продвижения по карьерной лестнице.
Научные труды и изобретения Г. Э.Лангемака: «Оперённые снаряды, тяговые ракеты», «Проектирование реактивных снарядов и тяговых ракет», вып. 1 Л., 1934; «Ракеты, их устройство и применение», М. - Л., 1935 совместно с В.П.Глушко; Патенты и заявки на изобретения (более 40), в том числе (в период с 13 Апреля 1930 по 28 Мая 1933) поданные совместно с В. А. Артемьевым, Б. С. Петропавловским, В. И. Дудаковым и Я. С. Рудиным.
Источники:
"Опровергать факты нельзя (Глушко о Костикове)"
http://epizodyspace.ru/bibl/tm/2000/7/oprovergat.html"Неизвестный Лангемак" А.В.Глушко
http://lib.rus.ec/b/423298/readКлейменов И.Т.
http://space.hobby.ru/organizations/kleymenov.htmlЛужин В.Н.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Лужин,_Василий_Николаевич