Документы
следственного дела позволяют опровергнуть закрепившуюся в публицистике точку зрения о том, что Святейший Патриарх Тихон, якобы, в советских газетах выразил соболезнование по поводу смерти
теоретика и практика массового геноцида, терроризма, внесудебных казней и взятия заложников В.И. Ульянова по кличке Ленин.
Изучение газетных публикаций, которые были сделаны от имени Патриарха, приводят нас к выводу, что ни одна из них в полной мере мнения Патриарха не отражала. Все эти публикации осуществлялись по инициативе АРК и ГПУ, все тексты должны были быть утверждены, а на практике часто и составлены этими органами. В некоторых случаях Патриарх лишь давал согласие на их публикацию, обычно, при условии внесения в него редактуры. В большинстве же случаев большевики обходились без согласия Патриарха, публикуя заведомо подложные материалы с целью его дискредитации. Именно это имело место при публикации подложных «соболезнований».
25 января 1924 г. в газете «Известия» №20 от 25 января 1924 года было опубликовано подложное «Обращение Святейшего Патриарха Тихона и членов Патриаршего Священного Синода в советскую прессу в связи со смертью председателя совета народных комиссаров В.И.Ульянова (Ленина)» следующего содержания:
«Прошу через Вашу газету выразить мое соболезнование правительству Союза Советских Республик по поводу тяжкой утраты, понесенной им в лице неожиданно скончавшегося Председателя Совета Народных Комиссаров В.И. Ульянова (Ленина).
Патриарх Тихон (Белавин)
Митрополит Тихон (Оболенский)
Митрополит Серафим (Александров)
Митрополит Петр (Полянский)
11 (24) января 1924 г.»
В сообщении одного из осведомителей ГПУ следует, что 1 февраля 1924 года Патриарха Тихона (Белавина) «совершенно неожиданно посетил с Королёвым епископ Платон; из разговоров с ним между прочим, узнал, что Тихон никакого соболезнования в редакции газет по случаю смерти Ленина не посылал».
В «соболезновании» архиепископы Серафим и Тихон названы митрополитами, что не соответствует действительности: это очень характерно для документов, составленных в ГПУ, где часто путали названия церковных санов. Эта публикация была, безусловно, одной из очередных попыток Тучкова скомпрометировать Патриарха. Однако и она провалилась, и даже имела обратный эффект.
Подлинное отношение Патриарха Тихона к большевицкой власти выражено в его
письме совету народных комиссаров, 13 (26) октября 1918 года. Ни арест и тюремное заключение, ни издевательства большевиков не смогли сломить его веру и заставить отречься от Истины Христовой, за что он прославлен в лике Святых новомучеников и исповедников Российских.