Наверняка каждый читал или что-то слышал о таком понятии как "уникальная сталинская экономика". Апологеты сталинизма имеют в виду, что невероятное величие тов.Сталина автоматически распространялось на всё,
к чему он имел отношение (и это сущая правда, ведь при Сталине и голод был великим, и террор против своего народа, и потери в войне). Конечно, спорить с тем, что промышленное производство при Сталине резко выросло, никто не собирается. Но отдельные аспекты этого бурного роста за счет голодного населения довольно любопытно рассмотреть.
1929.
В июне на конференции в Бумсиндикате (синдикат бумажной промышленности) полиграфисты жаловались на качество бумаги и картона, произведенных на советских фабриках:
"В полученной, например, фабрикой «Светоч» партии английской папки не было ни одного листа без брака. Эта же фабрика получила с Балахны 3 вагона картона, который был весь в пузырях и слоился. В стопах бумаги, приобретенных Печатным двором (Ленинград), оказались гвозди, куски дерева и т. п… Стоимость всей вырабатываемой бумаги определяется в настоящее время в 165 млн рублей, причем не менее 10% падает в общем на брак. Таким образом, 16 миллионов рублей выбрасывается на ветер."
1930.
Из Спецсводки № 23 ИНФО ОГПУ о перебоях в продснабжении промрайонов и городов. 3 сентября 1930 г. НИЖНЕ-ВОЛЖСКИЙ КРАЙ "…В закрытом распределителе ЦРК, предназначенном для обслуживания 400 американских рабочих Сталинградского тракторного завода, до 7 августа продукты питания отсутствовали. После попытки забастовки со стороны американских рабочих, Правление ЦРК отпустило 1300 кг сливочного масла и другие продукты …На Судоверфи (Сталинград) отмечены случаи, когда в лавках отсутствует хлеб по 2-3 дня …Тракторный завод (Сталинград). Чинить обувь негде, многим рабочим приходится ходить без обуви …При введении выдачи белого хлеба в Сталинграде очереди у распределителей доходили до 1000 человек …В закрытом распределителе Сталинградского Тракторостроя, снабжающем американских рабочих, 1000 кг сливочного масла хранится под открытым небом, подвергаясь порче. Постановка общественного питания в столовых ЦРК Астрахани и Сталинграда продолжает ухудшаться …Тракторострой. Обеды, доставляемые на строительство, грязно приготовлены, особенно гороховый суп, который бывает почти ежедневно."
1931-1932.
В конце лета на "Кузнецкстрое" вспыхнула эпидемия брюшного тифа. Затем - эпидемия малярии. Осенью того же года началась эпидемия сыпного тифа, ситуация с заболеванием вшами становится критичной. Проблемы со здравоохранением решались очень медленно, финансирование было крайне скудным. Процветал дефицит самых элементарных товаров и продуктов. Из сообщения одного из информаторов горкома партии: «15 января в Кемерове… сразу в трех торговых точках большая очередь изломала стойки, а продавца магазина № 22 около шахты «Центральная» ударили палкой по руке. 14 января в 16-м магазине до полусмерти задавили жену одного инженера, которую пришлось увезти в больницу. На левом Жилкомстрое у магазина № 4 очередь образовалась уже в 4 часа утра - огромный хвост в 400 человек, но все-таки 90 рабочим хлеба так и не досталось. Еще больше очередь была в магазине № 1 - 500 человек… Жена коммуниста начальника кузнечного цеха т. Пономарева со слезами заявила, что 3-й день остается без хлеба, муж ушел на работу голодный и детей кормить нечем…».
Инженер Емельянов рассказывает, что летом 1932 года на Ижевском заводе они получили 100%-ный брак при производстве калиброванной стали. Так как после бесчисленных опытов они всё ещё не имели положительного результата, Емельянов попросил немецкого специалиста рассказать о режиме отжига автоматной стали: «Я увидел, как мой собеседник изменился в лице и с каким-то замешательством переспросил меня: Отжиг автоматной стали? Если вы хотите иметь стопроцентный брак в производстве, тогда отжигайте её». Выяснилось, что особенность такого вида стали давно известна, и что отжечь её невозможно, - просто молодые советские инженеры не считали нужным читать дореволюционные учебники.
Инженера Поздняк по поручению Гипроцветмета приехал в 1932 году на стройку медного комбината на озере Балхаш. По прибытии установил, что площадка ещё пуста, работы стоят, а солнце палит так жарко, что в середине дня нельзя работать. Но самым неприятным фактом оказалось то, что прежде чем начать строительство завода, забыли построить водоподготовительную станцию. Рабочие, приехавшие десятками тысяч на стройку, пили воду, оказавшуюся «чистым ядом», прямо из озера, заболевали и погибали: «Каждое утро специальная команда объезжала всю площадку и собирала всех больных и погибших». И всё-таки Поздняк не посмел обвинить правительство за такое явление, а внушил самому себе, что эти жертвы неизбежны при социалистическом строительстве: «В дороге снова и снова продумывал страшные впечатления о Прибалхашстрое, о суровой созидательной работе по освоению жаркой пустыни. Вот какой ценой приходится расплачиваться за освоение пустыни. Но нет таких крепостей, которые не могли бы взять большевики...»
1934.
В апреле Ленинградская прокуратура переслала Прокуратуре СССР дело о выпуске недоброкачественной продукции ф-кой «Красный фарфорист», так как дирекцией фабрики было заявлено, что выпускаемый фабрикой брак не противоречит техническим условиям, присланным главным управлением стеклофарфоровой промышленности. Проводимое в настоящее время расследование подтвердило это заявление. Действительно, временные технические правила, которыми регулируется качество продукции стеклофарфоровых фабрик, составлены настолько халатно, что потребитель на законном основании получает совершенно негодные вещи.
Например, для товара сорт IV этими правилами допускается "деформация и кривизна, не лишающая возможности использования изделия по назначению", или «несплошные рваные края, глубиной свыше 5 мм, не мешающие использовать посуду по назначению».
Из воспоминаний бригадира-каменщика В.Я. Щидека:
«Когда мы кончали первую батарею в подарок XYI партийной конференции, то я в течение 4 дней не уходил с печи, домой не являлся. Подушкой для отдыха мне служила рельса, а чтобы было помягче, подкладывал брезентовые рукавицы. Как раз перед этим у меня заболела жена, и я ее отправил в Томск, а дома остались двое ребят, одному 3 года, другому 7 лет. И вот, на второй день после моего ухода младший сынишка заболел и скоропостижно помер. Я под производственным угаром забыл про ребятишек. На пятый день прихожу домой и вижу - младший мой ребенок помер, а старший где-то ходит по площадке и ищет меня. Соседи также ходили и искали, но не нашли. А трупик начал уже пахнуть. Делать нечего, надо хоронить, а после пришлось хорошенько выпить…»
Из выступления наркома Рабоче-крестьянской инспекции Я. Э. Рудзутака:
"Брак на отдельных заводах достигает огромного процента. Нужно прямо сказать, что брак является бедствием для нашей промышленности… Каковы общие размеры потерь от брака? Этого никто не подсчитал. Во всяком случае, речь идет о сотнях миллионов рублей. По грубой прикидке получается, что только в одном машиностроении, если брать выпуск 1934 г., мы теряем на каждом проценте брака почти столько, сколько стоит московский завод «Шарикоподшипник», сколько стоит «Уралхиммашстрой», в три раза больше стоимости Московского завода револьверных станков, почти в три раза больше, чем стоит завод «Калибр». Подчеркиваю, что это потери от брака по машиностроению, которое работает значительно лучше других отраслей. Каков же вывод? Вывод тот, что по всему народному хозяйству наши потери от брака очень велики."
1935.
31 марта начальник экономического управления Главного управления госбезопасности НКВД СССР Л. Г. Миронов сообщал Сталину: "Управление по Сталинградскому краю установило выпуск недоброкачественных тракторов Сталинградским тракторным заводом. Целый ряд ответственнейших деталей тракторов выпускается с производства на сборку с заведомым браком, не соответствуя техническим условиям и вопреки установленным правилам, при прямом попустительстве руководящего персонала завода, что приводит к быстрому выходу из строя тракторов во время работы в поле. Вот факты: рама (деталь N1) систематически изготавливается и выпускается с большими перекосами отверстий под полуосевые рукава и промежуточную передачу, что приводит к неправильному соединению шестеренок венца дифференциала (детали N98 и N112), зубья которых, находясь в неполном зацеплении, вызывают ускоренный износ шестеренок. Бракованной рамы за время с октября 1934 года по март 1935 года выпущено 11 000 штук... Из указанных лиц - Белохвостов, Сазонов и другие являются активными троцкистами и эта контрреволюционная троцкистская группировка сомкнулась во вредительских целях с частью к/р специалистов, в состав которой также входили бывш. троцкисты, направив свою к/р работу на подрыв качества тракторов."
1936.
Весной НКВД фабрикует дело «О деятельности диверсионной троцкистской организации на “Уралвагонстрое”, в ходе которого было арестовано около двух тысяч человек, в том числе руководители стройки и завода. Сталин требует от Орджоникидзе выступить на февральско-мартовском (1937 года) пленуме ЦК ВКП(б) с докладом «Об уроках вредительства, диверсии и шпионажа японо-немецко-троцкистских агентов». После бурного ночного разговора со Сталиным нарком Серго Орджоникидзе застрелился.
Военпред Харьковского авиационного завода обнаружил на фюзеляже самолёта двойные дыры заклёпок: в полёте это грозило катастрофой. Рабочие, сделавшие этот брак, лишние дыры замазали, вставив фальшивые заклёпки. Разбирательство быстро притушили, поскольку один из бракоделов оказался так называемым "старым большевиком".
Военпред ленинградского завода «Большевик» (Обуховский завод) доложил наркому обороны Климу Ворошилову: предприятие вовсю гонит бракованные стволы для орудий крупного калибра. Нарком обороны меры принял: не вынося сор из избы, кулуарно посовещался с тов. Ждановым, секретарём ЦК ВКП(б) и первым секретарём Ленинградского обкома ВКП(б). Меры были приняты: «капризного» военпреда с завода убрали. А его преемнику прозрачно намекнули: рабочий класс не обижать, стволы принимать любые. Кстати, директором этого завода с 1938 года работал Дмитрий Устинов и брак при нём гнали точно так же. И военпреды были уже не столь упрямые: рабочий класс не обижали, а орденов и премий из-за них передовиков социалистического бракопроизводства не лишали.
1937-1938.
Вот что пишет один из инженеров о шахтах Донбасса, куда он был послан: «Шахты были очень запущены. Всё строилось на том, чтобы добывать уголь любой ценой. Поэтому люди шли на риск, начали подрабатывать целики, которые ближе к стволам. Эти стволы имеют защитную зону, где нельзя брать уголь, поскольку движение пород может нарушить крепление ствола. Во многих случаях начали брать этот самый [уголь]... стали стволы валиться... жертв много было. В общем тяжёлая была ситуация, начали людей сажать, 1937-й год же. Все считали, что это было вредительство, но это было не вредительство, а вынужденный риск, который подчас сходил благополучно, а подчас приводил к авариям».
Бдительными «органами» на предприятии была вскрыта «глубоко законспирированная и широко разветвленная шпионско-диверсионная организация руководителей служб, отделов, цехов». Репрессирован 431 работник Кузнецкого металлургического комбината. Жизнь комбината развивается типичным советским чередом: конкурирующие начальники ищут «вредителей» и пишут друг на друга доносы. В мае 1937 года, выступая на III городской партконференции, секретарь горкома заявил: «Мы с Вами сейчас являемся свидетелями такого факта, когда основная руководящая головка нашего комбината оказалась шпионами, агентами, японо-германскими агентами, вредителями». Расстрелян директор КМК профессиональный металлург К.И. Бутенко.
Завод №112, выпускавший артиллерийские орудия. Журналы учета механических испытаний за 1934-1935гг. показывают хронически низкий уровень качества продукции. На испытаниях различных частей орудия Ф-22 (кожуха, трубы и т.д.) в среднем 42% плавок не были признаны не соответствующими параметрам качества. Согласно статистике механического цеха 1 за 1935г.,в январе было 13 серьезных аварий станков, в феврале - 7, в марте - 13, в апреле - 16, в мае - 12, в июне - 21. В 1938г. в механическом цехе 1 простои оборудования из-за различных аварий составляли 25% рабочего времени. 20 июня вышел из строя молот 6334, 27 июня - молот 6338. Регулярно разрушались электродвигатели, выходили из строя печи. В мае 1938г. В термическом цехе произошли 4 пожара, причем 1 из них привел к взрыву печи. Новый директор завода Мирзаханов приказом по заводу от 19 мая 1938г. объяснял это в духе времени:
"Враги народа, орудующие на нашем предприятии, практикуют путем пожаров и взрывов выводить из строя цеха и завод в целом."
Мирзаханов имел в виду, что кампания по арестам "вредителей" и 'врагов народа' активно шла с лета 1937г. (а были еще крупные "посадки" и до расстрелов 1937г.), но теперь ему ясно, что всех вредителей не перестреляли и надо аресты продолжать. На самом деле аварии были прямым следствием перегрузки оборудования, хронической штурмовщины, низкой культуры производства и нехватки квалифицированных кадров. В другом своем приказе от 3 ноября 1938г. директор поднимал проблему брака: "...Данная деталь идет с большим браком: весь 1937г. - 88%, июнь 1938 - 68%, июль - 70%, август - 82%..." Ноябрь 1938 - это значит, что массовые расстрелы уже закончились, но массовый брак продолжается...
Удельный вес заключенных и спецпереселенцев на стройках СССР в 30-х годах был довольно высок: на строительстве Нижнетагильского меткомбината их доля достигала 50-60%, Магнитки - 45-50%, Березниковского комбината - более 65%. Существенно меньше была доля «спецконтингента» на второстепенных стройках - реконструкции Златоустовского металлургического завода, строительстве Чусовского металлургического завода и т.п. Там она составляла около 35-40%. Использование труда ссыльных и заключенных позволяло создавать значительные ресурсы дешевой рабсилы. В годы войны развитие заводов обеспечивала целая армия заключенных.
Из прокурорского обзора судебной практики:
"Ленинградский облсуд рассмотрел дело по обвинению заведующего пекарней N2 в Детском селе, его заместителя и трех пекарей по закону 8 декабря. По преступной небрежности обвиняемых в хлеб попадали «посторонние предметы», как-то: крысы, мыши, гвозди, окурки и пр. Ленинградский облсуд приговорил заведующего пекарней по закону 8 декабря к 6 годам лишения свободы, а остальных по ст. 111 к исправительно-трудовым работам. СКК (судебная кассационная комиссия.- «Деньги») Верхсуда РСФСР (дело N22822) изменила квалификацию на ст. 111 УК на том основании, что имевшее место с января этого года двукратное нахождение в хлебе запеченных крыс и мышей не дает оснований для применения закона 8 декабря. Остается пожалеть, что кассколлегия для руководства судам не указала, в скольких выпечках нужно находить крыс и мышей для того, чтобы иметь основание применить закон 8 декабря."
1940. Письмо, посланное в ЦК ВКП(б). Изложено с сокращениями:
"Уважаемые товарищи! Я хочу рассказать о том тяжелом положении, которое создалось за последние месяцы в Сталинграде. У нас теперь некогда спать. Люди в 2 часа ночи занимают очередь за хлебом, в 5-6 часов утра в очереди у магазина 600-700-1000 человек. Когда вечером возвращаемся с работы, в хлебных магазинах хлеба уже нет. По вечерам они совершенно не торгуют хлебом. В центре Сталинграда имеется хлебный рынок, но там тоже ларьки закрывают в 7 часов вечера и не всегда бывает хлеб. В городе нет дежурных магазинов, которые бы торговали до 3-4 часов ночи. Спрашивается, когда же рабочему человеку покупать хлеб и может ли он, особенно женщины-матери, оставлять детей на весь день голодными без хлеба и сами вынуждены работать натощак, не считая того, что перекусишь немножко в цеховой столовой, да и здесь хлеб к обеду не всегда подают. Вы поинтересуйтесь, чем кормят рабочих в столовых. То, что раньше давали свиньям, дают нам. Овсянку без масла, перловку синюю от противней, манку без масла. Сейчас громадный наплыв населения в столовые, идут семьями, а есть нечего, никто не предвидел и не готовился к такому положению. На рынке у нас творится что-то ужасное. Мясо кг стоит 25-30 руб., картофель - 50-60 руб. ведерко. Спрашивается, где же рабочему человеку брать денег на прожитие. Зарабатываем в день 7-10 руб., а, прожить - надо 20-25 руб. Почему же нам никто не соберется повысить ставки, а с нас везде берут втридорога. Стирать нечем и детей мыть нечем. Вошь одолевает, запаршивели все. Сахара мы не видим с первого мая прошлого года, нет никакой крупы, ни муки, ничего нет. Если в городе у нас на поселке что появится в магазине, то там всю ночь дежурят на холоде, на ветру матери с детьми на руках, мужчины, старики по 6-7 тысяч человек. В городе в центре только в одном магазине торгует булками и кренделями. Здесь беспрерывно стоят у магазина три-четыре тысячи. Жди рабочий человек, пока купишь плюшку для ребенка. Одним словом, люди точно с ума сошли. Знаете, товарищи, страшно видеть безумные, остервенелые лица, лезущие друг на друга в свалке за чем-нибудь в магазине и уже нередки у нас случаи избиения и удушения насмерть. И везде, в семье, на работе, говорят об одном: об очередях, о недостатках. Глубоко вздыхают, стонут, а те семьи, где заработок 150- 200 руб. при пятерых едоках, буквально голодают - пухнут. Дожили, говорят, на 22 году революции до хорошей жизни, радуйтесь теперь! Меры надо принимать немедленно и самые решительные, пока еще народ не взорвался. Игнатьева Вера, член ВКП(б)17 Сталинград, Верхний пос. СТЗ, 261-й дом, кв. 10."
По материалам
https://historical-fact.livejournal.com