Жорж де Ла Тур. Гадалка. Датировка: между 1620 и 1639, скорее 1630-е годы. Холст, масло. Музей Метрополитен, Нью-Йорк / The Fortune Teller. Georges de La Tour (French, Vic-sur-Seille 1593-1653 Lunéville). Date: probably 1630s. Oil on canvas. 101.9 x 123.5 cm. The Metropolitan Museum of Art. Source. По клику - 3805 x 3147
Пока старая гадалка-цыганка вещает свое предсказание, наивного юношу обворовывают ее сообщницы. Подобный сюжет был весьма популярен в живописи XVI-XVII веков, в том числе среди караваджистов по всей Европе.
Еще в начале XX века никто не помнил имени этого неизвестного мастера, чьи работы хранились в провинциальных музеях Франции. Однако при жизни он был весьма успешным живописцем. Художника звали Жорж де Ла Тур, работал он в Люневилле и находился под покровительством местного герцога. После кончины имя живописца быстро забыли. Лишь в 1940-е годы его вновь “открыли” и возвеличили как самого вдохновенного из последователей Караваджо. Искусствоведы говорят, что лотарингец Жорж де Ла Тур продемонстрировал собственное, возможно самое личностное и поэтическое восприятие стиля великого Караваджо.
Жорж де Ла Тур (Латур) /Georges de La Tour (1593-1652) родился в Вик-сюр-Сей /Vic-sur-Seille в Лотарингии, вроде бы, в семье булочника и жил близ Люневилля /Lunéville. В то время Лотарингия еще не входила полностью в состав Франции, и шла нескончаемая борьба за обладание ее землями. По стране не раз прокатывалась волна религиозных войн.
2.
Жорж де Ла Тур. Гадалка. 1630-е (?). Музей Метрополитен. Фрагмент
"Гадалка" Жоржа де Ла Тура (1593-1652) из Метрополитен-музея является одним из ранних шедевров художника, хотя есть те, кто сомневается в авторстве, считая полотно искусной подделкой. Официальная позиция искусствоведов - работа принадлежит де Ла Туру.
Надпись на картине содержит название города, где жил Ла Тур - Lunéville в Лотарингии.
3.
Жорж де Ла Тур. Гадалка. 1630-е (?). Музей Метрополитен. Фрагмент
Картину можно интерпретировать как жанровую или театральную сцену. Либо как отсылку к притче о блудном сыне из Евангелия от Луки: "По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно" [Луки 15:13].
4.
Жорж де Ла Тур. Потасовка музыкантов. Приблизительно 1625-1630 / Georges de La Tour (French, 1593-1652). The Musicians' Brawl. About 1625-1630. Oil on canvas. 85.7 × 141 cm. The J. Paul Getty Museum, Los Angeles. Source. Формат 9509 x 5648 здесь
До нас до шло мало сведений о жизни Ла Тура. Зато известно, например, что он был надменен но отношению к соседям и нелюбим ими. Что было с молодым человеком до 1617 года исследователи не знают.
5.
Слепой игрок на шарманке. Жорж де Ла Тур. 1620-1630-е. Холст, масло, 86 х 62,5 см. Прадо / A blind Hurdy-gurdy Player. Georges de La Tour. Oil on canvas, 86 x 62,5 cm. Museo Nacional del Prado / Ciego tocando la zanfonía. 1620-1630. Source
В брачном контракте Ла Тура содержится запись, что 2 июля 1617 года на девушке из благородной люневильской семьи женится Латур-живописец, следовательно, в этот период он уже трудился как художник. Молодые селятся в Люневелле, который в то время был одной из резиденций герцога Лотарингии. Видимо, до смерти герцога в 1624 году Латур в основном работал для двора и получал ряд привилегий; затем его основными заказчиками становятся богатые горожане.
6.
Жорж де Ла Тур. Святой Иероним читает письмо. Около 1627-1629(?). Национальный музей Прадо, Мадрид, Испания. В чтении помогают очки / Georges de La Tour. Saint Jerome Reading a Letter. Oil on canvas, 73.5 x 59.5 cm. Madrid, Museo Nacional del Prado. Depósito del Ministerio de Trabajo y Asuntos Sociales. Source, via
В тридцатые годы XVII века Лотарингия окончательно переходит под власть французской короны, и Ла Тур в 1639 году получает официальный титул - Ординарный живописец короля. Он добивается признания и финансового успеха. В 1642 году в письме к французскому наместнику горожане причисляют художника к самым богатым людям города.
Латур имел большую семью: у него родилось десять детей, но только трое его наследников пережили своих родителей.
8.
Около 1640-х / The Newborn Child. Georges de La Tour. Oil on canvas, 76 x 91 cm. Rennes, Musée des Beaux Arts. Source
На художника большое влияние оказала школа Караваджо. Расположение Лотарингии между Германией, Францией и Нидерландами предопределило и влияние на Латура голландской жанровой живописи.
9.
Жорж де Латур. Поклонение пастухов. Фрагмент. 1640-е. Лувр, Париж / Georges de La Tour. The Adoration of the Shepherds. Oil on canvas. 1.07 x 1.31 m. Louvre Museum. Source
Без ответа остается вопрос, узнал ли Ла Тур о стиле Караваджо через художников утрехтской школы, таких, как Хонтхорст, или сам ездил в Италию.
10.
Жорж де Латур. Поклонение пастухов. 1640-е. Лувр, Париж / Georges de La Tour. The Adoration of the Shepherds. Oil on canvas. 1.07 x 1.31 m. Louvre Museum. Source, via
Подобно Хонтхорсту, Ла Тур ассоциируется в первую очередь с изображением ночных сцен и использованием свечи как источника света на картине. Однако свет Ла Тур передает более тонко и чутко, его работы значительнее по замыслу и более мрачные по настроению.
11.
Женщина, ловящая блох. Жорж де Ла Тур. Холст, масло, 120 х 90 см. Коллекция Дворца герцогов Лотарингии - Лотарингский музей, Нанси, Франция / The Flea Catcher. Georges de La Tour. Oil on canvas, 120 x 90 cm. Nancy, Collection Palais des ducs de Lorraine - Musée Lorrain. Source, via
Вокруг хронологии работ Ла Тура существует немало ученых споров.
12.
Жорж де Ла Тур. Уплата пошлины, 1634, Львовская галерея искусств, Львов, Украина / Georges de La Tour. Payment of Dues (Payment of Taxes). Date 1630-1635 (эта дата в википедии). Oil on canvas. Dimensions 99 × 152 cm. Lviv National Art Gallery. Source, via
Согласно Оксфордскому Путеводителю по искусству /Art and Artists [*] только три его картины датированы: 1634: "Уплата пошлины", Львовская галерея искусств, Львов, Украина; 1645: "Раскаяние Святого Петра", Художественный музей Кливленда; 1650: "Отречение Святого Петра", Музей изящных искусств, Нант.
13.
Жорж де Ла Тур. Гадалка. 1630-е (?). Музей Метрополитен. Фрагмент
На картинах, ассоциирующихся с началом творческого пути Жоржа де Ла Тура, действие происходит при свете дня, а персонажами являются крестьяне и публика типа карточных шулеров. Они значительно отличаются по духу от спокойных и величавых религиозных образов периода его зрелости, так что здесь спорна не только датировка, но и сама принадлежность картин.
14.
Жорж де Ла Тур. Гадалка. 1630-е (?). Музей Метрополитен. Фрагмент
Как уже сказано, утверждалось и горячо опровергалось, что "Гадалка" из Музея Метрополитен подделана в наши дни. В частности, сомнения в подлинности полотна возникли у английского историка искусства Кристофера Райта, его позиция изложена в книге 1984 года Искусство фальсификатора / Art of the Forger by Christopher Wright. Центральная идея книги: Гадалка из Мет, наряду с другими работами, приписываемыми Ла Туру, на самом деле является подделкой XX века, исполненной художником и реставратором Эмилем Делобре /Emile Delobre (1873-1956).
15.
Жорж де Ла Тур. Гадалка. 1630-е (?). Музей Метрополитен. Фрагмент
Согласно версии Райта подлинность «Гадалки» была подтверждена сравнением её с двумя версиями «Шулера».
16.
Жорж де Ла Тур. Шулер с трефовым тузом. Между около 1630 и около 1634. Художественный музей Кимбелла, Форт-Уэрт, штат Техас, США / Georges de La Tour (1593-1652). The Cheat with the Ace of Clubs. Between circa 1630 and circa 1634. Oil on canvas. 97.8 × 156.2 cm. Kimbell Art Museum. Source
Оба «Шулера» всплыли в 1920-х годах, они находились в частных коллекциях и в первый раз могли быть изучены специалистами. При этом, пишет Райт, фальшивки «доказали» подлинность друг друга. По его гипотезе, все три картины были написаны в США французом Делобре, «Шулера» в начале XX века, «Гадалка» в 1940-х годах. Фальшивую «Гадалку» потом якобы подсунули вместо старой картины схожей тематики, которая висела в одном французском замке и история которой прослеживалась с 1879 года.
Специалисты из музеев Метрополитен, Лувр и других категорически не согласны с подобными утверждениями.
Никто не оспаривает тот факт, что большинство картин, приписываемых кисти молодого Ла Тура, причем почти исключительно на основании стиля, являются мастерски выполненными произведениями XVII века, но их авторство все-таки остается под вопросом.
Два «Шулера», как и «Гадалка» из Мет, стоят несколько особняком в творчестве художника. Когда были известны только «ночные» картины Ла Тура, где освещение воспроизводилось с помощью свечи, авторство «Шулера с бубновым тузом» подвергалось сомнению. Но после обнаружения других подобных картин, схожесть композиционного решения и трактовки образов не позволили специалистам сомневаться в авторстве Ла Тура.
18.
Фрагмент / Georges de La Tour. Le Tricheur. Musée du Louvre. Source
В 1972 году «Шулера с бубновым тузом» приобрели для Лувра.
19-20.
Kimbell Art Museum .
Musée du Louvre
Фрагменты двух «Шулеров»
Другая проблема в изучении наследия Ла Тура заключается в том, что многие из его не вызывающих сомнения композиций существуют более чем в одном варианте и студийные копии, каковыми они представляются, порой исключительно высоки по уровню.
21-22.
Musée de Grenoble .
Nationalmuseum, Stockholm
Кающийся Святой Иероним. Жорж де Ла Тур: 21. В красных "трусах": Музей Гренобля, Гренобль, Франция / Penitent Saint Jerome. Georges de La Tour. Oil on canvas, 157 x 100 cm. Date 1624-1650. Grenoble, Musée de Grenoble. Saisie de l'Etat Inventorié en 1797. Source 22. В белых "трусах": Национальный музей Швеции / Saint Jerôme pénitent. Georges de La Tour. Date entre 1625 et 1642. 152 × 109 cm. Nationalmuseum, Stockholm, Suède. via
Сын Ла Тура, Этьен (1621-1692), работал в мастерской отца, и, возможно, он является создателем некоторых копий. Достоверно не известна ни одна его самостоятельная работа, но “Воспитание Богоматери”, собрание Фрика, Нью-Йорк, подписанное “де Ла Тур”, приписывается именно ему.
23.
Игроки в кости. Около 1651 года. Предположительно последняя работа Жоржа де Ла Тура / Georges de La Tour. Dice-players, ca. 1651, probably his last work. Preston Hall Museum, Stockton-on-Tees, UK. Source. В формате 4860 x 3600.
В Мадриде в музее Прадо с 23 февраля 2016 по 12 июля 2016 проходит выставка работ Жоржа де Ла Тура "Georges de La Tour. 1593 - 1652". Часть картин, что в данной записи, можно там увидеть.
24.
Обложка каталога выставки Жоржа де Ла Тура в Прадо / Georges de La Tour. Catálogo publicado con motivo de la exposición Georges de La Tour, celebrada en el Museo del Prado entre el 23 de febrero y el 12 de junio de 2016. 184 páginas. 24 x 28 cm. Rústica. Source
А титульной работой выставки является, конечно же, «Гадалка» из Мет.
While an old gypsy crone tells his fortune, a naive youth is robbed by her accomplices, a subject popular among Caravaggesque painters throughout Europe in the seventeenth century. La Tour’s painting can be interpreted as a genre or theatrical scene, or as an allusion to the parable of the prodigal son. The inscription on the painting includes the name of the town where La Tour lived, Lunéville in Lorraine.
Catalogue Entry
Georges de La Tour’s Fortune Teller is one of the painter’s early masterpieces. It has been variously dated between 1620 and 1639, and it is most likely from the 1630s. The canvas is signed at top right: G. de La Tour Fecit Luneuilla Lothar:, identifying La Tour as working in Lunéville in Lorraine, where he died in 1653. The painting is first recorded in 1650, in the posthumous inventory of Jean-Baptiste de Bretagne in Paris, where it appears as no. 14: "grand tableau peint sur thoille avecq la platte bande dorée représentant des diseuses de bonneaventure, original de La Tour", and was valued at the very high sum of 30 livres. In 1879 it is recorded again in the posthumous inventory of Édouard Lemonnier de Lorière, who had died that year, at the château de Moulin Vieux, Asnières sur Vègre, Sarthe. The Lemonnier de Lorière family had acquired the château de Moulin Vieux "fully furnished" from the last marquis de Scépeaux, and it is possible that the canvas by La Tour was already in the château by the time it passed to them. The painting subsequently belonged to Édouard Lemonnier de Lorière’s daughter, Mme Léonce de Gastines at château de la Denisière near Coulans, Sarthe, until 1921, and then to her son, Général Jacques de Gastines, at La Vagotière, Degré, Sarthe. After his death in 1948, his heirs sold the picture to Wildenstein, from whom it was acquired in 1960 by the MMA.
The painting has a later addition at the top, just above the signature, and has also been cut down to the left, and it is likely that its format was originally closer to other works by La Tour. It has in fact been suggested that the Fortune Teller may have been a pendant to the Cheat with the Ace of Diamonds at the Louvre, or the Cheat with the Ace of Clubs at the Kimbell Art Museum in Fort Worth, Texas.
La Tour represents five eccentrically dressed three-quarter length figures. At the center is a naïve boy, surrounded by four gypsy women. The old hag on the right is telling the youth’s fortune, while two of the beautiful young girls steal from him. The subject of the gypsy fortune teller and the duped young man was common in Europe in the sixteenth and seventeenth centuries. This was a typical Caravaggesque subject matter and the Italian artist painted two canvases with this topic, now in the Pinacoteca Capitolina in Rome and the Musée du Louvre in Paris. The topic, however, may have derived from prints. The overall composition is similar to Northern works such as the Old Gypsy Telling the Fortune of a Young Lady by Jacques de Gheyn II. The courtesan on the right is similar to an etching by Bellange, and the old gypsy may derive from an engraving by Jasper de Isaac (Pariset 1961). It is also possible that the subject may derive from contemporary theatrical scenes, and may even be related to the biblical subject of the Prodigal Son.
Видео к выставке "Жорж де Ла Тур" в Музее Прадо с комментариями куратора / Museo Nacional del Prado. Exposición "Georges de La Tour". Vídeo de la exposición "Georges de La Tour" comentada por su comisario institucional Andrés Úbeda. Source