Как в СССР боролись за запрет новогодней ёлки, а потом за ее реабилитацию

Dec 31, 2021 12:57


Мероприятия по дискредитации ёлки как праздничного дерева и Деда Мороза как зимнего волшебника проводились в сталинский период (20-30-е годы) в рамках общей антирелигиозной политики СССР. Идеологи атеистического государства последовательно «выдавливали» религию и все, что с ней связано, из жизни общества.

В сталинском СССР систематически подвергались террору служители культа, массово закрывались, а иногда взрывались храмы и монастыри; была развернута масштабная антирелигиозная пропаганда. Для реализации этой политики была создана общественная организация «Союз воинствующих безбожников», печатным рупором которой являлась газета «Безбожник». Дед Мороз становится постоянным персонажем политических карикатур и сатирических стихотворений. Общение с этим антигероем новой жизни не сулит ничего хорошего. Он обманщик и пособник врагов советской власти - буржуазии, попов, кулаков, вредителей. Во всех уголках большой страны издаются брошюры и листовки, показывающие вред рождественских традиций.



Новогоднюю ёлку советский агитпроп связывал с ненавистным капиталистическим строем. Пойдет очень много лет, прежде чем рождественский праздник снова станет выходным и случится это только в 1990 году. Светлый рождественский праздник объявляют "пьяным праздником", во время которого попы специально спаивают народ. В книге известного специалиста по истории новогодней ёлки и традиций празднования Нового года Евгении Душечкиной приводятся стишки, опубликованные в одной из районных газет:

«На пьяную ёлку тратится денег масса,
Пьяный праздник - в кармане дыра.
Сохранит твои деньги сберегательная касса
С пьяным праздником кончить пора».

Вместе с Рождеством была отменена и нарядная ёлка, и другие атрибуты праздника, и волшебник-даритель. Рождеству повсеместно противопоставляется новый советский праздник Великой Октябрьской революции, который отмечался долгое время целых два дня: 7-8 ноября. Более того, некоторые рьяные революционеры предлагали сделать началом Нового года именно 7 ноября.

В начале 30-х годов по улицам ходили активисты, чаще всего комсомольцы, которые внимательно смотрели по сторонам и заглядывали в окна - не устраивает ли кто-нибудь для своих детей рождественскую ёлку. Слежка за людьми в период новогодних и рождественских праздников стала обыденным делом. Активисты устраивали так называемое «комсомольское рождество», представлявшее из себя антирелигиозный шабаш. На подобных мероприятиях разыгрывались сценки, высмеивающие врагов рабочего класса: попов, церковь, кулаков, капиталистов, вредителей. Дети поют соответствующие песенки: «Динь-бом, динь-бом, больше в церковь не пойдём». В 1931 году в детском журнале «Чиж», выходившего в Ленинграде, напечатали такое стихотворение Александра Введенского:

«Не позволим мы рубить
Молодую ёлку,
Не дадим леса губить,
Вырубать без толку.
Только то, кто друг попов
Ёлку праздновать готов!
Мы с тобой - враги попам,
Рождества не надо нам».

В стихотворении обращает на себя два мотива. Во-первых, ёлку объявляют поповским обрядом, а во, вторых, утверждается необходимость защитить лес от бездумного вырубания деревьев. Кстати, именно в этот период на Севере сотни тысяч раскулаченных крестьян и прочей "лагерной пыли" занимались повальной вырубкой лесов для продажи за границу "проклятым буржуям".

Сохранились воспоминания современников о том, что до конца искоренить обычай не удалось. Русские люди, применяя все меры предосторожности, продолжали радовать детей, наряжая на Новый год ёлку. Делалось это в тайне от коммунистических соглядатаев. Окна плотно занавешивались шторами и одеялами так, чтобы не оставить ни одной щелочки. Дерево наряжалось сладостями и игрушками, которые в некоторых семьях хранили с дореволюционных времён. Дети были счастливы. К каким только хитростям не прибегали взрослые, чтобы сохранить для малышей любимый праздник. Известны случаи, когда воспитатели на свой страх и риск даже наряжали ёлку в детских садах.

Совершенно неожиданно 28 декабря 1935 года в главной газете страны «Правде» появляется небольшая заметка, подписанная кандидатом в члены Политбюро ЦК ВКП(б) Павлом Постышевым (расстрелян в 1939). Из текста статьи:
«В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные ёлки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах - везде должна быть детская ёлка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года ёлку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской ёлки для детей нашей великой социалистической родины...»

Уже в том же номере «Правды» содержалась информация о продаже ёлок в столице, которые «охотно раскупают», а вот елочные украшения купить очень трудно, сообщает газета, так как их почти нигде нет. На следующий день, 29 декабря, газета рассказывает про телеграммы, высланные накануне руководящим комсомольским работникам с директивой провести для пионеров и школьников ёлки в школах, кинотеатрах, детских домах и даже на катках. Старшим товарищам предлагалось заготовить ёлки, купить игрушки и украшения.

30 декабря читатели газеты любуются фотографией радостных детей, рассматривающих украшенную ёлку в витрине «Детского мира». В том же номере сообщается, что на всех рынках Москвы идет бойкая торговля ёлками, о большом спросе на ёлочные украшения, о гигантских ёлках, которые украсят дома культуры и парки на Новый год, о ёлках Харькова, Киева, Ленинграда…

31 декабря пресса сообщила, что на прилавках магазинов появились долгожданные ёлочные украшения и ёлочные наборы, фигурные пряники и марципаны, а рестораны, кафе и заводские столовые готовятся организовать ёлки на своей территории.

Так, словно по мановению волшебной палочки, ёлка официально была реабилитирована и вернулась в жизнь большой страны.

Надпись на транспаранте гласит: "Родители, не сбивайте нас с толку, не делайте рождества и елку". Однако в реальности с толку детей сбивала именно сталинская власть: то не празднуйте, то празднуйте...


Из воспоминаний таганрогского педагога и историка Павла Филевского:
"31 декабря 1938г. Завтра советский новый год. Магазины совершенно пустые. Даже водки нет и папирос, но что ужаснее всего нет хлеба. Большинство говорит, что хлеба нет потому, что у нас плановое хозяйство и что Таганрог по плану свой хлеб съел, и что с 1 января хлеб будет. Я решительно не допускаю ни такого тупоумия, ни такой жестокости. По улицам тащат елки. Для чего и для кого? Елка имеет связь традиционную с рождественскими праздниками, а без этих традиций - это обезьянничество бессмысленное, да ещё теперь, когда к завтрашнему дню продают конфеты «поштучно» не более десяти штук да простые мятные пряники. Неужели думают доставить детям удовольствие, когда нацепят елку стеклянные шарики и зажгут свечки, а угостить нечем даже сладким чаем, потому что сахар - драгоценность, а хлеб редкость. О ужас, до чего довели богатую, обильную, сытую, гостеприимную Россию... Да будут прокляты виновники горя голодных людей и осиротелых семей, оставшихся без отцов, которые вспоминают о своих детях среди снегов и елок Севера!"

Источник:
Запрет и реабилитация ёлки и Деда Мороза в 20-30-е годы XX века
https://wikidedmoroz.ru/zapret-i-reabilitatsiya-yelki-i-deda-moroza-v-20-30-e-gody-xx-veka/

СССР 30-х годов в дневниковых записях жителя Таганрога
https://historical-fact.livejournal.com/25951.html

крас_идеологи, общество

Previous post Next post
Up