Преступления верных сталинцев на Кубани в 1932-1933

Jan 24, 2022 14:14


В 1929 г. состоялся Апрельский объединенный пленум ЦК/ЦКК ВКП(б) - последний пленум в истории коммунистической партии, на котором были с трибуны высказаны мнения видных коммунистов, отличные от "генеральной (то бишь, сталинской) линии". Суть внутрипартийного конфликта была в том, что Сталин и его сторонники хотели внедрить курс на усиление массового террора в СССР в рамках сталинской теории обострения сопротивления контрреволюционных элементов по мере продвижения к социализму (Сталин впервые озвучил ее в 1928 и подтвердил еще раз в 1937). Первыми в очереди на массовые экзекуции стояли крестьяне, которым предстояло фактически рабским трудом профинансировать предстоящую индустриализацию. Всем было ясно, что крестьяне будут от этого не в восторге, мягко говоря. Группировка Бухарин-Рыков-Томский предупреждала о том, что курс на насилие в деревне приведет к катастрофе и предлагала взять курс на взаимовыгодное сотрудничество с крестьянством. Но победила сталинская группировка, а все "инакомыслящие" были в течение нескольких лет казнены. Как мы знаем, именно "бухаринцы" оказались правы, и в 1932-1933 в СССР произошла одна из крупнейших в мировой истории гуманитарных катастроф с многомиллионной смертностью от голода. [1]

Уже в конце 20-х годов по карточкам в городах давали жалкие 300-400 грамм хлеба, но к 1932 сборы зерна упали критически низко. В цифрах это выражалось так: в 1930 собрано 83,5 млн т зерна; в 1931 - 69,5 млн т; в 1932 - 50,1 млн т. [2]
Причина такого резкого падения была предельно проста: в условиях тотальных запретов и репрессий крестьяне потеряли материальный стимул производить продовольствие. Землю у них отобрали (за исключением приусадебного участка), скот и сельскохозяйственные орудия тоже (за исключением пары лопат), торговать на рынках разрешили только с санкции колхозного руководства. Так какой смысл работать? Фактически крестьяне устроили всеобщую стачку. Вот спросите любого: будешь работать за 300 грамм зерна на трудодень? Ответ слишком предсказуем. Хорошо еще, если вам что-то ответят, а то могут просто дать в морду. Впрочем, если задать этот вопрос не обычному человеку, а фанату Сталина, тот сразу смекнет, в чем дело, и вы получите в ответ на свой простой вопрос мощную струю сталинодрочерского помёта: "это другое, такое время было, нельзя судить те реалии нашим днем, надо было пробежать 100 лет за 10 секунд, все так делали, в Польше тоже голод был", и так далее, и тому подобное. Но оставим этих любителей исторических извращений и вернемся к историческим фактам.

22 октября 1932 г. политбюро ЦК ВКП(б) (уже состоящее исключительно из "верных сталинцев") приняло решение о создании чрезвычайных комиссий, направленных осенью 1932 г. в основные зерновые районы страны "в целях усиления хлебозаготовок". Эти комиссии возглавили самые надежные соратники Сталина, а на Северный Кавказ и Кубань отправился Лазарь Каганович. Не один, с ним поехал зампред ОГПУ Генрих Ягода - очень знакомое имя, не правда ли? Вскоре он возглавит ОГПУ и вы понимаете - почему. За особые заслуги. Перед всеми комиссиями ставилась единственная задача: силой отобрать у крестьян продовольствие, а любое сопротивление жестко подавить. Москва твердо решила, что договариваться с крестьянами не о чем, совсем как с террористами в наше время.

Сталинцы очень старались и придумывали много креативных идей. 4 ноября 1932 г. при активном участии членов московской комиссии Северо-Кавказский крайком ВКП(б) принял постановление "О ходе хлебозаготовок и сева по районам Кубани".
Постановлением предписывалось:
"В отношении станиц, занесенных на "черную доску", применить следующее:
а) немедленное прекращение подвоза товаров и полное прекращение кооперативной и государственной торговли на месте и вывоз из кооперативных лавок всех наличных товаров;
б) полное запрещение колхозной торговли, как для колхозов, колхозников, так и единоличников;
в) прекращение всякого рода кредитования и досрочное взыскание кредитов и других финансовых обязательств;
г) изъятие органами ОГПУ контрреволюционных элементов, организаторов саботажа хлебозаготовок и сева..."

Это означало полную блокаду "провинившихся" сел, станиц и деревень, но этого было мало. Каганович осуществил на Кубани такую дикую меру, как поголовную депортацию всех жителей казачьих станиц, "упорствующих в саботаже", и заселение их домов демобилизованными красноармейцами. С ноября 1932 по январь 1933 г. решениями Северо-Кавказского крайкома ВКП(б) на "черные доски" было занесено 15 станиц - 2 донских (Мешковская, Боковская), а также 13 кубанских: Новорождественская, Темиргоевская, Медведовская, Полтавская, Незамаевская, Уманская, Ладожская, Урупская, Стародеревянковская и Новодеревянковская, Старокорсунская, Старощербиновская и Платнировская. Из станиц Полтавской, Медведовской и Урупской были выселены в Сибирь все жители - 45639 человек. Уманская, Урупская и Полтавская были лишены своих исторических названий и переименованы в Ленинградскую, Советскую и Красноармейскую (в октябре 1994 г. лишь станице Полтавской возвращено ее прежнее имя). Фактически эта акция стала последним гвоздем в гроб подлинного кубанского казачества.



Кроме попавших на “черные доски” станиц, всякая торговля была прекращена в девяти районах края, из которых также было приказано полностью вывезти все товары. Кубань блокировали войсками и сознательно обрекли на вымирание. Казаки не сдались без боя и в ноябре 1932 в районе крупной станицы Тихорецкая вспыхнуло восстание. Несколько тысяч казаков с вилами в руках разгромили местные гарнизоны, отделения милиции и отделы ОГПУ; захватили оружие. Власть бросила против них отборные части при поддержке артиллерии. Несмотря на острейший недостаток оружия и боеприпасов, огромное численное превосходство противника, восставшие героически сражались целых 12 дней. Кровавые расправы начались в первый же день после захвата Тихорецкой. Красные каратели расстреливали всех без исключения пленных, повсюду вокруг Тихорецкой лежали трупы. [3]

Окруженные войсками станицы и хутора превратились в резервации, откуда был единственный выход - на кладбище. Группы коммунистических активистов-"комсодчиков" (КомСод - комитет содействия хлебозаготовкам), которым выделялись хорошие продовольственные пайки, ходили по станице, отбирая у обессилевших от голода людей даже ничтожные запасы: кабачки, бураки, семечки подсолнуха, фасоль, горох... В станицах были съедены все собаки и кошки, порой пропадали дети - началось людоедство...

М.А.Шолохов писал И.В.Сталину: «Вешенский район (на Дону) идет к катастрофе. Скот в ужасном состоянии. Что будет весной - не могу представить даже при наличии своей писательской фантазии... Большое количество людей пухлых. Это в феврале, а что будет в апреле, мае».
А в это время Сталин, выступая на Первом всесоюзном съезде колхозников-ударников (19 февраля 1933 г.), заявил: «Те трудности, которые стоят перед вами, не стоят даже того, чтобы серьезно разговаривать о них... ваши нынешние трудности, товарищи колхозники, кажутся детской игрушкой»

Начальник политотдела Ейской МТС в одном из донесений сообщал: «Состояние людей в январе 1933 г. было жутким. За январь-апрель по ряду колхозов умерло от 365 до 290 человек. Итого по четырем колхозам - свыше 1000 человек. В Ейукреплении был ряд случаев трупоедства и людоедства своих близких и родных. Трупы разворовывались с кладбища».

В докладной записке заместителя начальника сектора населения и здравоохранения ЦУНХУ Госплана СССР от 7 июня 1934 г. говорилось, что численность населения на Северном Кавказе по состоянию на 1 января 1933 г. уменьшилась на 1,2 млн человек.

Весной 1933 Шолохов описывает Сталину, как уполномоченный крайкома по хлебозаготовкам в Вешенском и Верхне-Донском районах директор завода «Красный Аксай» В.И.Шарапов, «распекая» секретаря партячейки Малаховского колхоза, заявил: «Детишек ему жалко стало выкидывать на мороз! Расслюнявился! Кулацкая жалость одолела! Пусть как щенки пищат и дохнут, но саботаж мы сломим!».
Шолохов продолжает: «Я видел такое, чего нельзя забыть до смерти: в хуторе Волоховском Лебяженского колхоза, ночью, на лютом ветру, на морозе, когда даже собаки прячутся от холода, семьи выкинутых из домов жгли костры и клали на оттаявшую от огня землю. Сплошной детский крик стоял над проулками. Да разве же можно так издеваться над людьми?»

Как выяснилось, коммунистам можно всё и им ничего за это не будет. 4 июля 1933 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление, в котором признавались «перегибы» в Вешенском районе (то есть, отреагировали только на письма Шолохова), но признавались в такой форме, что фактически их оправдывали. Второй секретарь крайкома Зимин освобожден от работы и направлен в распоряжение ЦК ВКП(б), позже был делегатом XVII съезда партии и избран членом Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б). Главному садисту Овчинникову объявлен строгий выговор и он был снят с работы с запретом на один год работать в деревне; его подручным Плоткину и Пашинскому объявили строгие выговоры, «воспретив им работать в Вешенском районе». Ну не поднималась рука у Сталина на исполнителей его воли. Зато не дрогнула она в отношении простых тружеников.

Уничтожая людей, сталинская власть усердно пыталась скрыть следы своих преступлений: места массовых захоронений тщательно маскировались. Зимой 1932/1933 начался пик голодной смертности. В станице Старощербиновской из 22 тысяч жителей к весне в живых осталось всего около 4 тыс. человек. Некоторые северокубанские станицы со времени сталинской блокады до сих пор не смогли восстановить былой численности населения. [4] [5]



Из архивных документов ОГПУ.

Спецсообщение № 2 Секретно-политического отдела ОГПУ
«О ходе выселения кулаков из районов Кубани Северо-Кавказского края»
16 декабря 1932г.
Совершенно секретно
С 5 декабря по 7 декабря из СКК отправлено 3 эшелона:
1. Со ст. Полтавская - 208 семей, 1097 чел. на ст. Осокаровка (Казахстан)
2. Со ст. Тимошевская - 332 семей, 1677 чел. на ст. Котлас (Северный край)
3. Со ст. Тихорецкая - 259 семей, 1177 чел. на ст. Осокаровку Всего - 799 семей, 3951 чел.
Начальник СПО ОГПУ Г.Молчанов
Пом. начальника СПО ОГПУ Люшков

Спецсообщение № 3
По состоянию на 9 декабря 1932 г.
За 7 декабря с.г. отправлено 2 эшелона. Эшелон № 4 со ст. Сосыка назначением до ст. Котлас (Северный край) - всего 376 семей или 1754 чел., из них мужчин - 514 чел.
Эшелон № 5 со ст. Тихорецкая назначением до ст. Осокаровка (Казахстан) - всего 274 семьи или 1221 чел., из них мужчин - 330 чел.
Начальник СПО ОГПУ Г.Молчанов
Пом. начальника СПО ОГПУ Люшков
ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 514. Л. 328-329. Заверенная копия [8]

Спецсообщение № 7 Секретно-политического отдела ОГПУ «Об итогах выселения из районов Кубани». 31 декабря 1932 г. (полный текст):
"Совершенно секретно.
По состоянию на 26 декабря 1932 г. в районах Кубани - СКК в период 5 - 8 декабря из 13 районов Кубани было произведено выселение 1008 кулацко-зажиточных хозяйств и 998 единоличных хозяйств, злостно саботировавших сев и хлебозаготовки...
Установлены отдельные случаи антисоветской агитации со стороны активного контрреволюционного элемента: «Вот что делает Советская власть... За что она нас выселяет, разве мы какие-нибудь злодеи? Но ничего, скоро Советской власти придет конец, так как так продолжаться дольше не может. Все население ненавидит эту власть - и партии ее уже не удержать»; «Советская власть просуществует только до апреля 1933 г., а потом ее уничтожат и поставят президента».
Распространители провокационных слухов арестованы.
ПП начальника СПО ОГПУ Г. Молчанов
Пом. начальника СПО ОГПУ Люшков" [9]

Из воспоминаний Андрюнкина П.М.:
«Объявили, что в Новодеревянковской зреет контрреволюция, занесли станицу на «черную доску». По приказу Кагановича был поднят Ейский полк, войска оцепили всю станицу. Нельзя ни выехать, ни въехать. Зерно вывезли все подчистую из станицы прямо в поле, на ток (в Новоминской элеватора тогда не было) - и пшеницу, и кукурузу. Оно потом так в кучах и погнило на земле. По дворам ходили солдаты, всех выгоняли на работу. Зимой прямо в чем попало, не разрешали одеваться. Специальная комиссия из актива ходила по дворам, отбирала все съестные запасы: гарбузы, буряки, даже пшеничку из стаканчика, куда свечку ставили поминальную; выливали масло из лампадок перед иконами. Варенья, соленья выносили во двор, разбивали и разливали. Оно по двору все и замерзало. Отбирали даже узелки с горохом и фасолью, что было на весеннюю посадку. Не дай Бог, найдут у кого фотографии с казаками - сразу забирали того человека. «Ага, - говорят, - так ты ждешь казачью власть, ждешь, атаманы чтоб вернулись, тебе не нравится Советская власть!» Так бабушка наши все фотографии семейные из сундука взяла, да закопала где-то в саду. А потом от голода и умерла. Люди мерли как мухи. Команда ходила, собирала трупы - кого в рядюжке, кого так свозили в яму, засыпали землей. А кто своих прямо во дворах хоронил.
А в станице из 18 тысяч осталось пять с половиной или шесть с половиной тысяч людей. Остальные - больше 10 тысяч - вымерли. Сейчас, когда говорю, так не верят. Говорят: так то ж были враги народа. А я отвечаю: как может быть врагом народа ребенок? Зайдешь в хату, а там лежит человек пятнадцать детей, пухлые, мертвые - семьи тогда были большие». [10]

Вспоминает Георгий Кокунько:
"Нашу станицу Новодеревянковскую в 1932 году обрекли на вымирание. Сегодня, если походить по ней, бросится в глаза странность планировки: на параллельных друг дружке улицах дома стоят где тесно, один к другому, а где от дома до дома и сто, и двести метров, поросших бурьяном, проклятой амброзией. Особенно велики пустыри, прогалы застройки в историческом центре станицы. Но ведь не так же все было! И здесь стояли дома, жили люди. Но они исчезли! Целые кварталы, целые семьи, фамилии. Сегодня в станице с хуторами - около 8 тысяч человек. Меньше трети от ее населения в 1920-е гг. Да и много ли нынешних станичников казацкого рода-племени?! По числу жителей, после русских и украинцев, идут армяне, белорусы, мари, цыгане, мордва, чуваши, молдаване, езиды, удмурты, табасаранцы, и еще десять этносов. Большинство - потомки переселенцев из других областей. Как следствие - культура и традиции, само название станицы исчезают из обихода. Все чаще говорят "Новая Деревня"; так и в автобусном расписании значится. Кажется, и старики, сначала считавшие такое "переименование" оскорблением, смирились. Да и сколько их осталось - тех, кто помнит подлинную станичную жизнь? А из тех, кто помнит 1920-30-е гг. - не все решаются рассказывать."

Вот что писали из станицы Новодеревянковской родители своему сыну красноармейцу Юрченко в город Шахты (послание было перехвачено цензурой, найдено историками в архивах ФСБ):
«…Людей много мрет у нас с голоду, суток по 5 лежат, хоронить некому, люди голодные, ямы не выкапывают, очень мерзлая земля, хоронят в сараях и в садах. Люди страшные, лица ужасные, глаза маленькие, а перед смертью опухоль спадает, становится желтой, заберется к кому-​либо в дом и ложится умирать. Молодые девчата ходят просят кусочек кабака или огурца. Не знаем, что будет с нами, голодная смерть ждет…»

Любопытно, что современной российской власти точно так же наплевать на все эти зверства, как было наплевать Сталину и Ягоде с Кагановичем. Нет ни одного памятника на Кубани сотням тысячам зверски замученных людей, поставленных властями. Есть лишь несколько скромных памятников, установленных простыми жителями Кубани. [5] [7]



Источники:

[1] Из стенограммы апрельского (1929) объединенного пленума ЦК и ЦКК ВКП(Б) 18-22 апреля 1929 г. (Архив: РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 2. Д. 417) http://istmat.info/node/19971

[2] Статистика по сборам зерна в СССР
http://www.contrtv.ru/common/2505

[3] Драма кубанской станицы Тихорецкой
https://www.spr.ru/stories/2014-07/drama-kubanskoy-stanitsi-tihoretskoy.html

[4] Ивницкий Н.А. Голод 1932-1933 годов в СССР
https://history.wikireading.ru/319019

[5] Ад в раю
https://aftershock.news/?q=node/1028664&full

[7] Бондарь И.Ю. Архивные документы о голоде на Кубани 1932 - 1933 гг.
https://www.liveinternet.ru/users/valentina_kutzner/post480224282/

[8] Спецсообщения № 2 и 3 Секретно-политического отдела ОГПУ
«О ходе выселения кулаков из районов Кубани Северо-Кавказского края»
https://www.pseudology.org/documets/Golodomor_Kuban/06.htm

[9] Спецсообщение № 7 Секретно-политического отдела ОГПУ «Об итогах выселения из районов Кубани». 31 декабря 1932 г.
https://istmat.info/node/38425

[10] Андрюнкин П.М. «Люди мерли как мухи»
https://vk.com/wall-135325588_2105

протест_движение, голод_блокада, тер_национал, голод_ссср, голод, тер_продразверстка, продовольствие, казаки_геноцид, голод_людоед, дети, дети_голод, нацполитика, казаки

Previous post Next post
Up