Греческие вазы 18+. Весеннее

Apr 08, 2016 18:09

Оригинал взят у gorbutovich в Греческие вазы 18+. Весеннее

Античная вазопись



Менада и сатир. Воспроизведение красно-фигурной росписи. См. илл #33 / A depiction of a male figure with the tail of an animal and a laurel wreath on his head entertaining a female companion. Photomechanical process. Size: image 11.2 x 11.5 cm. Collection: Iconographic Collections. Library reference no.: ICV No 39485. Wellcome Library, London. Source

Весенний апрельский репост трех материалов давних 2010-2012 годов, посвященных древнегреческой расписной керамике, в основном, на наш современный ханжеский взгляд не слишком пристойного содержания. Из замечательного журнала cicerone2007 (последнее обновление блога было в 2014 году) уважаемой Натальи Юрьевны Самойленко.


2.


Менада и сатир. Красно-фигурная амфора. Nikosthenic amphora, Аттика; Pamphaios (potter, signature), Oltos; около 525-515 гг до н.э.; Лувр. Сторона А. via

----- Начало репостов -----

Оригинал взят у cicerone2007 в Греческие вазы. Первоапрельское [1 апреля, 2012]

Некоторые прекрасные греческие вазы можно решиться представить почтенной публике только в день смеха. Тем более что это весенний праздник. Может быть, древних греков веселило совсем другое, но нам самыми забавными из изображенных на вазах кажутся эротические сюжеты. Начну с самой безобидной сцены. Стыдливым под кат предлагаю не забираться.

На скифосе Мастера Персефоны из Вико Эквенсе, созданном в середине V века до н.э. и хранящемся сейчас в Бостоне, изображен анод Афродиты. Богиня выходит на землю из потустороннего мира. Сатиры с козлиными головами и конскими хвостами поют и скачут рядом с ней. Природа оживает: цветущий плющ украшает верхнюю часть вазы.

3.



Один из самых впечатляющих сосудов в собрании Бостонского музея изящных искусств - колоколовидный кратер из Кум, созданный во второй половине V века до н.э. Блистательный вазописец, с которым сейчас исследователи связывают ряд сосудов, получил свое имя благодаря этому кратеру - его именуют Мастером Пана.

На одной стороне кратера представлен известный жестокий сюжет: Артемида и Актеон. Богиня-девственница безжалостно расправляется с молодым охотником, который имел несчастье увидеть ее обнаженной. Собаки грызут Актеона, а Артемида сейчас пронзит его стрелой.

4.


http://zoom.mfa.org/fif=sc2/sc238460.fpx&obj=iip,1.0&hei=100&cell=1000,1000&cvt=jpeg

Совершенно неожиданно после этого зверства смотрится изображение на другой стороне кратера. На мой взгляд, здесь тоже зверство, но совсем другого характера:

5.


http://zoom.mfa.org/fif=sc1/sc134.fpx&obj=iip,1.0&wid=960&cvt=jpeg

Пан с козлиной головою мчится за юным пастушком. Впрочем, пастушок готов постоять за себя: оглядываясь на преследователя, он заготовил плеть.

6.



За спиной Пана высится герма Гермеса. Гермес - отец Пана. Оживающая на наших глазах статуя порадовала больше всего)))

7.



Не менее выразительную герму удалось встретить в собрании Старого музея в Берлине. Это - пелика Мастера Персея.

8.



В залах Старого музея собрано много замечательных ваз. Разумеется, представлена и героическая тематика, и спортивные достижения древних греков. Но трудно было пройти мимо женских образов. Изобразить в центре килика, чаши из которой пили вино, гетеру над ночным горшком…

9.



Пора переходить к любовным сражениям. Одна из жемчужин берлинской коллекции - ойнохоя из Локр, созданная Мастером Шуваловской амфоры:

10.



Любовники здесь юны и изящны.

11.



А вот в музее в Тарквинии довелось увидеть парочку зрелого возраста. Довольная дама, повернувшая голову на 180 градусов, произвела сильное впечатление:

12.



На другой пелике из Тарквинии еще более запоминающийся сюжет. Не часто в истории искусства можно найти такое простое и убедительное изображение предвкушения)))

13.



Тем, кто только вошел во вкус, разглядывая греческие вазы, предлагаю вспомнить о сатирах.

СатирыОригинал взят у cicerone2007 в Греческие вазы. Сатиры крупным планом [24 апреля, 2010]

К числу наиболее симпатичных персонажей, которых мы встречаем на греческих краснофигурных вазах, безусловно, относятся сатиры. Это не только постоянные спутники Диониса. Довольно часто мы видим их изображенными «крупным планом» в роли симпосиантов. Только ведут они себя так, как достойным мужам вести себя в обществе не полагается. Оно и понятно - ведь это хвостатые полулюди-полузвери, не знающие меры.

В центре килика из коллекции Бостонского музея изящных искусств, созданного около 500 г. до н.э., изображен сатир с курносым носом, пышной бородой и лысиной, которую лишь слегка маскирует венок из плюща. Мастер Онесим придал его движениям резкость. Он словно пританцовывает, сидя на амфоре:

14.



В сатира может превратиться любой мужчина, если он забудет о правилах, выпьет больше, чем следует. И будет смешон как сатир. Например, как другой персонаж Онесима, который на килике из собрания Виллы Гетти в Малибу тянется к женщине:

15.


http://www.flickr.com/photos/mharrsch/448430656/in/pool-ancient-ceramic

Три чаши я дарую благомыслящим
В моем застолье: первой чашей чествуем
Здоровье, а второю - наши радости
Любовные, а третьей - благодатный сон.
Домой уходит умный после этого.
Четвертая нахальству посвящается,
Истошным воплям - пятая, шестая же -
Разгулу пьяному, седьмая - синякам,
Восьмая чаша - прибежавшим стражникам,
Девятая - разлитью желчи мрачному,
Десятая - безумью, с ног валящему.
В сосуде малом скрыта мощь великая,
Что с легкостью подножки ставит пьяницам.

/Эвбул у Афинея. Пер. Н.Т.Голинкевича, под ред. М.Л.Гаспарова. Цит. по: Ф. Лиссарраг. Вино в потоке образов. М.,2008, с. 52-53/

Мы уже любовались менадами и сатирами [ см. ниже или] : http://cicerone2007.livejournal.com/38565.html

Вот еще одна парочка мастера Пентесилеи из собрания Лувра. Менада здесь юная и хрупкая. Канфар она использует как щит, а тирс готова превратить в копье:

16.


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2b/Satyros_mainade_Louvre_G448.jpg

Впрочем, сатиры могут быть и вполне безобидными, как этот плясун на килике мастера Макрона. Большой канфар стоит на столике. Хвост не бросается в глаза, а пенис такого размера, который приличествует людям или богам:

17.


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7e/Satyros_Louvre_MNE961.jpg

Гораздо чаще сатиры изображаются итифаллическими существами (от слов «прямой» и «фаллос»). Кстати, патологически гипертрофированное половое влечение у мужчин именуется: «сатириазис».
Вот одно из самых забавных изображений возбужденного сатира на килике мастера Эпиктета. В руках у сатира свирели, а собственный фаллос он превратил в крючок, на который повесил чехол для музыкальных инструментов:

18.


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7c/Satyros_Cdm_Paris_DeRidder509.jpg

Особняком стоит, вернее - сидит, вот этот персонаж, чье изображение сохранилось на сосуде из собрания музея в Палермо. Интересно, о чем он задумался?

19.


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4a/Seated_satyr_MAR_Palermo_NI2158.jpg

А «под занавес» - великолепный псиктер из собрания Британского музея работы мастера Дуриса, созданный около 480 г. до н.э., с резвящимися сатирами:

20.



Дионис и его свита. Сатиры и менадыОригинал взят у cicerone2007 в Греческие вазы. Дионис и его свита [10 апреля, 2010]

Выпьем! Быть может, какую-нибудь еще новую песню
Нежную, слаще, чем мед, песню найдем мы в вине.
Лей же хиосское, лей его кубками мне, повторяя:
«Пей и будь весел, Гедил!» - Жизнь мне пуста без вина.

/Гедил. Пер. Л.В.Блуменау. Поэзия Древней Греции и Древнего Рима. М., 2009, с.145/

21.



Это изображение Диониса и сатиров украшает шейку большой чернофигурной амфоры, которая сейчас находится в Британском музее. Амфора происходит из афинской мастерской Андокида и атрибутируется вазописцу Приаксу. Божественную сущность Диониса подчеркивают стебли плюща, абрис которых здесь напоминает крылья. Кроме процарапывания мастер использует белую и красную краски.

22.



Амфора - это сосуд для воды, которая была так же необходима на симпосии, как и вино. Неразбавленное вино греки не употребляли. И Дионис не только даровал вино людям, но и научил их в каких пропорциях надо смешивать вино с водой.

23.



А на килике, который тоже относится к концу VI в. до н.э., из парижского Кабинета медалей изображено начало процесса изготовления вина. В центре килика голова горгоны, а вокруг вьется лоза, с которой сатиры и женщины обрывают гроздья. Дионис сидит на муле и наблюдает за своими суетливыми спутниками:

24.


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/41/Cup_vintage_Cdm_Paris_320_n2.jpg

Мы видим не только корзины, но и давильню, из которой льется сок. Первой давильней люди тоже обязаны Дионису:
Стал он выравнивать камень скалы, углублять понемногу
Внутренность оной, железом равняя стенки изострым,
Ямки широкой в камне дно углубляя помалу!
Так сотворил он впервые прообраз винной давильни;
Сочнообильные кисти снимает он тирсом изострым
С плети лозы гроздовой - вот серпа стального прообраз!
Сатиров хор его славил... Один же вдруг наклонился,
Руки к лозе простирая - и стал собирать эти грозды.

25.


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/45/Cup_vintage_Cdm_Paris_320_n1.jpg

Миску взял другой и в миску складывал кисти,
Освобождая грозди ягод от зелени пышной.
Третий, даже без тирса, без острого даже железа
Тянет десницу, глядя пристально в груды сих ягод -
Плод и сочный, и крепкий он с черенков обирает,
Подле груды высокой ягод на корточках сидя;
После чего ссыпает бог виноград в эту ямку,
Горкою оставляя ягоды посередине,
После их ровным слоем по дну рассыпает, ровняя,
Дабы, как на гумне зерно, они плотно лежали.
Так он полнит до края ягодами углубленье
И начинает ногами давить виноградные грозды.

26.


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f9/Cup_vintage_Cdm_Paris_320_n3.jpg

Сатиры, потрясая космами в ветре, стремятся
Делать то же, что делал бог Дионис перед ними,
И, подвязав небриды пестрые прямо под плечи,
Славу они возглашали вакхийским неистовым ладом.
Яро топтали грозды, стопами переминаясь,
Эвия восхваляя, и с лона того гроздовья
Грязнобелая пена взбурлила над месивом алым!
И не в обычные чаши напиток сбирали, но в бычьи
Полые роги, а после стали говаривать люди:
«В рог наливать - значит смешивать винную влагу с водою!»
/Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. К.Кереньи. Дионис: прообраз неиссякаемой жизни. М., 2007, с.54./

27.


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/34/Cup_vintage_Cdm_Paris_320_n4.jpg

Великолепную композицию, где сидящий Дионис держит в руках канфар, мы встречаем на амфоре из собрания Бостонского музея изящных искусств. Перед Дионисом двойная сплетенная лоза, за ним не только виноградные гроздья, но и побег плюща:

28.



А вокруг скачут и карабкаются по лозе маленькие сатиры, похожие на обезьянок:

29.



Симпосий немыслим без поэзии и музыки. Поэтому Дионис может предстать не только с канфаром или ритоном в руках, но и с лирой, в момент творческого экстаза. Таким мы видим его в медальоне краснофигурного килика из парижского Кабинета медалей. Мастер Брига изображает его вместе с двумя пляшущими сатирами с кроталами в руках:

30.


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/11/Dionysos_satyrs_Cdm_Paris_575.jpg

Музыкальные инструменты мы видим в руках у сатиров на кратере из собрания музея Саклера в Гарварде. Сосуд, созданный около 500 г. до н.э. атрибутируется мастеру Клеофрада. Впрочем, в руках у сатиров не только музыкальные инструменты, но и сосуды для вина и даже кузнечные инструменты. Дело в том, что это не просто разгульная процессия, а возвращение Гефеста, бога-кузнеца, на Олимп. Вернуть Гефеста, чтобы он расковал свою безжалостную мать Геру, Дионису помогает вино. Он опоил его, а сатиры вовлекают Гефеста в поток дружеского веселья:

31.



Диониса сопровождают не только сатиры, но и менады. Впрочем, на многих сосудах сатиры и менады изображаются и без Диониса. Вот два килика, в медальонах которых мы видим выразительные пары. В первом случае менада ведет себя вполне мирно, уступая домогательству сатира:

32.



А на килике из мюнхенского собрания тирс, увитый плющом, превращается в руках у женщины в грозное оружие:

33.


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f6/Kylix_by_Makron_Mainade_Satyros_Staatliche_Antikensammlungen_480BC_Kat_94_02.jpg

На внешней стороне килика, который атрибутируется мастеру Макрону, мы видим шесть пар, двигающихся в ритме танца: разгоряченные наглые сатиры преследуют менад.

34.


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/42/Kylix_by_Makron_Mainade_Satyros_Staatliche_Antikensammlungen_480BC_Kat_94_04.jpg

Эротика такая же составляющая симпосия, как и музыка, поэзия, танец. Сатиры - это полулюди-полузвери, не знающие меры. Но и взрослому мужчине, участнику дружеской вечеринки, приходится не просто:

Против Эрота мне служит оружием верным рассудок,
Выйдя один на один, не победит он меня;
Смертный, с бессмертным готов я бороться. Но если Эроту
Вакх помогает, один что я могу против двух?

/Руфин. Пер. Л.В.Блуменау. Поэзия Древней Греции и Древнего Рима. М., 2009, с.181/

----- конец репостов -----
В заключение обложка книги "La sexualité masculine. Que sais-je?" / "Мужская сексуальность. Что я знаю?". Действительно, сатир с древнегреческой вазы - удачный вариант иллюстрации для такой работы.

35.


via: puf.com, amazon.fr

Повтор поста с добавлением gorbutovich: Греческие вазы. Первоапрельское. 18+ 2013-04-01

См. также:
Античные анатомические вотивы из Британского музея. 18+
Античные фаллосы из Секретного Британского музея. 18+
Средневековая фреска "Дерево с подвешенными фаллосами"

Греция, миф

Previous post Next post
Up