История страны в частушках Свободы

Sep 25, 2017 11:04

Автор статьи - Аксинья Козолупенко, жительница села Свобода http://urokiistorii.ru/node/310

Свобода - это село в предгорьях Урала. Живут там люди простые - потомки столыпинских переселенцев в основном из Курской, Орловской и Харьковской губерний. Вместе со всей страной они пережили лихие времена первой половины ХХ века, а чтобы поднять себе настроение - пели частушки…



В старину кочевали по этим местам башкиры со своими стадами; проезжали служивые люди. Первые русские поселения появились здесь в конце XIX века. Их появление связано и с именем П.А.Столыпина. Переселенка из Харьковской губернии Анна Петровна Козолупенко вспоминала прощанье с родиной так:
Дорогие мне подружки,
Видимся последний раз.
По чугунке на машине
Уеду я от вас.

Комментарий. В. Даль дает в «Толковом словаре» объяснение слова «чугунка» - железная дорога, железянка; «махина и машина» (лат.) - снаряд, всякое устройство, приспособление для увеличение силы, либо для увеличения скорости. В данном случае - паровоз.

Приехавшие семьи работали и днем и ночью. Поначалу жили в землянках, но постепенно обживались: брали ссуды в Земельном банке в Оренбурге (120 км отсюда), строили дома, сараи, заводили скот, распахивали арендованные у башкир земли.
Чтоб покрыть соломой крышу
Нужны сметка и расчет.
Воробей пойдет - провалится,
А дождь пойдет не протечет!

Комментарий. К крыше из соломы предъявлялись определенные требования: она должна была защищать от дождя и снега, не загораться от печной трубы; иметь определенную форму, не быть «лохматой», быть «гладкой»...

Не успели переселенцы войти в силу, как началась Первая мировая война, перешедшая в Гражданскую. Военных действий в наших краях не было, но без мужиков деревни были беззащитны перед любым вооруженным отрядом:
К нам на хутор заскакали
Красные иль белые.
Гусям бошки порубали -
С ними они смелые.

Комментарий. Кроме «красных» и «белых», в наших местах были банды, рядившиеся и под тех, и под этих.
Житель башкирского села Тюканово Тимерьян Кутушев за уклонение от службы в рядах Красной Армии побывал в Мелеузовской чрезвычайной комиссии, о чем в дальнейшем пели жители соседних деревень:
Тимерьян попал в ЧК,
Там узнал Тимоха:
«Кому нарам - хорошо,
Кому низом - плохо!».

Комментарий: ЧК - Башкирская чрезвычайная следственная комиссия (БЧК) создана 3 марта 1919 года; в феврале 1922 года преобразована в БашГПУ. Частушка явно перефразирует стихотворение Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» (1925).

Кузнец из села Андреевка Григорий Сапрыко за несколько мешков муки и поросенка выменял у проходящей воинской части разбитый станковый пулемет системы «Максим». Себе он оставил ствол с водяным охлаждением, а остальные части утопил в омуте. Через некоторое время из ствола закапал самогон, который был на порядок чище, чем самогон в округе, но кто-то из завистливых соседей «накапал» на Григория в органы, и ствол «Максима», как и все остальное, тоже очутился на дне омута. Кузнец чудом вышел живым и здоровым из органов, а частушка долго еще волновала воображение местных выпивох:
Пулемет «Максим»
Куда котисься?
К кузнецу попадешь -
Не воротисься.

В деревню Васильевка вернулись из частей Волжской флотилии Яков Подшибякин и Петр Квочко. Тельняшки, бескозырки, а главное - наколки вождей! Девушки стали тихо сходить с ума, а насмешники запели:
Ленин, Маркс и Энгельсон
Глядят у Яшки с-под кальсон,
А у Пети завсегда
Торчит лишь Маркса борода!

Комментарий: Еще в средние века русские воины перед военными походами получали от своих матерей или жен благословение и намоленную иконку, которая защищала воина от неприятельских стрел и пуль. Во время боя ворот рубахи был расстегнут, чтобы эта иконка была видна. После революции начались гонения на церковь. Место икон в красных углах изб заняли портреты, а на груди у воинов - наколки вождей революции. Ниже пояса наколок вождей, конечно, не делали, в частушке явное преувеличение.

После смерти вождя коммунистов В.И.Ленина поминки по нему увековечила частушка:
Мы в холодном январе
Зарезали мерина.
Три недели кишки ели -
Поминали Ленина!

Русские, украинцы, башкиры, татары, чуваши, мордва, марийцы, белорусы, грузины, евреи, казахи, цыгане, немцы - кто только не жил в то время в совхозных бараках! Большинство из них - молодежь, поэтому по вечерам, после работы по селу разносились звуки гармошек, балалаек, гитар, мандолин, а также песни, и, конечно, частушки:
Опа, опа,
Жареные раки,
Приходи ко мне гулять -
Я живу в бараке.

Появились переделанные старые частушки о новых профессиях:
Мама, я летчика (шофера) люблю,
Мама, я за летчика пойду.
Летчик высоко летает
Много денег получает.
Или:
Шофер возится в машине
Вся рубашка в керосине.
Мама, я за шофера пойду.
Пелись и частушки о новых печах-голландках:
Эх, что ты стоишь,
Какую лихоманку!
Бери меня за рукав,
Веди за голландку!

Комментарий: В бараках делали печи-голландки в каждой комнате-квартире. Топились они специальным истопником из общего сквозного коридора.

Некоторые из приезжих щеголяли такими словами, как «свободная любовь», «гражданский брак», «физиология» и проч. В селе наступила великая «эпоха любви». Любви без обязательств, без запретов:
Нас ветврач осмотрел
И сделал заключение:
«У вас это не любовь,
А скотское влечение!»

Комментарий: до 1962 года в селе не было врача, была ветлечебница и ветаптека, поэтому многие жители с. Свобода и других деревень обращались со своими болезнями к ветврачам. Любовь без контрацепции очень быстро приводила к известным последствиям. Врача-хирурга или гинеколога в селе не было, да и аборты были в середине 30-х годов запрещены законом. Вопрос решался на месте: на стройках совхоза всегда требовались разнорабочие - погрузка, разгрузка, перенос двенадцатикилограммовых саманных блоков, «легкие» бетонные работы, выработка плитняка в каменоломне, подтаскивание бревен на пилораме были «по силам» молодым женщинам и девушкам.
Я с миленочком стояла
Ближе некуда стоять:
Дайте мне на котловане
Лопатой помахать.

Рашида на лесосплаве
За двоих старается,
А за кого старается -
Всем знать не полагается!

Моя милка бик якши
Ловит сразу по две вши.
Партком велел ловить по пять,
Чтоб Стаканова догнать!

Комментарий: Зачинателя стахановского движения (1935) А.Г.Стаханова жители наших мест называли «Стаканов».

В 1937 году Яша Царьков, на проводах в Красную Армию, спел про своего друга Ягуду Кульмухаметова:
Свобода ты Свобода,
Правильно - Свобода,
Ягуда ты Ягуда,
Правильно - Ягода

Комментарий. Сравнение тракториста Ягуды с наркомом Генрихом Ягодой было оценено «по достоинству»: осудили и Ягуду, и Яшу по статье 58, пункт 10 («Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти») на восемь лет исправительно-трудовых лагерей.

Уже в июле 1941 года больше половины трудоспособных мужчин совхоза призвали на фронт. Для нужд фронта были мобилизованы 10 из 12 автомобилей, 9 из 14 тракторов. В 1942 году посевные площади были увеличены почти на 1,5 тысячи гектаров и главной силой в деревне стала женщина:
Девочки, война, война,
Девочки, страдания.
Нам теперь и за ребят
Выполнять задания.

Письма от фронтовиков приходили на листочках, сложенных треугольником, а извещения о смерти в настоящих конвертах:
Барабанит дождь по крыше,
Поливает Свободу,
Почтальон в белых конвертах
Нам опять несет беду.

Комментарий. С фронта в совхоз не вернулись 643 человека, многие возвратились искалеченными.
Здравствуйте, друзья-подруги,
Здравствуйте, родители!
Пришли втроем на двух ногах
Фашистов победители!

Комментарий. Эта частушка о трех инвалидах войны: Баркове Кузьме Антоновиче (1905−1986), Кальченко Алексее Николаевиче (1923−1996), Араптанове Гайсе Ирисовиче.

9 мая 1979 года в с. Свобода, в парке перед школой, был торжественно открыт памятник погибшим за Родину в Великой Отечественной войне. На мраморных плитах выбиты фамилии 643 человек, не вернувшихся с войны. С того времени и до конца XX века в селе женщин больше, чем мужчин:
В Свободинский сельсовет
Провели электросвет.
Осветились уголки,
Но где же наши мужики?

Девочки, была война,
А сейчас - Победа!
Гуляла раньше я одна,
Теперь гуляю с дедом.

Эй, районная газета!
Объясни мои дела.
Мужиков в деревне нету -
От кого я родила?

Начало правления нового руководителя СССР всегда связано со смертью предыдущего. В 1953 году был расстрелян один из главных палачей сталинского режима Л.П.Берия. Началась политическая оттепель, хотя до XX съезда КПСС, на котором Н.С.Хрущев осудит культ личности Сталина, оставалось еще почти три года:
Берия, Берия
Нет тебе доверия,
А товарищ Маленков
Дал под зад тебе пинков.

Хрущев собирался догнать и перегнать Америку по всем показателям, но при нем у нас в селе (и не только у нас) исчезли из продажи белый хлеб, макароны, крупы, сахар, колбаса, конфеты, чай, селедка. Многие товары стали продавать во время выборов (и то лишь в начале), на партийных собраниях, съездах передовиков.
Как на выборах в Совет
Чудеса случилися:
Нам дали палку колбасы,
А мы не подавилися!

Куда все люди побегли?
В рабкооп селедок завезли!
И мне с миленком Васей
Досталось два ивася!

Комментарий. Рабкооп - рабочий кооператив, который привозил в колхоз товары и продукты. Иваси - рыба семейства сельдевых, длиной до 30 см.

Подружка Светка скок-поскок -
К председателю под бок!
Теперь у ней танкетки
И к чаю есть конфетки!

Комментарий. Танкетки - легкая женская обувь на подошве, утолщающаяся от носка к пятке, появилась в 50-е годы.

На Седьмое ноября
Пил я чай у милки.
Пачка вроде со слоном,
А внутри - опилки!

Комментарий. Пачка со слоном - индийский чай первого сорта Уфимской чаеразвесочной фабрики с изображением слона на пачке - был лучшим из всех марок чая в то время (были еще грузинский и смесь индийского и грузинского - «36 номер»). Поэтому считалось, что если человек всегда пьет чай со слоном, то это очень состоятельный человек. Некоторые жители в пачку из-под индийского чая насыпали грузинский и такую «куклу» ставили на видное место. Знай, мол, наших!

Полет первого человека в космос отмечали и у нас:
Высоко летит под облаками
Юрий Алексеевич Гагарин,
А жена кричит ему вдогонку:
«Юрочка, не пей там самогонку!»

В это время государство повернулось лицом к сельским жителям: была построена целая улица двухквартирных домов - улица Гагарина, затем 3 двухэтажных дома. Люди стали выезжать из бараков, где по 6−8 человек жили в одной комнатке. Построили котельную и центральное отопление, провели водопровод.
До утра мы простояли
У канализации:
Сколько было красоты,
Сколько было грации!

Комментарий. Канализация двухэтажных домов заканчивалась в овраге. Здесь начинались сельские огороды. Был отстроен в селе больничный городок, вокруг которого разбили огромный парк. Завезли очень много саженцев плодовых деревьев, и вокруг домов разрослись сады. Появился в нашем селе первый врач с высшим образованием. Была опять построена новая контора с еще большим количеством кабинетов, но очень скоро и они стали тесными.

В 1962 году случился карибский кризис - конфликт между СССР и США: советский Союз разместил на Кубе ядерные ракеты. В этом конфликте участвовал и наш земляк А.Д.Куликов.
Ты лети, моя ракета,
Прямиком на Белый дом.
Если Кеннеди увидишь -
Передай ему поклон!
Совхоз при Л.И.Брежневе

В октябре 1964 года был снят со всех своих постов Н.С.Хрущев. Его не осудили, не выслали из СССР. Он стал пенсионером, но из библиотек нашего села (школьной и клубной) были выброшены все труды Н.С.Хрущева, как в свое время были уничтожены книги Сталина (а еще раньше - Бухарина, Троцкого). Кстати, совсем недавно наш класс помогал клубной библиотеке переезжать на новое место. Библиотекарь показала несколько стопок книг, которые были отложены на списание: собрания сочинений Ленина, Маркса, Энгельса… История повторяется.

Во времена Брежнева возросла братская помощь народам Азии, Африки, Латинской Америки. Очень часто это были безвозмездные военные поставки:
Черный брат и желтый брат
Получают автомат,
Белые братушки
Получают пушки.

Комментарий. Под «братушками» имелись в виду болгары.

Если хитрый Соломон
Зарядил фаустпатрон,
Это значит, что Насер
В гости съездил в СССР.

Комментарий. Гамаль Абдель Насер - президент Египта в 1956-1970 годах. Соломон - под этим именем здесь подразумевается собирательный образ жителей Израиля.

Часто на предприятиях, в том числе и среди рабочих совхоза, практиковали «добровольные» пожертвования в помощь Вьетнаму, красным кхмерам, жертвам красных кхмеров, чилийским патриотам... Позднее стали просто забирать часть зарплаты в Фонд мира.
Из-под чилийского понча
Лучо глядит на Ильича.
Как зарплату получу -
Червонец отстегну Лучу.

Комментарий. Корвалан Луис (Лучо) - деятель чилийского коммунистического движения, с 1961 года - сенатор национального конгресса. С 1973 года находился в заключении. В 1976 году был обменен на советского правозащитника В.К.Буковского.

В 1970 году широко отмечалось столетие со дня рождения В.И.Ленина. На клубе был вывешен плакат со словами В.В.Маяковского «Ленин и теперь живее всех живых!». Злоумышленник, исправив слово «живее» на «жалеет», безнадежно испортил плакат, который пришлось снять.
В 1977 году Северного Полюса достиг в свободном плавании советский атомный ледокол «Арктика», на котором был и наш земляк Мунир Абдулин - инженер-механик паросиловых установок. За тот поход Мунир получил звание «Заслуженный полярник СССР». И тут же родилась частушка:
Ледокол уперся в льдину,
А на льдине той - навоз
И на каждой куче надпись:
«Мурапталовский совхоз».

Увы! Очень много навоза с совхозных ферм смывало весной в реки.

Последние частушки - о СССР, о развале совхоза:
Космонавты ЭС-ЭС-Эра
Полетели на Луну.
Возвращаются с Луны -
Советской не найдут страны.

Развалился совхоз
На четыре стороны.
Нам достался навоз -
И тот склевали вороны.

Многие из приведенных мною частушек созданы не от хорошей жизни и не из желания поозорничать. В этих частушках есть боль, горечь, самоирония. Они появились в противовес ханжеству, лакировке действительности, замалчиванию сложных жизненных проблем. Народ не мог молчать долгие годы при разговоре с властью или петь только благодарственные оды своим дорогим правителям. Совхоз умер, но село Свобода живет и никуда не денется. Село газифицировано и электрифицировано, есть детский сад и школа, больница и дом престарелых, клуб, магазины, почта. Главное - есть люди, которые еще не разучились работать, не спились, не отчаялись. Я уверена, что через сто лет моя правнучка напишет свое исследование «Село Свобода в XXI веке».

Автор - Аксинья Козолупенко, жительница села Свобода
http://urokiistorii.ru/node/310

крестьяне, общество, творчество

Previous post Next post
Up