Британская историческая география XIX в. (2)

Aug 19, 2008 05:35

Джордж Адам Смит: шотландский теолог и миссионер, специалист по ветхозаветной экзегезе вошел в историю как автор самого популярного в XIX в. историко-географического обзора Святой Земли. Книга «The Historical Geography of the Holy Land» (1894) г., выдержала свыше [25 изданий]; см. также «The Atlas of the Historical Geography of the Holy Land» (1915).

Cмит, также как Тоузер, был продолжателем традиции «ancient geography», и хотя использованные им методы, как естественнонаучные, так и историко-филологические, принадлежали уже отчасти веку XX, в самом основании его подход также напоминал о гуманистическом происхождении жанра. Батлин, исследовавший в своей статье интеллектуальный контекст творчества Смита, и, в частности, связи его работы с предшествующими трудами в области библейской географии, особо отмечал характерный пассаж, открывающий описание Мертвого моря [4:381].

«Возможно нет на Земле больше области, где природа и история образовали более свирепое сочетание, и столь трагическая драма обрела столь ужасный сцену. Эффект некоторых исторических катастроф иногда усиливают виды, их окружающие, полные красоты и мира. Здесь - все иначе… История Мертвого моря открывается Содомом и Гоморрой, и, можно сказать, заканчивается резней в Массаде» [10:499]. Последние слова, ограничивающие интерес Смита библейской древностью, также свидетельствуют о том, что перед нами образец географического жанра, восходящего к «древней географии». [переделать]

Определение, которое дает Смит исторической географии: [поправить перевод] «Есть много способов описать географию Палестины и иллюстрировать историю Святой Земли, но некоторые утомительны, а иные бесполезны. Все они не дают видения Земли в целом, и не способны дать вам почувствовать звук стремительной истории. Читателю или проповеднику Библии необходимо представить очертания Палестины - ее форму и расположение, ее равнины, перевалы и горы, ее дожди, ветры и температуры, ее цвета, свет и тени. Те, кто изучает Библию, жаждут почувствовать ее почву и ощутить атмосферу, понять, почему история приняла здесь такие черты, а проповедь Евангелия - свою характерную манеру, постичь, что география способна внести вклад в вопросы библейской критики, и, кроме всего остального, различить те черты, которые определила в религиозном развитии Израиля физическая природа, и те, которые были результатом моральных и духовных сил. C этой точки зрения география Святой Земли представляет высший интерес» [10:ix].

Р. Батлин характеризовал метод Смита, как исследование географического контекста (study of geographical context) [4:392]. В основе географического описания Святой Земли с той точки зрения, которая будет полезна для исследователей Библии, лежит широкий диапазон методов, в том числе методы библейской критики, направленные на выяснение исторических условий происхождения библейского текста. Для Смита, как и для Тоузера в случае с Гомером, сама география Палестины оказывается доказательством аутентичности библейских книг. Как христианин, Смит, впрочем, трактовал факт зарождения христианской религии в Палестине не с точки зрения географического детерминизма, но как акт проявления Божественного Откровения [10:107-116].

«Историческая география Святой Земли» Дж. Смита, содержавшая элементы исторического подхода, тем не менее, была существенно шире по своему содержанию, представляя собой географическое описание Палестины и окрестных территорий. Г.К. Дарби отмечал в своей работе «On the Relations of Geography and History» (в секции «The Geography behind History») «самые строгие пуритане из нас могут возразить против использования им термина «historical geography», но фактически, чтобы мы не думали, шотландский священник создал такие описания, которым многие географы могут только позавидовать, не в силах их повторить»[Дарби:3].

Эдвард Фриман: известнейший английский историк, профессор новой истории в Оксфорде был приверженцем сравнительного метода. Воспринимая европейскую политическую историю как единый процесс, (Фриман был автором высказывания «История - это политика прошлого, и политика - история в настоящем»), он с одинаковым азартом интересовался как древней, так и современной, как британской, так и зарубежной историями. Это был классический образец викторианского ученого универсала, ему принадлежат работы по истории церковной архитектуры, норманнского завоевания Англии, истории Сицилии, и множество других. Он также написал несколько общих очерков истории Европы.

Фриман был чрезвычайно внимателен к географической составляющей исторического процесса. Следуя завету своего учителя, Арнольда, некогда с томиком Полибия в руках пересекшего Альпы по следам Ганнибала, Фриман перед написанием очередной работы также стремился обязательно посетить места исследуемых исторических событий [и даже умер в путешествии по Испании]. Иcторики зачастую делали крупные ошибки в определении границ государств и названий территорий в тот или иной период. Поэтому Фриман решил создать справочный труд, позволяющий определить точное название территории или границы страны в тот или иной момент истории.**

«The Historical Geography of Europe» (1881), cправочник-обзор Фримана, организованный по хронологическому и региональному принципу (он с сожалением замечал в предисловии, что не может рассматривать Европу как единое целое, а принужден разделить ее на несколько географических групп) представлял собой огромный труд, аккумулировавший передовые знания по истории Европы от античности до 1870-х гг. Вторым томом «Исторической географии Европы» был атлас из 65 карт. «Меня приводили в крайнюю усталость уже сам вид и название книги -писал Фриман, - а особенно карты дались мне с превеликим трудом» [12:175-176].

Несомненно, впрочем, что «передовая» позитивистская работа Фримана наследовала историографической традиции, восходящей к гуманистам. Как и историки XVII-XVIII вв., Фриман видел в истории прежде всего политическую историю (Коллингвуд писал о нем, что тот «увяз в старой ошибке отождествления истории с политической историей»[1:127]), и его историческая география также напоминала методы гуманистов, пытавшихся отметить на карте современного Средиземноморья гомеровы города.

C [актуальными тенденциями] развития исторической географии работу Фримана связывали характерные попытки интрепретировать историю Европы с точки зрения географического детерминизма. «Обратившись к истории, мы увидим, что она есть не иное что, как переработка последствий, вытекающих из этих физических явлений. Из всех частей Европы, Греция должна была первою сделаться цивилизованною и играть роль в истории; что же касается до господства над цивилизованным миром ранних времен, т.е. над странами, окружающими Средиземное море, - то это господство должно было достаться Италии, а в ней - самому центральному из ее городов, Риму [2:7].

Из этой посылки следовали рассуждения о влиянии географии на национальный характер народа и на его место в истории [2:9], логика которых связывает работу Фримана с cовременными ему трудами по исторической географии колоний.

Историческая география колоний: работы этого направления, самыми известными из которых являются труды Чарльза Лукаса (Сharles Lucas, цикл под общим названием «Нistorical Geography of the British Colonies and Historical Geography of the British Dominions» (1887-1924)) и Херфорда Брук Джорджа (Hereford Brooke George, 1838-1910, «Historical Geography of the British Empire» (1904)) помимо своего историографического значения, интересны как свидетельство мировоззрения, определившего [когнитивные] масштабы англо-саксонской исторической географии следующего XX столетия.

Робин Батлин указывал, что эти книги, мало связанные с исторической географией в современном смысле, были по большей части очерками истории колоний, включавшими в себя статистический и этнографический материал [3:22]. Но все же, несмотря на информативность этих работ в отношении истории географических открытий, торговли и экономики, для современного читателя [главным их содержанием остается манифестация имперской идеи]. Лапидарный перечень глав в начале книги Херфорда Джорджа представляет собой гимн во славу европоцентричного мироустройства, на вершине которого находятся Британские острова, а затем - по мере удаления от центра все больше теряя в статусе - следуют многочисленные британские колонии, доминионы и протектораты [6:ix-xi].

Методом работы является географический детерминизм, служащий идеологическим целям: «На характер любого государства, и тем более любой империи, оказывают влияние географические условия, и это исключительно верно по отношению к Британской империи, подобной которой еще не видел мир. Ее место на земном шаре - поблизости от Европы, но отдельно от нее - даровало Англии лучшую возможность для мореплавания и коммерческого превосходства. И ее народ, отчасти благодаря произведенному географическими влияниями смешению рас, обладал энергией, необходимой для того, чтобы использовать эти возможности». [6:1]
[Идея целостности европейской истории, легшая в основу исторической географии Фримана с одной стороны, и имперская идея, бывшая важной составляющей контекста (в том числе, и историографического) эпохи, задали глобальный масштаб, присущий дальнейшей британской (а затем англо-американской) историко-географической традиции]***. Пространственная интерпретация исторического процесса в данном случае не ограничивалась национальной историей, в XX вв. любимым жанром британской историографии была «Историческая география Европы»****.

*Учебник насыщен такого рода примерами. Так, например, о Мессении он пишет, как об области, чья историческая судьба - спартанское завоевание, была следствием плодородия почвы, вызвавшего зависть лаконцев, о Спарте, как о регионе, чья замкнутость и отдаленность объясняет ее архаический, ксенофобский и воинственный нрав. Находящаяся в центре Пелопонесса Аркадия, подобная Швейцарии, контролирующей трансальпийские пути, была предрасположена [к торговой стезе].
**«Задача настоящего труда заключается в определении размеров территории, занимаемой различными государствами и нациями Европу и соседних с нею стран в различные периоды всемирной истории, в обозначении разных границ одной и той же страны в разные времена и в уяснении различных значений, которые придавались одному и тому же наименованию. В высшей степени важно тщательно определить эти различия, потому что многие исследователи весьма часто делали крупные ошибки относительно исторических фактов, думая и выражаясь так, как будто имена различных стран… означали всегда одно и то же пространство территории» [Лучицкая 1].
***Труд Фримана об исторической географии Европы появился значительно раньше, чем соразмерная с ним в историографическом отношении «Историческая география Англии» под редакцией Дарби.
***Пассаж, посвященный расовому превосходству британцев над остальными нациями, кажется идеальной иллюстрацией к тому, что Эдвард Саид (Edward W. Said) называл ориентализмом. «Британская империя почти в любом отношении представляется доминантной расой по отношению к другим… Индия представляет собой мир в миниатюре (miniature world - sic!), состоящий из множества рас, одни из которых имеют свою древнюю цивилизацию, другие - живут дикарями, а третьи находятся на переходных стадиях. Все это содержится вместе, в порядке и мире, армией английских чиновников, гражданских и военных, и управляется в соответствии с тем, что, как считает Англия, является наилучшим для подвластного ей населения». [6:8] [Этому же факту - чрезвычайному неравенству между малым количеством европейцев в Индии и числом местных жителей, и тому, почему первые с этим эффективно справлялись - Саид посвятил несколько страниц в своей книге «Культура и империализм» (1994). Он писал об идее «цивилизаторской миссии», позволявшей европейцам колониального периода не испытывать каких-либо сомнений относительно легитимности отношений колонизатора и колонизируемого [9:10-12].
*****Dann E.W. Historical Geography on a Regional Basis. 2 vols. Vol 2. Europe. London, 1908; East G.W. An Historical Geography of Europe. London, 1935; Smith C.T. An Historical Geography of Western Europe before 1800. London, 1967; Pounds N.J.G. An Historical Geography of Europe: 450 B.C.- A.D. 1330. Cambridge, 1973; Pounds N.J.G. An Historical Geography of Europe: 1800-1914. Cambridge, 1985; An Historical Geography of Europe / Ed. by R.A. Butlin & R. A. Dodgshon. Oxford, 1998.

Литература:
1. Коллингвуд Р. Идея истории / Пер. Ю.А. Асеева. М., 1980.
2. Фриман Э. Историческая география Европы / Пер. М.В. Лучицкой. М., 1892.
3. Butlin R. Historical Geography: Through the Gates of Space and Time. Londоn: A Hodder Arnold Publication, 1993.
4. Butlin R. George Adam Smith and the historical geography of the Holy Land: contents, contexts and connections // Journal of Historical Geography. 1988. Vol. 14. P. 381-404.
5. G.B.G. Obituary: Henry Fanshawe Tozer // The Geographical Journal. 1916. Vol. 48. P. 176-177.
6. George H.B. Historical Geography of the British Empire. London, 1904.
7. Freeman E.A. The Historical Geography of Europe. 2 vols. London, 1881.
8. Lucas C.P. Introduction to a Historical Geography of the British Colonies. Oxford, 1887.
9. Said E.W. Culture and Imperialism. Vintage Books, 1994.
10. Smith G.A. The Historical Geography of the Holy Land. New York, 1901.
11. Stanley A.P. The Life and Correspondence of Thomas Arnold. London, 1903.
12. Stephens W.R.W. The Life and Letters of Edward A. Freeman. London, 1895.
13. Tozer H.F. A History of Ancient Geography. Cambridge, 1935.
14. Tozer H.F. Researches in the Highlands of Turkey, London, 1869. 2 vols. Vol.1.
15. Tozer H.F. Primer of Classical Geography. London, 1887.
16. Withers C., Mayhew R. Rethinking ‘disciplinary’ history: geography in British universities, c.1580-1887 // Transactions of the Institute of British Geographers. 2002. NS 27. P.11-29.

Прим.: картинки будут позже, нет времени.
Прим.: большинство книжек из списка литературы, в том числе Фриман, Тоузер и Смит, см.: www.archive.org

история ИГ, sacred geography, arnold, freeman, британская школа, империализм, колонии, xix, george adam smith, classical geography, said, история географии

Previous post Next post
Up