Стамбул. Султанский дворец Топкапы (Топкапи)

Jun 03, 2012 23:00

Оригинал взят у nach_travel в Стамбул. Султанский дворец Топкапы (Топкапи)




Султанский дворец Топкапи - это было первое, куда я направилась сразу после завтрака на первый же день в Стамбуле. Потому как в интернете и путеводителе все в один голос пугали сумасшедшими очередями в кассу (что оказалось чистой правдой), а успеть посмотреть за день предстояло много..

Расскажу немного о дворце. Кстати, везде город буду называть Стамбулом, хотя все, наверное, помнят, что до 1930г. это был Константинополь. С 15в (со времени завоевания города турками-османами) и до середины 19в. Топкапи было главной резиденцией османских султанов, центром управления Османской империей, этакий Версаль по-восточному (правда, в Версале никогда не было гарема, но по роскоши оба дворца в те времена были вполне сравнимы). Здесь жили и правили 25 султанов, одновременно обслуживало дворец около 5 000 людей. Это был настоящий город в городе с собственными мечетями, банями и даже зоопарком.

В 1854 султан Абдул-Меджид переехал в новую резиденцию, по другую сторону залива Золотой Рог - Дворец Долмабахче. В 1923, с установлением в стране республики, дворец Топкапы был объявлен музеем и туда открыли доступ обычным людям. С тех пор это один из самых посещаемых дворцово-музейных комплексов мира.

Топкапы был построен в 15 в. на месте разрушенного дворца византийских императоров и устроен в виде четырех дворов, окруженных общей стеной и разделённых между собой.

Итак, в 8.30 утра я уже стояла в кассу Топкапи (музей открывается в 9), не скажу что первая, но в 9.10 уже гуляла по второму (из четырех) внутреннему двору дворца. Первый двор - это где кассы, туда вход всегда свободен (без билетов), так было и во времена султанов, когда в первом дворе находились разные служебные помещения (например, хлебопекарня, монетный двор). Второй двор - это уже начало экспозиции музея, сюда во времена султанов уже могли заходить только иностранные гости и обслуживающий персонал султанских кухонь, там находился Диван (совет министров).

В центре второго двора - парк с вечнозелеными кипарисами и платанами (есть очень старые, которым более 100 лет). Когда то здесь по дорожкам расхаживали газели, павлины и другие экзотические животные, удивляя иностранных гостей султана и создавая атмосферу райского уголка.







Слева у главной стены - небольшой огороженный конюшенный двор султанов



Во дворе и у его стен было расставлено много плит, видимо снятых с каких-то сооружений дворца. Скорее всего для реставрации.









Торчащие горлышки бутылок - это трубы кухонь, где готовилась еда для султана, его министров, матери, евнухов, гарема, да и всего обслуживающего дворец персонала, включая последнего стража и слугу. Сегодня большая часть кухонного комплекса является местом демонстрации коллекции фарфора.



Еще во втором дворе Топкапи находится вход в Гарем (платить отдельно от посещения всего дворца, 15 долл.). Гарем являлся запретным миром для постороннего глаза. Исключение составляли султан, его ближайшие родственники и приближённые. Сюда был открыт доступ лишь для представителей трёх профессий: доктора, учителей принцев и музыкантов. Не мусульманин о вхождении в гарем даже не мечтал. В гареме, кроме жён и матери-султанши, жили юные принцы, будущие наследники престола, наследники, не достигшие совершеннолетия, их сестры и слуги.





Гарем начинался особо выложенной камнями «тропой», которая называлась Дорога счастья



Сегодня из 300 комнат гарема только 30 открыты для экскурсионных посещений, но и они дают возможность оценить нравы и атмосферу того времени. И решетки на каждом (!) окне в гареме - это не прихоть реставраторов для защиты от любопытных туристов. Так здесь жили, чаще всего до конца своей жизни, несколько сотен женщин .. И лишь единицы из них имели свою собственную комнату.







На этот боковой стол в гарем приносили еду его обитателям.







Здесь представлена группа манекенов - матери султана (Валиде-султан) и прислуживающих ей служанок. Султанша-мать властно ведала всеми делами гарема. В гареме ей было отведено более 40 комнат и большое количество прислужниц. В то же время между матерью султана и его фаворитками (хасеки) постоянно шли не утихающие распри.





Зал отдыха и пиршеств султана. Наверху, на балконе во время пиршеств постоянно танцевало, сменяя друг друга, по нескольку наложниц







Комната наследного принца







Двор фавориток - за этими закрытыми сейчас окошками находились комнаты наложниц-фавориток султана.









Заканчивая тему гарема (и выходя из него), стоит заметить справедливости ради, что все ужасы проживания в гареме, сродни тюремному заключению, были ужасны по большей части для европейцев. Для небогатых семей Османской империи, с восточными традициями воспитания, считалось «удачей», если дочь брали в султанский гарем - в семье одним ртом меньше, а девушка была «пристроена», причем гарантированно хорошо одета и накормлена.. То есть получалось, что перспектива жизни в гареме была может и не самой худшей - не надо было работать не покладая рук с раннего утра до ночи, готовить и убирать в доме для оравы детей и мужа - вместо этого предстояли «беззаботные» дни в красивом доме, где за девушками убирали, ухаживали, кормили их и развлекали. К тому же существовала вероятность, что девушка в гареме «сделает карьеру» до одной из фавориток султана, а может даже будет выдана замуж за одного из его министров и тем самым вовсе выйдет на свободу. Но и без интриг и «несчастных случае» в борьбе за внимание султана в гареме, как известно, не обходилось - «серпантарий» еще тот был:)



Итак, через парадный павильон переходим в Третий двор - заканчивается административная часть дворца (первый и второй двор) и начинается уже исключительно султанская часть (третий и четвертый дворы).

Потолочные украшения ворот в Третий двор.



Печать султана на стене - этим знаком «подписывались» все государственные указы в Османской империи.





Павильон, где сейчас расположена сокровищница дворца. Фотографировать там нельзя, очередь большая, но по мне, так ничего сверхординарного там нет. Ну разве что полностью золотая люлька для наследных принцев впечатлила (в ней новорожденного выносили показывать народу). А драгоценности… красиво, но в нашей Оружейной палате и Алмазном фонде не хуже)))



Самый последний, Четвертый, двор - это в основном, сад, где султаны гуляли, отдыхая от государственных дел. Там же расположена замечательная смотровая площадка с видом на пролив Босфор.





Самым большим впечатлением от Топкапи у меня стала не султанская сокровищница, а..изразцы. Ими украшены почти все внутренние помещения дворца, от гарема до приемных покоев султана. Все такие разные, красочные и удивительно красивые.. Самые-самые - в Павильоне обрезания в четвертом дворе.





В целом, весь комплекс Топкапи оставляет смешанные чувства. С одной стороны, да, красиво, впечатляют масштабы дворца, чувствуется, что туристам доступна лишь малая часть того, что кроется за его стенами. Но больше всего меня «удивила» заметная запущенность, ветхость большинства помещений, их отделки, интерьера. Нужно обладать немалой фантазией, чтобы представить, что вся эта потертость, все трещины, блеклость когда-то считалась чуть ли не чудом света, поражая современников уже только своими описаниями. То есть если, скажем, после посещения Эрмитажа в С.Петербурге остается ощущение Роскоши, то после Топкапи скорее Остатки Былой Роскоши:) Где-то я читала, что при открытии Топкапи как музея в начале 20в. осознанно не стали проводить масштабной реконструкции, желая показывать туристам «все как есть». Наверное, в этом «все как есть» и заключается изюминка этого музея.

http://www.topkapisarayi.gov.tr/ - официальный сайт музея

Стамбул, Константинополь

Previous post Next post
Up