Мне
написал фермер
Фермер считает себя успешным и даже презрительно поминает советские колхозы. Вы знаете, что я и сам предприниматель, «развиваю» вполне конкретную «отрасль» торговли весьма нужным гражданам товаром. Поэтому, будучи человеком, приземленным, я низко кланяюсь человеку, который способен вырабатывать полезный сельскохозяйственный продукт в наше время и в нашей стране. Но давайте сравним успешного фермера с успешным колхозом трезво.
Я сразу отбрасываю вариант фермера, который действительно использует только труд своей семьи, не привлекая наемных работников. Подобный фермер никакого влияния на экономику не оказывает, его капитала и сил никогда не хватит, чтобы вести современное сельское хозяйство, сколько-нибудь заметное обществом.
Но если мы берем фермера, использующего наемный труд, то мы должны сразу поставить вопрос о социальных обязательствах такого фермера. Колхозами этот вопрос был решен достаточно надежно много десятилетий назад, для российского общества это давно пройденный этап. Выплачивает ли современный успешный фермер своим работникам больничные, декретные, предоставляет ли оплачиваемые отпуска для учебы, льготные путевки в санатории. Гарантирует ли работу в течение всего года или предпочитает эксплуатировать работников в сезон, забывая об их нуждах на остальное время? Помогает ли работникам, ушедшим на пенсию? Обеспечивает ли личные хозяйства работников кормами и сельхозпродуктами по себестоимости? Я вам напомню, что все это гарантированно обеспечивал самый захудалый колхоз. Настолько ли успешен наш фермер, чтобы платить по своим социальным обязательствам, или его доходы ниже доходов самого бедного колхоза, и успешный фермер в этой области сразу прикидывается неуспешным?
Мы помним, что самый захудалый колхоз мог себе позволить вложения в село в виде хотя бы клуба, детских ясель, помощи школе, радиофикации, электрофикации, ремонта дорог, мостов и т.д. Но мы должны брать для сравнения успешные колхозы. А они строили колхозникам дома, асфальтировали улицы, выстраивали на центральных усадьбах современную инфраструктуру, имели собственные дома отдыха и санатории. Расскажите мне про фермера, который способен на такие социальные вложения и я попрошу поставить ему памятник при жизни на Красной площади.
Возникает вопрос, если успешный фермер не способен, хоть с криками «уря», хоть с лозунгами «Крым-наш!», тащить социальные обязательства, которые давным давно тащили колхозы, то как этот фермер сможет доказать обществу свою ценность?
У фермера остается только производство, может он так завалил Россию высококачественной продукцией и ему общество простит организационно-социальную несостоятельность?
На конец 2015 г., согласно данным Росстата, в РФ насчитывалось 19 млн. голов КРС, из которых коров - 8,4 млн. В 1990 г., во времена «колхозных лозунгов» одних только коров было больше, чем сегодня общее поголовье КРС - 20,6 млн. голов, а общая численность КРС в 1990 г. - 57 млн. голов. Я предположу, что коровам лозунги глубоко по вымени, поэтому может быть дело все-таки не в лозунгах? Меня вообще тревожит уровень знаний фермера о колхозном производстве, если он всерьез уверен, что тогда дело было в одних лозунгах. Фермерам необходимо учиться, чтобы не изобретать давно изобретенный велосипед.
Мне могут сказать, что корова - слишком сложное домашнее животное для фермерского интеллекта, с остальным у них получается много лучше, но ведь коровы - это почти все молочные продукты, а КРС в целом - это традиционное русское мясо - говядина. Если успешные фермеры не в состоянии обеспечить общество ключевыми и традиционными продуктами нашего пищевого рациона, то может им следует трезво взвесить критерии собственной успешности, может существует какое-то системное недоразумение, из-за которого фермерство демонстрирует свою беспомощность в отраслях сельского хозяйства, обыденных не только для колхозной, но и для российской средневековой деревни? На всякий случай я показываю прочие основные изменения в поголовье, чтобы не обвинили меня в пристрастности: свиньи 38,3 млн. гол. В 1990 г. против 21,4 млн. в 2015 г.; птица 660 млн. голов в 1990 г. против 547,2 млн. в 2015 г. Кстати, посмотрите на эти цифры и подумайте, чего стоят современные байки о дефиците мяса в СССР. Как говорится, нам бы сейчас тот дефицит на уровне 1 коровки на 2-3 гражданина))
Последний пункт, за который цепляется успешный фермер, пытаясь доказать свою общественную значимость, это «полезность» фермерского продукта. Надо ли вообще напоминать, что именно в этом у общества сегодня существуют большие сомнения, - слишком велика доля продуктового фальсификата и использования современным российским сельским хозяйством различных сомнительных добавок и средств. На моей памяти на соседней советской птицефабрике кур кормили творогом, поэтому «синие» куры давали при варке изумительный ароматный бульон, в отличие от…
Подведем итог. Современный успешный фермер с точки зрения общества едва ли имеет основания с пренебрежением вспоминать советские колхозы, т.к. в подавляющем большинстве случаев проигрывает им по всем значимым для общества направлениям: не обеспечивает продовольственную безопасность страны, не гарантирует качество продукции, не способен выполнять социальные обязательства перед односельчанами и своими работниками. И если сам фермер не может разобраться, почему он не способен сделать то, что делали «отстойные» колхозы, так может ему начать как раз с выяснения смысла лозунгов?