Советские анекдоты. Очень избранное. Часть 1

May 25, 2015 21:33

Смешно!
Оригинал взят у gorbutovich в Советские анекдоты. Очень избранное. Часть 1
Анекдот 25B: В поезде контролируют пассажиров. Подходят к молодому человеку довольно помятой наружности: «Документ!». Берет бумагу. Читает: «Ана… анализ мочи… Итальянец будете? А ну, что там еще… Жиров нет… Сахара нет… А, сахарком промышляете… белков нет… и яичками. Это, брат, штука… Гонококи в большом количестве… Открывай чемодан!» Посмотрели… «По-вашему, это гонококи, а по-нашему - старое барахло!…» [Напечатано в газете " Иллюстрированная Россия". Париж, 1927. № 13] {1}



Владимир Маяковский. Окна сатиры РОСТА №429, октябрь, 1920. Скан из книги Маяковский. Окна РОСТА и ГлавПолитПросвета. 1919-1921. Составитель Алексей Морозов. - М.: Издательство "Контакт-культура", 2010

Анекдоты могут служить прекрасным историческим источником, особенно для проникновения в дух эпохи. В издательстве "Новое литературное обозрение" вышла первая научная публикация тематически разнородных анекдотов периода от большевистской революции до конца советской эпохи.

30 анекдотов из книги Советский анекдот (Указатель сюжетов). Миша Мельниченко, составление. Москва: Новое литературное обозрение, 2015, а также Окна РОСТА, плакаты и фотографии.

Немного теории. Термин «анекдот» /греч. anekdotos - «неизданное, не подлежащее широкой огласке» - появился в середине VI века нашей эры в Византии благодаря труду Прокопия Кесарийского «Тайная история», посвященному развенчанию панегирических образов императора Юстиниана и его супруги Феодоры. Современники историка под этим словом понимали различные сплетни, слухи, кривотолки. Примерно это значение термин сохранил до середины XVII века; позже анекдотами стали называть рассказы о выдающихся исторических личностях, знаменитых людях, их необычайных поступках, суждениях или же о курьезных ситуациях, в которые они попадали. Анекдот как жанровое обозначение появился в России в середине XVIII века.

Механизмы рождения анекдота современного типа для исследователей не вполне ясны.


2.


Владимир Маяковский. Окна сатиры РОСТА №428, октябрь, 1920

Политический анекдот в современном понимании, т.е. жанр преимущественно городского фольклора, появляется в начале ХХ века и быстро превращается в центральный жанр городской традиции. В первое десятилетие существования советского государства оно сквозь пальцы смотрело на стремительное развитие анекдотической традиции - допускалось даже издание сборников анекдотов [#1]. В первом издании Большой Советской энциклопедии (1926) особо отмечалась такая разновидность жанра, как политический анекдот, «получающий в моменты политических кризисов большое агитационное значение, как своеобразное орудие политической борьбы» [#2].

3.


Завод «Красный путиловец». Очередь за зарплатой. Неизвестный фотограф, Ленинград, 1926

В 1927 году в журнале «Новый Леф» появилась аналитическая публикация, посвященная анекдоту [#3], которая стала на многие десятилетия единственной в отечественной историографии. Ее автор, В. Перцов, не цитируя ни одного анекдота, утверждал, что «похабный жанр» в условиях построения нового общества уступает место политическому анекдоту, производителями и потребителями которого являются представители обоих полюсов советского общества.

В конце двадцатых годов происходит усиление давления власти на носителей анекдотической традиции. Историк И. Шитц 13 мая 1929 года делает запись в дневнике: «ГПУ будто бы циркулярно распорядилось преследовать анекдоты, задевающие советскую власть» [ШИ 1991: 115].

4.


Агитбригада "Синей блузы". Неизвестный автор,1920-е

На долгое время анекдот становится жанром противозаконным - рассказанный или даже услышанный анекдот мог стать поводом для преследования со стороны государства. Только на очень небольшой срок - в годы Великой Отечественной войны - происходит временная и очень условная легализация жанра, модели которого активно использовались советскими пропагандистами, что на некоторое время позволило текстам анекдотов оказаться на страницах официальных периодических изданий.

Политические изменения, вызванные смертью Сталина, привели к заметному уменьшению опасности, связанной с рассказыванием анекдотов. Естественно, легализован жанр не был, но гипотетическое наказание за рассказанный анекдот, согласно 190-й статье УК РСФСР («Клевета на советский государственный строй…») не должно было превышать семи лет, на практике же - в источниках второй половины существования советского государства не удается найти информации ни об одном достоверном случае судебного преследования за рассказанный анекдот.

1960-1980-е годы становятся золотым веком советского анекдота.

Анекдоты.

Примерный год в [скобках] поставлен мной, могу что-то перепутать в шифрах и явках издания.

5.


Владимир Маяковский. Окна сатиры РОСТА №5, начало декабря, 1919

10A. История, во время Гражданской войны обошедшая все противоборствующие лагеря, рассказывает о неком омском профессоре, который был разбужен однажды ночью сильным стуком в дверь. «Кто там?» - спросил он испуганно. «Главнокомандующий Северо-восточными силами Красной армии» - последовал громоподобный ответ. Гораздо более робко профессор спрашивает: «Ч-чем я м-могу помочь?» - «Скажите мне, - ответил командующий, - а Дуся дома?» (Дусей была горничная профессора). [1917-1921] {2}

6.


Украинцев и русских клич один - да не будет пан над рабочим господин! Маяковский Владимир Владимирович, 1920. via

9A. В период освободительной борьбы на Правобережье очень часто менялись политические режимы. Один раз, когда отступили войска УНР и пришла деникинская армия, ее бойцы стали приставать к еврею: «Ты за какую власть?». Испуганный еврей еще не знал, что войска УНР уже отступили, и выпалил: «Я за Петлюру!» - «А-а, раз так, снимай штаны. Всыпать двадцать пять! Надо говорить: “Я за Единую и неделимую”». Потом деникинцы отступили, и ворвались в городок махновцы. Снова придрались к еврею: «Ты за кого?» - «Я?.. За “Единую и неделимую”!» - «Ага, за золотопогонников? Снимай штаны!.. Надо говорить: “Я за батьку Махно!”» Отступили махновцы, пришли красные. Снова к еврею: «Ты за кого?» - «Я за батьку Махно!» - «Ага, за бандита Махно? Снимай штаны!.. Надо бороться только за советскую власть». Отступили и красные, и в городок снова пришли войска УНР. Солдаты - к еврею: «Ну, за кого ты?». Жид молча снял штаны: «Бейте, только не спрашивайте!»

[Правобережье - правобережная Украина. УНР (Украинская Народная Республика) - государственное образование, возникшее в результате революции 1917 года на территории украинских земель бывшей Российской империи] {3}

7.


Плакат «Образцово подготовимся к Путине!» Солонин Георгий Павлович. 1955

1A. Осенью 1917 года разразилась большевистская революция в России, и многие пророчили, что ее дни не продлятся долго. Бездельники шутили - чтоб не присоединялся к ним никто, кроме грешников и злодеев - что не сегодня завтра придет ей конец. Отвечал Гилель Златопольский и сказал: «Ошибаетесь вы, господа. Также как какая-нибудь вещь может пролежать триста лет на правом боку, так же она может пролежать триста лет и на левом…». [1917 (ивр.)]

[Имеется в виду более чем трехсотлетнее правление династии Романовых (1613-1917), последним царствующим членом которой был Николай Второй] {4}

2A. Приходят в голову новые «армянские» анекдоты: «Старый режим, новый режим, - усех рэжим». [01.08.1918]

[«Армянские» анекдоты - популярный с конца XIX века тип анекдота вопросно-ответной структуры, абсурдистская загадка. К этому типу восходят популярные в послевоенное время анекдоты об армянском радио.] {5}

8.


Владимир Маяковский. Окна сатиры РОСТА №428, октябрь, 1920

2B. Украинец, бежавший от преследования на Кавказ, спросил местного грузина: «Какой тебе больше нравится, старый или новый режим?». Грузин посмотрел на украинца пронзительным взглядом, а потом ответил на ломаном русском языке: «Старый режем, новый режем, шашлык делать будем…». {6}

4. Благоразумный патриот: «Ура! Наши взяли город!» - «Кого ты называешь нашими?» - «Тех, кто взял город». [1918-1921] {7}

6A. Накануне Пасхи двое встречных разговаривают, и один, прощаясь, говорит другому: «С наступающим!..» Шпик: «Пожалуйте в чрезвычайку!» - «?!?!» - «Знаю, о ком говорите! Пожалуйте!» [27.04.1919]

[Чрезвычайка - одно из народных названий ЧК (ВЧК) - Всероссийской чрезвычайной комиссии при Совете Народных Комиссаров по борьбе с контрреволюцией и саботажем - чрезвычайного органа, отвечающего за обеспечение государственной безопасности.

"Знаю, о ком говорите!" - анекдот зафиксирован в момент наступления Колчака на Урале.]{8}

9.


Владимир Маяковский. Окна сатиры РОСТА №111, июнь, 1920

8. «Как дела на юге?» - «Пук! Поляки У Киева». [30.09.1920]

[Анекдот зафиксирован вскоре после катастрофического поражения советских войск под Варшавой в ходе Советско-польской войны 1919-1921 годов.] {9}

1676С. В камере смертников комиссия спрашивает присужденных к расстрелу про последнее желание. Один попросил свидания с женою, другой попросил передать письмо матери. Дошла очередь до еврея. «Я хотел бы поесть малинки». - «Так сейчас же зима!» - «Ничего, я подожду». - «А может, вы чего иного пожелали бы?» - «Прошу после расстрела похоронить меня рядом со Сталиным». - «Так он же еще жив!» - «Ничего, я подожду». [1937-1938] {10}

2520A. На «звездинах» один рабочий назвал сына Ильичом (в честь Ленина), другой дочку - Розою (Люксембург). Подходит еврейчик. «Как хочешь назвать сына?» - «Червончик». - «Почему Червончик?» - «А пусть так же хорошо растет, как червонец». [13.01.1924] {11}

10.


Плакат "Товарищ Ленин очищает землю от нечисти". Виктор Николаевич Дени (Денисов) (1893-1946). Казань, 1920

162B. Исключенный из партии жалуется: «Меня исключили только за то, что я похож на вождей: по происхождению я - как Ленин (дворянин), отношусь к партии - как Троцкий (оппозиционер), с женщинами веду себя, как Луначарский (гомосексуально), а в частной жизни, как Рыков (любит со стеклянным богом здороваться). Вот и угоди им: одним честь, а других выгоняют». [20.05.1924]

[- Ленин (дворянин) - в первых биографиях Ленина информация о его дворянском происхождении умалчивалась или сознательно искажалась. Так, в книге Зиновьева мы видим строки о том, что отцом Ленина был крестьянин (см.: Зиновьев Г. Ленин - вождь всех трудящихся. 1918. С. 1). В речах его сподвижников и их мемуарах постоянно подчеркивалась «мужицкая» сметка и деловитость Ленина (подробнее см.: Великанова О. Образ Ленина в массовом восприятии советских людей по архивным материалам. Lewiston, Queenston, Lampeter, 2001. (Slavic Studies. Vol. 6)).

- Луначарский (гомосексуально) - в двадцатые годы активно циркулировали слухи о гомосексуальности Луначарского.

- А.И. Рыков в народе слыл алкоголиком. В честь него советская тридцатиградусная водка получила название «рыковка».] {12}

11.


Новые граждане новой России, неизвестный автор, 1920-е

*166A. Коммунист заходит к заведующему баней: «Послушай, а нет у тебя отделения для партийцев? Как-то неудобно совсем голышом… при беспартийных всяких…» - «Это, товарищ, комчванство, партия его осуждает. Нет у нас такого отделения, баня общая». - «Ну, что делать? Пойду в общую. Разденусь, значит, при всех… просто и скромно… Как все, так и я». - «А это, товарищ, капитулянство. Партия его осуждает. Члены партии должны выделяться, быть заметными, а не растворяться в массах». - «Тогда надену трусы. И буду в них мыться». - «Вот это правильная партийная позиция». [1926] {13}

12.


Две женщины на пляже. П. Мокиенко, Крым, г. Ялта, 1926

2787. «Мама, я потеряла…» - «Что?» - «Невинность». - «Ох, как ты меня напугала. А я подумала - хлебные карточки». [1932] {14}

*2785. «Он подарил ей на память карточку. Это произвело сильное впечатление». - «Фотокарточку?» - «Нет, продуктовую». [1930] {15}

*2776A. В Одессе. «Вайнштейн, вы поц». - «Безобразие! Ругаетесь нехорошими словами». - «А что я такого нехорошего сказал? Это просто сокращение. Вы пайщик Одесского Церабкопа697, да? Берем первые буквы и получаем… Теперь же в такой моде сокращения!» [1926]

[Поц - мужской половой орган (идиш).] {16}

13.


Работница, борись за чистую столовую, за здоровую пищу! Бри-Бейн Мария Феликсовна, 1931

*2842A. «Почему так неумело готовят в столовых Нарпита?» - «Все кухарки заняты. Управляют государством». - «Ага, теперь я понял, почему так неумело управляют государством». [1926]

[Нарпит - государственная организация общественного питания] {17}

14.


Караул от Школы имени ВЦИК по охране временного Мавзолея В.И. Ленина и комендант Кремля Р.А. Петерсон (в центре). 1924 г. ФСО России. Из экспонатов историко-документальной выставки «Государственная охрана России. История и современность. 130 лет». Выставочный зал федеральных архивов. ул. Б. Пироговская, 17. Source

2908. Москвич, глядя на новый Мавзолей: «Живут же люди!». [1930] {18}

2916A. Некого К. умудрились арестовать четырнадцать раз в течение одного года. Проживавший в той же самой квартире коммунист просил жилищный отдел передать ему комнату К., потому что «гражданин К. занимает два помещения…» [1932] {19}

2917A. Во время ревизии квартир чекист обнаружил, что гражданин С. и гражданка С. живут в разных комнатах. «Муж и жена? - грозно спросил он и, получив утвердительный ответ, крикнул: По закону должны жить в одной комнате: другую я беру на учет!» - «Я не могу жить с мужем в одной комнате». - «Почему? Закон приказывает». - «У меня есть любовник», - ответила она в присутствии ошеломленного мужа. Чекист растерялся. «В таком случае можете занимать особую комнату». Ничего подобного не было, но комната была спасена. [1932] {20}

15.


Плакат Счастливые родятся под советской звездой! Говорков В.И. 1936

*2921A. Молодая девушка принимает душ, сосед по коммунальной квартире подглядывает в дверную щель. «Как вам не стыдно, Петр Николаич, вы же женатик, в летах». - «Нужна ты мне больно, дуреха! Смотрю, не нашим ли мылом моешься. Что-то слишком быстро оно смыливается». [1935] {21}

2790A. «Председателю Госплана СССР т. Вознесенскому. <…> Вы, вероятно, знаете, что среди детей и всего населения широкой популярностью пользуется анекдот об иждивенческой карточке. На Крымской конференции между Рузвельтом, Черчиллем и т. Сталиным обсуждался вопрос, какой казни подвергнуть Гитлера. Рузвельт предложил расстрел, Черчилль - виселицу, а Сталин предложил посадить его на русскую иждивенческую продкарточку. После ознакомления, что это за карточка, все пришли к единодушному решению, что более суровой казни не придумать». [01.06.1945] {22}

2791A. Проститутка на «плешке» у метро Революции называет сумму. Командировочный: «Больно дорого». Она: «А что? Коммерческая цена. Такого ведь тебе по карточкам не выдают». […-14.12.1947] {23}

16.


Долой кухонное рабство! Шегаль Григорий Михайлович, 1931

*2792A-B. Неравный брак. В Лондоне: «Ты знатен, после смерти отца будешь лордом, а она дочь мелкого лавочника…». В Нью-Йорке: «Ты богат, а она бедная художница…». В Москве: «У тебя анкета в порядке, ты работаешь в ящике, а у нее мать была на оккупированной территории, брат побывал в плену, а дядя живет в Канаде…». Вариант более ранний: «У тебя рабочая карточка и паек НР, а она иждивенка, какие-то несчастные 400 грамм хлеба…» [1948-49] {24}

*2834A. Однажды явились Богу немец, испанец, японец и гражданин СССР. Бог их спрашивает, кто за чем пришел. «Я хочу, чтобы Германия была объединена», - сказал немец. «Я пришел помолиться за власть Франко», - сказал испанец. «А я бы хотел еще ближе быть к восходящему солнцу», - сказал японец. «А я шел, - говорит гражданин СССР, - смотрю, очередь маленькая, дай, думаю, тоже стану, может дают что-то…» [1956] {25}

*2793. «Почему все стремятся жить в Москве?» - «Кушать хочется». [1957] {26}

17.


Леонид Ильич Брежнев на отдыхе в Крыму. Владимир Мусаэльян, Крым, Нижняя Ореанда, 1982

2794. Корреспондент: «Как вы решаете проблему снабжения?». Брежнев: «Посредством его централизации. Мы все свозим в Москву, а из Москвы население само разбирает». [1970-е] {27}

2795. Армянское радио: «Что такое: длинное, зеленое и пахнет колбасой?» - «Электричка из Москвы». [1979] {28}

2800A. Огромная очередь в магазине. Все ждут, что будут продавать колбасу. Директор магазина не знает, как справиться с толпой. Он выходит и говорит: «Товарищи, колбаса будет продаваться только передовикам производства, награжденным значками ударника». Толпа заметно поредела, но все же остается довольно большой. Директор вновь объявляет: «Товарищи, колбаса будет продаваться только участникам Великой Отечественной войны». Народа осталось еще меньше. Директор опять объявляет: «Товарищи, колбаса будет продаваться только членам КПСС». Осталось всего десятка два человек. Директор говорит им: «Товарищи, но вам-то можно сказать, что колбасы нет и не будет». {29}

18.


Берегите природу - мать вашу. Виктор Ахломов, 1972

2804A. В магазине висит объявление: «Постельное белье продается только ветеранам Куликовской битвы». К отделу подходит дряхленький старичок и говорит: «Продайте мне, пожалуйста, белье, я ветеран». - «Справку давайте», - говорит продавщица. «Ну откуда же у меня такая справка, ведь давно это было, никто нам тогда никаких справок не выдавал». - «Не знаю, не знаю! Татары все со справками». {30}

Книга "Советский анекдот (Указатель сюжетов)" издательства "Новое литературное обозрение", из которой все эти истории, - первая научная публикация тематически разнородных анекдотов, имевших хождение в СССР с 1917 по 1991 год. В издание вошли материалы из прессы, эмигрантских сборников, сводок о настроениях населения, доносов, судебных дел, записей фольклористов-любителей, дневников современников и прочих источников. Всего в Указателе 5852 статьи, каждая из которых посвящена одному анекдотическому сюжету. Исследуются теория жанра, особенности бытования анекдота в СССР, прослеживается история заимствований в эмигрантских и постперестроечных публикациях советских политических анекдотов, проанализирована достоверность записей анекдотов в источниках разных видов.

Источники:

Текст: "теоретическая" часть - на основе разделов из данной книги "Введение" и "Анекдот и его фиксация". Сами анекдоты - цитаты, нумерация сохранена, источники или их обозначения - см. в "Указателе источников". Расшифровку - см. в книге или я напишу, если кому надо.

Изображения: Окна РОСТА, если не указано иное: собственный скан из книги Маяковский. Окна РОСТА и ГлавПолитПросвета. 1919-1921. Составитель Алексей Морозов. - М.: Издательство "Контакт-культура", 2010.
Фотографии, если не указано иное: История России в фотографиях.

Примечания. Указатель источников:

[#1] Вирпис А. Сборник анекдотов. Вып. 1. Тверь, 1927; Оцмах Б. Анекдоты и остроты из еврейского быта. Краснодар, 1927.
[#2] БСЭ. М., 1926. Т. 2. С. 743.
[#3] Перцов В. Анекдот. Опыт социологического анализа // Новый Леф, 1927. № 2. С. 42.

[Нажмите: Указатель источников]
{1} 25B. {Примечание к записи: «Это я слышал в художественном исполнении артиста Савроматова в Русском доме в Б. Айресе. Даты не помню».}
ММ: н.д. [КИ 2007: без н.с.] 25C.ПР: 26.03.1927 [ИЛ 1927(13): 2] 25D.СБ: *1918 [ШТ 1987: 331]
ИЛ 1927(13): Анекдоты // Журнал "Иллюстрированная Россия". Париж, 1927. № 13

{2} 10A. ЗФ: *1917-1921 (англ.) [TD 1942: 48]: TD 1942 - Talmadge I.D.W. The Enjoyment of Laughter in Russia // Russian Review. 1942. Vol. 2. № 2. P. 45-51.

{3} 9A. СБ: н.д. (укр.) [ШО 194?: 26] = (укр.) [СГ 1956: 23-24] 9B.СБ: н.д. (ст. орф.) [КС 192? (1978): 95] 9C.СБ: н.д. [ЛК *1991: без н.с.]

{4} 1A. ЗФ: *1917 (ивр.) [ДА 1935-1938 (1991): 214 (№ 2787)]

{5} 2A. ДН: 01.08.1918 [ОН 1997(1): 206]

{6} 2B. СБ: н.д. (укр.) [СГ 1956: 44]

{7} 4. 4A.ЗФ: *1918-1921 (англ.) [LE 1935: 262]

{8} 6A. ДН: 27.04.1919 (ст. орф.) [МН 1915-1933(3): 107] МН 1915-1933(х1035) - Мендельсон Н.М. «Pro me» - дневник. НИОР РГБ. Ф. 165. К. 1. Ед. хр. 1-15.

{9} 8. 8A.ДН: 30.09.1920 [МН 1915-1933(5): 37об.]

{10} 1676С. СБ: н.д. (укр.) [ШО 194?: 52] = *1937-1938 [АЕ 1951: 75]

{11} 2520A. ДН: 13.01.1924 (укр.) [ЕС 1997: 56]

{12} 162B. ДН: 02.02.1928 (укр.) [ЕС 1997: 582] 162C.ДН: 20.05.1924 [МН 1915-1933(14): 13] 162D.СБ: н.д. (ст. орф.) [СА 1927: 33] = (ст. орф.) [КС 1928: 88]

{13} *166A. СБ: *1926 [СН 2000-2002: без н.с.]

{14} 2787A.СБ: *1932 [СН 2000-2002: без н.с.] = ЗФ: н.д. [СН 1924-1937: № 157]

{15} *2785. *2785A.СБ: *1930 [СН 2000-2002: без н.с.]

{16} *2776A. СБ: *1926 [СН 2000-2002: без н.с.]

{17} *2842A. СБ: *1926 [СН 2000-2002: без н.с.]

{18} 2908. 2908A.СБ: *1930 [СН 2000-2002: без н.с.]

{19} СБ: н.д. [КС 1932: 97]

{20} СБ: н.д. [КС 1932: 97]

{21} *2921A. СБ: *1935 [СН 2000-2002: без н.с.] *2921B.СБ: н.д. [ШТ 1987: 99-100] *2921C.СБ: н.д. [ЕА 1994а: 206]

{17} 2790A. ДД: 01.06.1945 [СЖ 2003: 68] CЖ 2003 - Советская жизнь. 1945-1953 / Составители Е.Ю. Зубкова, Л.П. Кошелева, ГА. Кузнецова, А.И. Минюк, Л.А. Роговая. М., 2003

{18} 2791A. ММ: …-14.12.1947 [СН 1981-1985: 536]

{19} *2792A-B. ММ: 1948-49 [СН 1981-1985: 102]

{20} СБ: н.д. (укр.) [СГ 1956: 22]

{21} *2793A-B.СБ: *1957 [СН 2000-2002: без н.с.]

{22} 2794A.СБ: *1970-е [ШТ 1987: 49] 2794B.СБ: *1982 [СН 2000-2002: без н.с.]

{23} 2795A.СБ: *1979 [ШТ 1987: 89-90] 2795B.СБ: н.д. [ЛК *1991: без н.с.]

{24} СБ: н.д. [ЛК *1991: без н.с.]

{25} СБ: н.д. [ЛК *1991: без н.с.] 2804B.СБ: н.д. [ЛК *1991: без н.с.] 2804C.СБ: *1981 [СН 2000-2002: без н.с.] 2804D.СБ: н.д. [ХЛ 1994: 39]


Смотрите также:

Иллюстрированная Россия. Взгляд из 1927 года: большевистский переворот глазами эмигрантов. 22 ноября, 2012
Прогнозы о Крыме и СССР через 100 лет из 1927 года. 27 марта, 2014
Военные тайны Кремля от ФСО и Росархива. 22 мая, 2015
Советские репрессии в 1921-1953 годах. 17 мая, 2015
Безбожные пословицы Великой Отечественной войны. 8 мая, 2015
Сайт-архив эмигрантской прессы: http://librarium.fr/ru

СССР, Сталин, юмор, соцреализм, 20 век

Previous post Next post
Up