Тайная вечеря от Римской Империи до Реформации

Apr 27, 2016 18:19

Оригинал взят у gorbutovich в Тайная вечеря от Римской Империи до Реформации
27 примеров, известных и не очень, художественной интерпретации сюжета Тайной вечери. В числе прочего Тайная вечеря с кошкой, под раков, с Лютером, в толпе гуляк



Круглый стол на Тайной Вечере из Оттхайнрих-Библии, фолио 40v. Манускрипт был создан по приказу герцога Баварско-Ингольштадтского Людвига VII Бородатого около 1425-1430 годов. Текст рукописи включает немецкий перевод Нового завета с латинской вульгаты и является крупнейшим дошедшим до нас манускриптом библии до-лютеровской эпохи. Пергамент, 53,2х37,2 см. Баварская государственная библиотека, Мюнхен / Blatt 40v: Abendmahl, Mt 26,20-29, um 1425-30. Ottheinrich-Bibel, Bayerische Staatsbibliothek, Cgm 8010. Matthäusmaler. via. Кликабельны все изображения.

Свидетельства о Тайной вечере содержатся в Евангелии: от Матфея 26:17-35; от Марка 14:12-26; от Луки 22:7-39; от Иоанна 13-14; в первом послании к Коринфянам 11:23-25 и в целом совпадают между собой, различия незначительны и касаются деталей.

Тайная Вечеря широко представлена в христианском искусстве всех времен. Последняя трапеза, которую Христос устроил с учениками в Иерусалиме перед своим арестом на которой он объявил Двенадцати, что один из них предаст его. На последнем ужине было установлено таинство евхаристии.

Эта трапеза была прославлением еврейского праздника Пасхи - «праздника свободы», ознаменовавшего исход израильтян из Египта. Для христиан слова Христа, когда он освящал хлеб и вино, означают установление главного обряда Церкви. В искусстве два аспекта этой темы - предсказание о предательстве и первое Причащение апостолов доминируют в разные периоды.

Ранняя Церковь изображала таинство, впервые получившее визуальное выражение в полностью разработанной форме в византийских мозаиках VI века.


2.


VI век, Codex Purpureus или Россанский кодекс /Codex Rossanensis. Унциальный манускрипт на греческом языке, содержащий текст Евангелия от Матфея и Евангелия от Марка. Россанский кодекс написан серебряными чернилами на пурпурном пергаменте. Source, via

Ученики располагаются по изогнутой стороне D-образного стола, Христос на правом краю - на самом почетном месте согласно правилам римского пиршества. Это место называется местом консула. По традиции римского застолья участники последнего ужина возлежат, опираясь на левый локоть, оставляя правую руку свободной. У пировавших римлян левый локоть лежал на подушке, а правой брали еду. и поздняя еврейская традиция в соблюдении обряда Пасхи. Первоначально пасхальная едаупотреблялась стоя, так как израильтяне накануне исхода должны были есть быстро. В римские времена возлежать за едой было знаком свободного человека, таким образом этосчиталось более соответствующим еврейскому празднику свободы. Возлежание за трапезой вновь встречается уже только в XVII веке в творчестве Пуссена (1594-1665).

3.


VI век, Россанский кодекс. Формат листов кодекса: 31×26 см. Архиепископский музей города Россано, Италия. Source

Сюжет

Литературное описание евангельского события от графа Льва Николаевича Толстого из "Жизни и учения Иисуса" [*]:

«В первый праздник Иисус с учениками справлял пасху, и Иуда, думая, что Иисус не знает про его измену, был с ними. Но Иисус знал, что Иуда продал его, и, когда все они сидели за столом, Иисус взял хлеб, разломил на двенадцать частей и подал по куску каждому ученику, и Иуде так же, как и другим, и, не называя никого, сказал: возьмите, ешьте мое тело. И потом взял чашу с вином, передал им, чтобы они все, и Иуда пил из нее, и сказал: один из вас прольет мою кровь. Пейте мою кровь.

Потом Иисус встал и стал всем ученикам мыть ноги, и Иуде, и когда кончил, то сказал: я знаю, что один из вас предаст меня на смерть и прольет мою кровь, но я накормил и напоил его и вымыл ему ноги. Я сделал это затем, чтобы научить вас, как надо поступать с теми, которые делают вам зло. Если будете поступать так, то будете блаженны. Ученики же всё спрашивали, кто из них предатель. Но Иисус не назвал его, чтобы они не наказали его. Когда же стало темно, Иисус указал на Иуду и в то же время велел ему уходить. Иуда встал из-за стола и убежал, и никто не остановил его. Тогда Иисус сказал: вот что значит возвысить сына человеческого. Возвысить сына человеческого значит быть таким же благим, как отец, не к одним любящим нас, но ко всем, и к тем, которые делают нам зло. И потому не рассуждайте об учении моем, не разбирайте его, как это делали православные, а делайте то, что я делал и теперь сделал перед вами. Одну заповедь даю вам: любите людей. Всё учение мое в том, чтобы всегда и до конца любить людей.»

Теперь слово подопечным Святого Луки: как Тайная вечеря представлялась живописцами на протяжении тысячи лет - с VI до XVI века.

4.


VI век. Мозаика Тайная вечеря. Равенна, Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово /Sant'Apollinare Nuovo. Построена в конце 5-начале 6 веков правителем Равенны королем Теодорихом Великим как его придворная церковь. Базилика знаменита уникальными мозаиками, одна часть которых относится ко времени Теодориха, а другая - Юстиниана, когда Равенна стала византийским экзархатом. / The Last Supper. Jesus and his disciples. Mosaic (6th) via

Тайная вечеря - одна из 26 композиций Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне, иллюстрирующих различные события из Евангелия. Мозаика близка с миниатюрой из Россанского кодекса, что на илл. 2 и 3 и другими изображениями того времени.

Создание мозаичного комплекса относится к эпохе Теодориха, в нем участвовали различные мастера. Теодорих был арианином и эти мозаики редкий пример арианского искусства. Они показывают Христа в классическом греко-римском художественном стиле. В 60-х годах 6 века мозаики были частично переложены, чтобы изжить память об остготских правителях Равенны.

5.


XII век. Византийская рукопись. Миниатюра Тайная вечеря / A Miniature of the Lord's Supper in Codex 777. 12th Century. CSNTM. Source. По клику - лист целиком

6.


XII-XIII века. Византийская традиция в Италии. Капуя / Last supper fresco, Sant’Angelo in Formis, S. Italy, 12th-13thC. Italo-Byzantinischer Meister. Judas reaches for the food; School of Monte Cassino, c. 1100, Sant'Angelo in Formis, Capua, still using Roman couches. via

7.


Тайная вечеря. Псков, около 1156 г. Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Тайная вечеря. Западная ветвь подкупольного креста. Source. Цвет изменен - цветопередача исходной фотографии по клику на изображении. Фреска после раскрытия из-под слоя клеевой живописи начала ХХ века. via

Приглашенные греки изобразили в Пскове XII века Тайную Вечерю на свой греческий древний манер, где Спаситель возлежит за столом.

8.


XIII век. Греческая рукопись из Национальной библиотеки Франции / Tétraévangile gréco-latin : représentation de la Cène avec texte en grec et en latin. Date circa 1250-1300. 33.5 × 20 cm. Bibliothèque nationale de France, Grec 54, f.96 verso. Source

9.


XII век. Мозаика Тайная вечеря. Собор Монреале / Duomo di Monreale или Santa Maria Nuova

Santa Maria Nuova - кафедральный собор, расположенный в Монреале, пригороде Палермо. Заложен он сицилийским королем Вильгельмом II Добрым в 1174 году. Главной достопримечательностью является один из крупнейших мозаичных циклов мира, состоящий из 130 мозаик, покрывающих практически все внутренние стены собора на площади около 10 000 м². Большая часть мозаик выполнена между 1183 и 1189 годами. Стилистически и хронологически мозаики принадлежат к комнинскому периоду византийского искусства.

10.


Конец XI века (1081-1086?); позже дополнение XIII века?. Тайная вечеря. Евангелие Апракос. Италия: Далмация, Задар (Зара) (в настоящее время - Хорватия) / 11th century, end (1081-1086?); 13th century? (later addition). Gospel Lectionary. MS. Canon. Bibl. Lat. 61, fol. 106r detail, Bodleian Library. Manuscript. Parchment. Country or nationality of origin Italian. Place of origin: Dalmatia (present-day Croatia), Zadar (Zara). Half page drawing (later addition, 13th century?). Source

11.


Псалтырь XII века из Бодлианской библиотеки / 12th century, third quarter, MS. Douce 293, fol. 011r, Bodleian Library. The Last Supper. In upper half, Christ and twelve disciples at table. In lower half, Christ washing feet of St. Peter. Source

12.


Около 1200 года. Псалтырь / c.1200. Psalter. Miniature cycle illustrating the life of Christ. MS. Gough Liturg. 2, fol. 025v, Bodleian Library. Manuscript. Parchment. Country or nationality of origin: English. Place of origin: North. The Last Supper. Source

13.


Около 1300 года. Псалтырь. Последняя трапеза Христа с апостолами. Иуда вкушает с рук Иисуса / c.1300. Psalter. MS. Douce 38, fol. 038r detail, Bodleian Library. Manuscript. Parchment. Country or nationality of origin: Flemish. Place of origin: Ghent(?). Initial to psalm Dominus illuminatio. Source

14.


1370-1400 года. Темпера на дереве / Jaume SERRA. Catalan painter (d. after 1405). The Last Supper. 1370-1400. Tempera on wood. Museo Nazionale, Palermo. via. This a detail from a predella of an altarpiece. Serra painted two versions of the subject, the other being in Sigena (Huesca). The subject of the Last Supper is usually placed in the centre of the predella. via

15.


Около 1437-1446 г.г. Фра Анджелико. Фреска Тайная вечеря. Причастие апостолов. Монастырь Сан-Марко, Флоренция

16.


1445-1450 года. Андреа дель Кастаньо /Andrea del Castagno (1423-1457). Тайная вечеря в трапезной монастыря Санта Аполлония, Флоренция. Общий вид фрески на стене / Andrea del Castagno. The Last Supper (1445-1450) is a fresco by the Italian Renaissance artist Andrea del Castagno, located in the church of Sant'Apollonia in Florence. via

Сцена из флорентийского монастыря Санта Аполлония представлена в интерьере, построенном по правилам математической перспективы. Одна из примечательных черт фрески - фон, имитирующий большие квадраты из крапчатого мрамора.

17.


Около 1463-1470/1475 г.г. Хайме Уге /Jaume Huguet (1412-1492), каталонский художник периода поздней готики / Jaume Huguet, Last Supper (1470). Jaume Huguet (1412-1492). Last Supper. Around 1463-1470/1475. Tempera, stucco reliefs and gold leaf on wood. Height: 1,700 mm. Width: 1,610 mm. Museu Nacional d'Art de Catalunya Ссылка на изображении выдаст различные размеры до огромного 5702 x 6025.

Тайная вечере с кошкой под лавкой, написанная темперой каталонским художником Хайме Уге (1412-1492), с 1927 года хранится в Национальном музее искусства Каталонии. Когда-то входила в алтарь, сохранившийся частично Saint Augustine Altarpiece. Алтарь был заказан гильдией кожевников, для размещения в августинском мужском монастыре Sant Agustí Vell /Старый Санкт-Августин в Барселоне, Испания

18.


1481-1482 г.г. Тайная вечеря из Сикстинской капеллы, Ватикан. Козимо Росселли. Размер фрески 348,5x570 см / Artist Cosimo Rosselli. Fresco, 1481-1482; 349 cm x 570 cm. Sistine Chapel, Rome. via

На переднем плане фрески из Сикстинской капеллы видим агрессивный спор собаки и кота, а слева еще один кот. Вверху, в окнах, изображены три эпизода страданий Христа: Иисус в Гефсиманском саду; взятие Иисуса Христа под стражу; Распятие на Галгофе.

Флорентиец Козимо Росселли (1439-около 1507) в числе прочих художников был приглашен папой Сикстом IV для украшения Сикстинской капеллы. Фрески Россели частично выполнены его учеником Пьеро ди Козимо, который получил прозвище в честь своего учителя.

19.


1485-1490. Традиционная композиция. Тайная вечеря от Пьетро Перуджино /Pietro Perugino (1446-1524), умбрийская школа, учитель Рафаэля / Pietro Perugino: Ultima cena (Cenacolo di Foligno). via

20.


После 1488. Часослов из Рима, фламандский мастер / After 1488. Book of Hours. Use of Rome. MS. Douce 311, fol. 029v, Bodleian Library. Manuscript. Parchment. Page size: 238 x 165 mm. Country or nationality of origin: Flemish. The Last Supper. Christ gives a sop of bread to Judas. Unusual iconography of this scene. Source

21.


Около 1500 года. Бревиарий. Тондо в маргиналии с фрагментом стола Тайной вечери. Апостол Петр беседует с Христом  / c. 1500. Breviary. Cistercian use. MS. Canon. Liturg. 343, fol. 138v detail, Bodleian Library. Manuscript. Parchment. Country or nationality of origin: Italian. Place of origin: Venice or Padua. Marginal decoration. The Last Supper. St. Peter speaks to Christ. Source

22.


Начало 16 века. Часослов. За круглым столом Иуда, держащий денежный мешок, вкушает хлеб с рук Христа / 16th century, beginning. Book of Hours. MS. Rawl. liturg. f. 8, fol. 086v, Bodleian Library. Manuscript. Parchment. Page size: approx. 150 x 100 mm. Country or nationality of origin: Dutch. Place of origin: Delft. Image description: Introducing Seven Penitential Psalms. Full-page miniature. Last Supper, Communion of the Apostles. Apostles seated at table, St. John asleep on Christ's bosom, Christ gives bread to Judas who holds money bag (first Eucharist). Panel border with flowers on pale yellow ground inspired by the Ghent-Bruges style. Source

23.


Замок Конельяно. Джованни ди Франча /Giovanni di Francia, венецианская школа 15 века Museo Civico di Conegliano. Что они делают раки на скатерти Тайной Вечери рассказывается в этой статье на итальянском языке. Там же другие примеры с микроскопическими картинками. Изображение и ссылки взяты у _corso_ в Конельяно

А что можно обнаружить в итальянской провинции?

Например, эта Тайная вечеря с раками, разбросанными по столу.

24.


Фреска одной из альпийских церквей 16 века, расположенной на озере Лаго-Маджоре или реке Пьяве (?). via

Красные ракообразные на Последней трапезе здесь благообразно лежат на тарелках.

25.


1520-1525 года. Флоренция. Фреска Тайная вечеря Андреа дель Сарто / Andrea del Sarto (1486/87-1531) изображает традиционную композицию. /  Andrea del Sarto, The Last Supper (1520-25), Fresco, Convent of San Salvi, Florence. Фреска на стене в интерьере. Zoom

И снова Флоренция. Живописец флорентийской школы Андреа дель Сарто был учеником Пьеро ди Козимо, того самого который вместе со своим учителем Козимо Росселли расписывал Сикстинскую капеллу [см. илл. 18]. В Италии традиции передавались исправно. А в Германии в это время уже пошел процесс отказа от изжившего.

26.


1573 год. Паоло Веронезе. "Тайная вечеря", после знакомства с шедевром Святой инквизиции переименованная в "Пир в доме Левия" /Cena a Casa di Levi. Венеция, Галерея Академии. via

В ренессансной Италии появляются примеры уж совсем вольного прочтения сюжета.

Грандиозная композиция была первоначально исполнена как Тайная вечеря и предназначалась для трапезной монастыря Сан Дзаниполо /Санти-Джованни э Паоло. Картина была заказана, чтобы заменить предшествующее ей произведение Тициана, сгоревшее в 1571 году во время войны с турками, когда помещение использовалось в военных целях. Веронезе строит сцену, повинуясь ритму регулярных архитектурных кулис: три большие арки образуют авансцену и создают впечатление театрального спектакля. Кроме Христа и апостолов в общирнейшей зале циркулирует настоящая толпа персонажей в современных одеждах и в непринужденных позах. Мнгочисленные люди, кажется, абсолютно безразличны к евангельским событиям.

Трибунал инквизиции, созванный доминиканскими монахами, счел творение Веронезе неприемлемым. Художника вызвали в суд, справедливо обвинив в несоблюдении католической иконографии.

Сохранился протокол заседания этого трибунала от 18 июля 1573 года:

«Вопрос: Сколько людей вы изобразили и что каждый из них делает?

Ответ: Прежде всего - хозяина постоялого двора, Симона; затем, ниже него, решительного оруженосца, который, как я предполагал, пришел туда ради собственного удовольствия поглядеть, как обстоят дела с едою. Там много ещё и других фигур, но их я теперь уже не припоминаю, так как прошло много времени с тех пор, как я написал эту картину…

Вопрос: Что обозначают эти люди, вооружённые и одетые как немцы, с алебардою в руке?

Ответ: Мы, живописцы, пользуемся теми же вольностями, какими пользуются поэты и сумасшедшие, и я изобразил этих людей с алебардами… чтобы оправдать их присутствие в качестве слуг, так как мне казалось подобающим и возможным, что хозяин богатого и великолепного, как мне говорили, дома должен был бы иметь подобных слуг…

Вопрос: Сколько, по вашему мнению, лиц действительно было на этой вечере?

Ответ: Я думаю, что там были только Христос и его апостолы; но поскольку у меня на картине остается некоторое пространство, я украшаю его вымышленными фигурами… Я пишу картины со всеми теми соображениями, которые свойственны моему уму, и сообразно тому, как он их понимает…» [Мастера искусства об искусстве: В 7 т. М.: Искусство, 1965-1970. Т.2. С.246-249. Перевод А. А. Губера по первому итальянскому изданию текста 1888 г.]

Судьи постановили, чтобы художник «исправил» картину в течение трех месяцев со дня приговора за собственный счет. Веронезе подошел к решению проблемы без лишней суеты - он просто изменил название. Вместо "Тайной вечери" сделал надпись на балке балюстрады: "Левий дал пир для Господа" (FECIT D COVI MAGNV. LEVI. - сокращение лат. Fecit Domino Convivium Magnum Levi). С правой стороны Веронезе выписал на балюстраде DIE. XX APR. - Апрель, день 20-й и дал ссылку на цитату LVCA. CAP. V. (лат. Evangelio de Lucas, capitulo V) - Евангелие от Луки, глава V, чтобы у Святой инквизиции больше не было сомнений.

Художник он и в XVI веке художник.

27.


1547 год, Лукас Кранах Старший /Lucas Cranach der Ältere (1472-1553). Тайная Вечеря с Мартином Лютером среди апостолов изображена на центральной части алтаря виттенбергской городской церкви Святой Марии /Мариенкирхе 16 века. В этой кирхе часто проповедовал Лютер. Полный вид алтаря в интерьере (3601x2396), via. / Lucas Cranach the Elder altarpiece in City Church of Wittenberg (1547). Reformation altarpiece by Lucas Cranach the Elder (1472-1553) in the Stadtkirche St Marien, Wittenberg. Triptych, centre panel, the Last Supper with Luther amongst the Apostles; left panel, Philipp Melanchthon performs a baptism assisted by Martin Luther; right panel, Luther makes his confession; Luther's sermon below, 1547, Cranach, Lucas, the Elder (1472-1553) / Church of St.Marien, Wittenberg, Germany. Альтернативная ссылка на картинку.

31 октября 1517 года профессор теологии Виттенбергского университета, монах-августинец, священник Мартин Лютер вывешивает на двери Замковой церкви Виттенберга свои 95 тезисов. Началась Реформация. Запустился процесс изменения мира.

Лукас Кранах долгие годы провел при дворе саксонского курфюрста Фридриха Мудрого в Виттенберге (1505-1550). Он стал одним из первых художников принявших Реформацию. Кранах был автором портретов Лютера, его жены Катарины фон Бора и его ближайшего сподвижника Филиппа Меланхтона, которые повторял во многих вариантах. Кранах создавал и большие религиозные образы, иллюстрирующие богословские аспекты Реформации.

В Тайной Вечери Лукаса Кранаха из триптиха в Мариенкирхе отражается лютеранское понимание Евхаристии, изложенное в 1520 году в трактате Мартина Лютера «О вавилонском пленении Церкви».

28.


1565 год. Лукас Кранах Младший (1515-1586) / Protestant version by Lucas Cranach the Younger, 1565, with leading Reformers portrayed as the Apostles, and the Elector of Saxony kneeling. via

Лютер отстаивал буквальное понимание слов "Сие есть тело Мое... Сия есть кровь Моя..." и присутствие во время Евхаристии одновременно как тела и крови Христа, так хлеба и вина. Это расходилось с католическим пониманием, что Христос присутствует в Евхаристии под видом хлеба и вина. Иными словами Лютер признавал, что Христос реально присутствует в Святых Дарах, но сущность хлеба и вина при этом не уничтожается.

Лютер также заявил, что Евхаристия не является жертвой. Искупительная жертва принесена Христом на Голгофе и повторить ее нельзя. Важной особенностью лютеранской Евхаристии является представление о том, что Христос присутствует в Дарах только во время мессы. По окончании мессы оканчивается и это присутствие, Дары вновь становятся лишь хлебом и вином. Я В теологии я не сильна, поэтому если где-то допустила ошибку - исправьте, пожалуйста.

Источники:
[*] Текст Толстого: Гр. Л. Н. Толстой. Жизнь и учение Iисуса. (Составлено изъ краткого содержанiя глав "Изложенiя Евангелiя" Л. Н. Толстого). Не въ силѣ Богъ, а въ правдѣ. Перепечатывается съ изданiя "Свободного слова". С-Петребургъ. Тип. М. П. С. (Т-ва И. Н. Кушнеревъ и Ко), Фонтанка, 117. 1906. Всемiрный Вѣстник. 1906. Стр. 26. На корешке переплета указан № 7. Издание из моей библиотеки. Текст взят здесь: Лев Толстой - ПСС. Том 24. Произведения 1880. Глава X. Борьба с соблазнами, он соответствует тому, что в моем "Всемирном вестнике".
Джеймс Холл. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Перевод с английского и вступительная статья Александра Майкапара. - М.: «Крон-пресс», 1999.
Ссылки, указанные в тексте. Другое.

Дополнительно:
Кондаков Н. П. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. Одесса, 1876 [Записки Имп. Новороссийского университета. 21]. Пловдив 2012. загрузка pdf
en.wikipedia.org: Last Supper in Christian art
es.wikipedia.org: La Última Cena
Condé Nast Traveller: Как попасть на просмотр "Тайной вечери" Леонардо?

Первая редакция данного поста: Тайная вечеря от арианства до лютеранства, 2014-04-17. Внесены изменениями и дополнениями.

См.также:
Тайная вечеря в миниатюрах рукописей XII-XVI веков, 2015-04-09
Вино, хлеб, рыба, овощи. О еде ромеев, 2015-10-26
Тайная вечеря китайского художника Цзэн Фаньчжи /Zeng Fanzhi, 2001 и другие его картины, 2014-02-04

illuminations, средневековье, религия, художественный фильм

Previous post Next post
Up