Дэко-тора, или еще раз о древней самобытной культуре

May 30, 2015 00:21

Учитывая, как многие маргинальные тенденции автомобильной моды зародилось в Японии, и сколько времени им потребовалось, чтобы распространиться в западном мире, я с замираением сердца и ушей жду, когда сюда доползет мода на "дэко-тора" (от decorative trucks). Хотя продолжаю лелеять надежду, что сие поветрие так и останется забавной локальной особенностью Страны восходящего солнца и некоторых других культур Юго-Восточной Азии.
У нынешней моды, при всей ее антитезе практичности, корни, однако, лежат в бытовой потребности - и ее удовлетворении доступными способами.





В конце 60-х годов в полунищей после военной разрухи стране вовсю бегали трехколесные грузовички (ото-санрин, オート三輪).



Использовались они, понятно, в хвост и в гриву. При паршивом качестве металла и отсутствующем антикоре все это начинало ржаветь еще на сборочной линии. Среди рыбаков, которым последний аспект был особо актуален - в соле и воде в их хозяйстве недостатка не было и совсем недавно купленный на кооперативные деньги трехколесный работяга в момент превращался в дырявое и ржавое корыто.

Поэтому юзеры были вынуждены теми немногими средствами, что были им доступны, латать по возможности свою технику. Наклепывать заплатки, наращивать борта, менять и кастрюлить из подручных "говна и палок" новые бампера и оперение. В ход шло все - детали от рейсовых автобусов, от списанной американской военной техники…
Попутно началось украшение. В какой-то момент, когда с прокатом стало полегче, получило распространение нанесение узорчатой гравировки (вроде как это называется "гильоширование", на английском - engine turning). Разнообразие текстур росло и вскоре уже целые панели кузова или фургона, а также любая другая подходящая поверхность была покрыта каким-то узором, рисунком, несла фонарик или какую другую цацку.

В 1975 году на экраны страны выходит юмористический сериал "Торакку Яро" (トラック野郎, буквально "Дальнобой-раздолбай") о приключениях работяги на промысле грузового извоза и перманентного неудачника личного фронта Момодзиро Хоси, и его закадычного приятеля Киндзо Мацусита.



В фильме друзья разъезжают на двух богато украшеных грузовиках Мицубиси Фусо: главный герой рулит трехосником T951 1967 года, а его подельник - более легким Т650 1970-го.



Оглушительный успех сериала привел к массовому подражанию и взрывной популярности украшательства грузовиков. Постепенно, впрочем, все сошло на нет. Второе дыхание у движения дэко-тора открылось во второй половине 1990-х годов. В основе "нового стиля" теперь лежала эстетика мультсериала про боевых роботов "Гандам".



То есть море хрома и полированной нержавейки, выступающие формы, кронштейны зеркал заднего вида, и еще черт знает что.



И конечно неоновые огни, сотни. тысячи их.



Забавной отличительной особенностью современных "дэко-тора" стал бампер "Рассэру-модоси" (ラッセル戻し), названый так за сходство с когда-то широко распространенным железнодорожным снеговым отвалом производства компании "Рассел".



Что характерно, подавляющее большинство этих разукрашенных тележек по-прежнему умудряется исполнять свою основную функцию, т.е. перевозка грузов.
Выглядит этот цирк уродов в движении следующим образом.

Днем:

image Click to view



Ночью:

image Click to view



Желающие поглубже нырнуть в изучение светописей по теме, могут пройти по ссылке в гугле.

хиросимские байки - 95, Автодыбр, культурологическое

Previous post Next post
Up