1981. Столкновение АН-24 и ТУ-16

Aug 24, 2021 11:58


В 1981 случилась одна из самых трагических и неизвестных широкой публике авиационных катастроф в Советском Союзе - произошло столкновение двух самолетов над Завитинском в Амурской области. Гражданский Ан-24 столкнулся с самолетом-ракетоносцем Ту-16, в результате чего погибли 37 человек. Самое удивительное в этой трагической истории, что спасатели нашли в тайге выжившую пассажирку, пережившую падение с высоты 5 км.

24 августа 1981 года в небе над Амурской областью неподалеку от города Завитинска пассажирский Ан-24, летевший из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск, столкнулся с самолетом-ракетоносцем Ту-16, совершавшим в тот день метеоразведку. Погибли 37 человек - 5 членов экипажа гражданского лайнера, 26 пассажиров, в том числе один ребенок, а также все 6 членов военного экипажа. При этом удалось выжить 20-летней студентке педагогического института Ларисе Савицкой, летевшей на Ан-24 со своим мужем Володей из свадебного путешествия.
Как и большинство авиационных катастроф в Советском Союзе, трагедия под Завитинском была засекречена, о ней не писали в газетах, с родственников погибших взяли подписки о неразглашении. Результаты расследований и виновники катастроф оставались для выживших и их родственников тайной. Компенсации за смерть и увечья были настолько мизерными, что позже попали в книгу рекордов Гинесса.

О небывалом случае - девушке, пережившей падение с пятикилометровой высоты, - через четыре года написала газета «Советский спорт», однако в той статье была нахальная ложь о том, что якобы Лариса Савицкая разбивалась на некоем самодельном летательном аппарате, причем за два года до реальных событий.

В последний раз экипаж Ан-24 выходил на связь в 15 часов 07 минут, доложив о пересечении трассы Хабаровск - Москва, а в 15 часов 21 минуту самолеты столкнулись на высоте 5220 м. Ан-24 шел несколько ниже, своими винтами он разрубил фюзеляж возле кабины Ту-16, а у самого пассажирского самолета отвалились при этом крыло и верхняя часть фюзеляжа. Обломки самолетов упали в тайгу и загорелись. Спасатели на вертолетах добрались к месту падения с большим запозданием, поскольку были убеждены, что выживших нет.

Ларисе Савицкой помогло выжить то, что их самолет летел полупустым, и они с мужем перебрались на места в самом конце салона, у его хвоста. Бортпроводница предлагала им занять места в носовой части, которая позже будет полностью разрушена, однако молодожены предпочли перебраться назад, причем Лариса заняла место у иллюминатора в той самой части, которая потом минимально пострадает при столкновении. В момент катастрофы Лариса спала в кресле и проснулась от удара и криков. Ее муж, 19-летний студент медвуза, погиб практически сразу, еще в воздухе, как и большинство пассажиров.

«В момент удара у нас тут же исчезла крыша и крылья. Были крики, - рассказывала Лариса. - Я повернулась к мужу, увидела, что он погиб. Попрощалась с ним и начала готовиться к смерти».

Поняв, что самолет падает, Лариса вспомнила итальяно-американский фильм 1974 года «Чудеса еще случаются», который они смотрели вместе с мужем. Фильм был основан на реальных событиях: это история 17-летней немки Джулианы Кепке, которая после крушения самолета оказалась в перуанских джунглях и долго выбиралась к людям. Там девушка тоже спаслась, оставаясь в кресле. При падении Ларису в какой-то момент выбросило в проход, но она все же добралась до ближайшего кресла, вцепилась в подлокотники, вжалась в спинку и уперлась ногами в пол. Она падала в тайгу, и ей еще раз очень повезло в том, что в отличие от прочих пассажиров, столкнувшихся со старыми деревьями, на пути Ларисы попались достаточно гибкие березы. При падении Лариса потеряла сознание на пять часов, у нее был поврежден в пяти местах позвоночник, переломаны руки и ребра, выбиты почти все зубы и повреждена челюсть. Тем не менее позже она смогла передвигаться, выпить воды из лужи и даже попытаться съесть ягоды. От холода укрывалась чехлами с кресел, а от таежного гнуса спасалась найденными полиэтиленовыми пакетами.

Лариса видела поисковые вертолеты, махала им обрывками красного чехла, однако ее сначала почему-то приняли за повара местных геологов. Только на третий день, 26 августа, к ней вышли спасатели, после чего Лариса сразу отключилась и пришла в себя уже в больнице.

«Когда спасатели меня обнаружили, они, кроме «му-му», ничего не могли выговорить. Я их понимаю. Три дня снимать куски тел с деревьев, а потом вдруг увидеть живого человека. Да и видок у меня был еще тот. Я была вся цвета чернослива с серебристым отливом - краска с фюзеляжа оказалась на редкость приставучей, мама ее потом месяц выковыривала. А волосы от ветра превратились в большой кусок стекловаты. Удивительно, но как только я увидела спасателей, ходить уже не могла. Расслабилась. Потом, в Завитинске, я узнала, что для меня уже и могила вырыта. Их рыли по спискам», - рассказала Лариса журналисту «Известий» в 2002 году.

В качестве компенсации Ларисе выдали единовременное пособие 75 рублей. В СССР по нормативам Госстраха за погибшего в подобных катастрофах полагалось 300 рублей, выжившим - 75.

По результатам расследования следственная комиссия сделала следующие выводы:
Группа руководства полётами аэродрома Завитинск во время предполётной подготовки перед заступлением на смену не произвела анализ и оценку воздушной обстановки в районе ответственности в части получения информации об эшелонах и времени пролёта через район аэродрома транзитных самолётов. Руководитель полётов аэродрома Завитинск не использовал радиолокационные средства для контроля за полётом самолётов Ту-16, что оказало прямое влияние на возникновение аварийной ситуации.

Командование объединения не обеспечило соответствие инструкции по производству полётов (ИПП) на аэродроме Завитинск требованиям ОПП-77, ИПП и УВД на территории военного округа и совместной директивы ВВС-МГА, что также оказало влияние на обеспечение безопасности полётов в районе данного аэродрома.

Командование ВВС военного округа не организовало внесение необходимых изменений в ИПП и УВД на территории округа в части планирования и обеспечения полётов ВС Министерства обороны СССР, происшедших в связи с созданием и функционированием с февраля 1980 года центров Единой системы Управления воздушным движением (ЕС УВД).

Взаимодействие военных и гражданских секторов зонального центра (ЗЦ) ЕС УВД Хабаровска и районного центра (РЦ) ЕС УВД Благовещенска в части взаимной информации о воздушной обстановке в зонах и районах ответственности организовано недостаточно.

Порядок пролёта местной воздушной линии (МВЛ) «Бурея-Чегдомын» на высоте 4200-4500 метров, отработанный в военном секторе районного центра Благовещенска, не был доведён до штаба дивизии.

Временное положение о центрах ЕС УВД, Инструкция по взаимодействию между гражданскими и военными секторами ЗЦ и РЦ ЕС УВД, а также табель сообщений о движении ВС МГА не предусматривают обмена информацией между гражданскими и военными секторами центров по вопросам задержек с вылетами самолётов, фактического времени вылета, расчётного времени входа в районы ответственности РЦ ЕС УВД, а также пролёта транзитом районов ведомственных аэродромов. В результате этого военному сектору РЦ не было известно о наличии пассажирского самолёта Ан-24 на участке МВЛ «Бурея-Чегдомын». В свою очередь, военный сектор РЦ Благовещенска не проинформировал гражданский сектор РЦ о времени фактического вылета самолётов Ту-16, так как это не было предусмотрено Инструкцией по взаимодействию.

Источники:
https://www.gazeta.ru/science/2021/08/23_a_13906712.shtml?updated
https://ru.wikipedia.org/wiki/Столкновение_над_Завитинском
https://iz.ru/news/265070

катастрофы, 1981

Previous post Next post
Up